Современное состояние и перспективы развития страхового рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

К числу основных препятствий развития страхования относятся:
1) небольшой финансовый потенциал российских страховщиков;
2) не соответствующие мировым стандартам требования к платежеспособности страховых организаций;
3) отсутствие многообразных стимулов для страхования;
4) низкая страховая культура населения;
5) неразвитость инфраструктуры страхового рынка.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1.Общая характеристика страхового рынка …………………………….4
Понятие и функции страхового рынка ……………………………………..4
Структура страхового рынка ………………………………………………..8
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития страхового рынка
в России ………………………………………………………………………… 13
2.1Основные тенденции развития страхового рынка в России ………………13
2.2 Государственное регулирование страхового рынка ………………………18
2.3 Проблемы страхового рынка ……………………………………………….22
Заключение ………………………………………………………………………32
Список использованной литературы …………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                           

 

               

 

                                                       Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………2

Глава 1.Общая характеристика страхового рынка …………………………….4

    1. Понятие и функции страхового рынка ……………………………………..4
    2. Структура страхового рынка ………………………………………………..8

Глава 2. Современное состояние  и перспективы развития страхового рынка 

в России ………………………………………………………………………… 13

2.1Основные тенденции  развития страхового рынка в  России ………………13

2.2 Государственное регулирование  страхового рынка ………………………18

2.3 Проблемы страхового  рынка ……………………………………………….22

Заключение ………………………………………………………………………32

Список использованной литературы …………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

Страхование, как метод управления рисками, является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.

С позиций сегодняшнего дня необходимо подчеркнуть понимание страхования  как самостоятельной экономической  категории. Страхование способствует защите имущественных интересов предприятий и граждан, безопасности и стабильности предпринимательства. Роль страхования особенно важна, поскольку оно стимулирует развитие рыночных отношений и деловой активности, улучшает инвестиционный климат. Степень развития страхового рынка отражает возможности экономического роста страны. Поэтому развитие национальной системы страхования – одна из важнейших стратегических задач в области создания инфраструктуры рынка. Для России, где практически все виды деятельности характеризуются повышенным риском, это имеет особое значение.

Значимость страхования  существенно возрастает в период перехода к рынку и укрепления частной собственности. В отличие  от планово-административной системы, государство перестает нести  ответственность за возмещение ущерба экономических субъектов и граждан в случае неблагоприятных событий, стихийных бедствий и катастроф. В свою очередь, это способствует формированию спроса на страховые услуги.

Большинство страховых организаций, особенно в регионах, испытывают серьезные трудности с привлечением профессионально подготовленных кадров, отвечающих современным требованиям ведения страховых операций. Практически не развита инфраструктура страхового рынка. По основным макроэкономическим показателям российский страховой рынок значительно уступает развитым странам и не отвечает возрастающим потребностям в защите имущественных интересов юридических и физических лиц.

К числу основных препятствий развития страхования относятся:

1) небольшой финансовый потенциал российских страховщиков;

2) не соответствующие мировым  стандартам требования к платежеспособности  страховых организаций;

3) отсутствие многообразных стимулов  для страхования;

4) низкая страховая культура  населения;

5) неразвитость инфраструктуры  страхового рынка.

Предмет исследования: анализ страхового рынка и перспектив его развития.

Объект исследования: страховой  рынок.

      Целью данной курсовой работы является анализ страхового рынка и перспектив его развития.

Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:

1. Провести отбор литературы  по данной тематике.

2. Рассмотреть страховой рынок  как финансовый конструкт.

3. Проанализировать перспективы  развития страхового рынка в  России.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации.  Это чрезвычайно важно для российской экономики, которая на настоящий момент всё ещё пребывает в сложном положении.

 

 

 

 

 

 

                      Глава 1. Общая характеристика страхового рынка.

 1.1.  Понятия и функции страхового рынка

 

Страховой рынок - составная  часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка. Их специфика происходит из сущности страхования.

Под страховой деятельностью  следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).1 Угроза интересам субъектов страхового рынка существует всегда, но не носит обязательного характера. Поэтому всегда существует выбор и расчет: покупать (продавать) или не покупать (не продавать) тот или иной страховой продукт. Очевидно, что для реализации данного выбора страховой продукт должен всегда присутствовать на финансовом рынке. Данное присутствие и формирует страхование как составную часть финансовых отношений, сложившихся в стране.

Каждый страховой продукт  соотносится с конкретным объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой  риск), его стоимость (страховую сумму), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов).2 Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.

Специфика страхового продукта (его видимая сторона) в том, что  страховой взнос всегда меньше страховой суммы. Такое соотношение обеспечивает рыночную привлекательность страховых продуктов и соответствующий спрос на них. Видимая выгода от покупки страхового продукта налицо. Но она не означает потери продавца, так как число полисов (покупателей) обычно больше, чем число страховых случаев. В силу этого продавец (страховщик) не несет потерь, если цена страхового продукта определена правильно. Можно предположить, что страхование - это своеобразная «игра» между покупателями и продавцами страховых продуктов, т.е. страхователями и страховщиками.

Страховщиком  устанавливается  определенные соотношения между  платежами страхователей и страховщика, возникающими по поводу купли-продажи  страхового продукта, т.е. определяют цену страхового продукта (тариф). Уровень тарифа должен быть достаточно низок, чтобы обеспечить сбыт данного страхового продукта, но и в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы страховщика на выплату возмещений и содержание аппарата, а также обеспечить необходимую прибыль.3 Эта противоречивая задача решается на основе использования вероятностных расчетов.

Тариф, с одной стороны, заключает в себе величину страхового риска (и следовательно, определяет его цену). С другой стороны, представляется некоторой средней величиной. Между тем, страховые события действуют «не в среднем», а избирательно. Данное противоречие решается путем соответствующей дифференциации цен страхового продукта по категориям его покупателей, с учетом их индивидуальных рисков. Другими словами, в процедуру купли-продажи страховых продуктов вводится система скидок и накидок, при которой учитываются индивидуальные особенности страхователей и которая одновременно заинтересовывает и даже вынуждает страхователя к бережному отношению к застрахованному объекту, т.е. минимизации страхового риска.

Таким образом, стоимость  и цена страхования как количественные характеристики страхового продукта - вполне конкурентные величины. Необходимость  продать страховой продукт вынуждает  страховщика к совершенствованию  страховых продуктов, снижению цен  на них. Необходимость получить прибыль, наоборот, требует повышения цен. Отсюда, страховой рынок регулируется спросом и предложением на страховые продукты, за исключением тех случаев, когда страхование объектов (субъектов) осуществляется в обязательном порядке (т.е. по закону).

 

Место страхового рынка  в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности (таб. 1).

Страховой рынок выполняет  ряд взаимосвязанных функций: компенсационную, накопительную, распределительную, предупредительную  и инвестиционную. Основная функция  страхового рынка - компенсационная, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функции выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим лицам в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных условий. Накопительная или сберегательная функция обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную страховую сумму.4 Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность данной функции выражается в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования. 

Предупредительная функция  страхового рынка непосредственно не связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба.5

 С развитием страхового рынка роль инвестиционной функции возрастает. Обращает на себя внимание ряда зарубежных экономистов, определяющих страховые компании как институциональных инвесторов, основной функцией которых в общественном производстве определяется мобилизация капитала посредством страхования.

 

 

                                                                                                           

                                                                                                                             Приложение              

                                                                                                     Таблица 1.1. 

                        Место  страхового рынка в финансовой системе.

                                                         Страховой рынок

   
 


 

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура  страхового рынка

 

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.6

Страховые организации это институциональная основа страхового рынка. Страховая организация или страховая компания это конкретная форма организации страхового фонда страховщика. Страховая компания осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховая организация экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности. Экономические отношения между страховыми организациями осуществляются на основе сострахования и перестрахования.

Страховые организации  структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых  операций, зоне обслуживания. По принадлежности страховые организации различают на акционерные, частные, публично - правовые и общества взаимного страхования. Акционерная страховая компания - это негосударственная организационная форма, в которой в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества. Уставный капитал акционерного страховщика формируется из акций и других ценных бумаг, что позволяет при ограниченных средствах значительно увеличить финансовый потенциал страховой организации.

Акционерная форма страховщиков доминирует на страховых рынках развитых стран. Частные страховые компании принадлежат одному собственнику или его семье. К уникальной форме частных страховщиков можно отнести английскую корпорацию «Ллойд», которая представляет собой не юридическое лицо, а объединение физических лиц. В государственном страховании в качестве страховщиков выступает государство. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования, что определяется соответствующим законом о статусе страховой организации.

Осуществление государственного страхования представляет собой  форму государственного регулирования  национального страхового рынка. Правительственные  страховые организации относятся к некоммерческим структурам, деятельность которых основана на субсидировании. Правительственные страховые организации специализируются на страховании от безработицы и страховании компенсаций рабочим и служащим.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития страхового рынка в России