Современное состояние и перспективы развития страхового рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

К числу основных препятствий развития страхования относятся:
1) небольшой финансовый потенциал российских страховщиков;
2) не соответствующие мировым стандартам требования к платежеспособности страховых организаций;
3) отсутствие многообразных стимулов для страхования;
4) низкая страховая культура населения;
5) неразвитость инфраструктуры страхового рынка.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1.Общая характеристика страхового рынка …………………………….4
Понятие и функции страхового рынка ……………………………………..4
Структура страхового рынка ………………………………………………..8
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития страхового рынка
в России ………………………………………………………………………… 13
2.1Основные тенденции развития страхового рынка в России ………………13
2.2 Государственное регулирование страхового рынка ………………………18
2.3 Проблемы страхового рынка ……………………………………………….22
Заключение ………………………………………………………………………32
Список использованной литературы …………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Страхование ренты обеспечивает застрахованным лицам дополнительный доход, не зависящий от выплат из бюджета. Страхование жизни позволяет накопить определенную сумму денежных средств, а также защищает финансовые интересы семьи застрахованного на случай его смерти. 22

 

Среди проблем российского страхового рынка можно выделить также значительные региональные диспропорции и неразвитость его инфраструктуры: страховых брокеров и агентов, оценщиков, экспертов, актуариев, система подготовки страховых кадров. Страховые компании-лидеры сосредоточены в ведущих финансово-промышленных центрах. Только в Москве сосредоточено 25% всех реально функционирующих страховых компаний, на долю которых приходится 45% всей совокупной страховой премии.

Следующим проблемным вопросом отечественного страхового рынка, является скудность предложений. Сегодня российские страховщики предоставляют клиентам не более 30 - 40 страховых продуктов, в то время как в развитых странах перечень страховых услуг насчитывает более 300 разнообразных видов. В виду нестабильности экономики страны, практически отсутствуют долгосрочные накопительные программы, которые во многих странах являются приоритетными и пользуются популярностью у населения.

Нестабильность финансово-экономической  и социально-политической ситуации в стране и отсутствие четкой государственной политики в области страхования  также оказывают негативное влияние на состояние страхового рынка. Практически полностью потеряно доверие страхователей к долгосрочному страхованию и страхованию с отсроченными выплатами.

Экономический кризис тяжело ударил по всей экономике России, включая и страховой сектор. Замораживание государственных ценных бумаг и резкое падение курса рубля имеют два основных последствия для страхового бизнеса - сокращение платежеспособного спроса на страховые услуги и снижение платежеспособности самих страховых компаний.

Из-за девальвации национальной валюты и сопутствующего ей роста цен в условиях значительной зависимости России от импорта, существенно уменьшились реальные доходы населения и активы предприятий. Вследствие этого, произошло резкое сокращение спроса на страхование, которое, как правило, имеет замыкающий характер в потребностях населения и предприятий (за исключением случаев обязательного страхования в силу закона или по условиям контрактов).

Кризисные явления, в  сочетании с требованием увеличения уставного капитала, приведут к еще  большему снижению числа страховщиков - их останется не более нескольких сотен. В основном это будут московские компании и региональные страховщики, опирающиеся на финансовые и промышленные корпорации, а также на местные органы власти. 23

Из этого логически  вытекает, что развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки. В свете сказанного совершенно очевидна необходимость разработки страховой идеологии и внедрение ее, в первую очередь, в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.

Анализ состояния и  перспектив страхования в России невозможен без понимания того, что  страховой рынок является частью экономики страны. Отношения, складывающиеся на рынке, формируются в процессе взаимодействия трех основных групп участников. Это потребители страховых услуг, страховые предприниматели и государство. И отношения эти достаточно сложные.

Потребители занимают наиболее важное положение в рыночных отношениях. Можно с уверенностью утверждать, что и в ближайшей, и в долгосрочной перспективе единственным заслуживающим  внимания источником развития российского  страхового рынка будут являться денежные средства, которые потребители страховых услуг будут тратить на страхование. Это тем более важно, что в силу причин как макроэкономического, так и внутриотраслевого характера инвестиционную деятельность страховых организаций в современной России нельзя рассматривать как источник воспроизводства страхового капитала. Поэтому состояние платежеспособного спроса на страховые услуги должно волновать всех участников рынка. И говорить о нем следует без предвзятости, которая сегодня более, чем в советские времена, присуща официальным заявлениям.

Анализ показывает, что  в течение ряда лет предложение  услуг по реальному страхованию  превышает платежеспособный спрос  на них как со стороны юридических, так и физических лиц. Эта диспропорция существует на фоне крайне низкого уровня удовлетворения страховых потребностей: 80 - 90% собственности предприятий и организаций в России не застрахованы.

При сохранении основ  экономической политики государства  едва ли можно рассчитывать на то, что  платежеспособный спрос предпринимателей и населения на ресурсы, товары и услуги будет расти в среднем не более 1 - 2% в год. Эта оценка имеет еще большее отношение к спросу на страховые услуги, потребность в которых не относится к разряду первоочередных. Иными словами, в долгосрочной перспективе мы столкнемся с угрозой фактической консервации платежеспособного спроса на страхование на крайне низком уровне.

Для страхового сообщества это очень важный сигнал, мы должны представлять себе ту экономическую  реальность, в которой нам придется оперировать в будущем.24 Какие выводы следует сделать из этого?

Главный вывод таков, что в течение ближайших 10 лет  страховой рынок будет иметь  дело с таким потребителем страховых  услуг, платежеспособность которого будет  серьезным образом ограничена. Когда у потребителя ограничены средства, он становится очень привередливым в их расходовании. И такой потенциальный страхователь станет главным клиентом, с которым связаны основные перспективы развития российского страхового рынка на достаточно длительную перспективу. Ведь дело в том, что тот относительно устойчивый круг потребителей страховых услуг, который уже сложился на российском страховом рынке к данному моменту, это фактически предел, это максимум того, чего можно было достигнуть при экстенсивном пути развития спроса на страхование в нашей стране.

Особенность настоящего момента состоит в том, что  отечественные страховщики всячески хотят буквально силой «затащить» российских предпринимателей и население  в страхование. Связана такая  оценка с тем, что в обществе просто нет и не будет денег для оплаты широкого перечня видов обязательного страхования. Это путь либо очень богатых стран, либо стран с высокой долей участия государства в экономике. Современная Россия ни к тем, ни к другим странам не относится.

Надо понять, что закон недостаточно принять, необходимо обеспечить условия для того, чтобы он реально работал. В настоящее время, когда в России отсутствуют главные предпосылки для исполнения законов по обязательному страхованию, они неизбежно превратятся в орудия разрушения потенциального рынка. 

При решении финансово-экономических  вопросов стимулирования развития главных  производительных сил отечественного страхования без активизации  усилий страхового сообщества и активного  участия государства не обойтись.

Перспективы страхования  должны рассматриваться во взаимосвязи  с другими механизмами защиты социально-экономического развития страны при возрастании роли страхования. Страхование кроме возмещения ущерба должно способствовать его предупреждению и сокращению, должно обеспечить сохранность собственности, стимулировать повышение уровня противопожарной, технологической и экологической безопасности. Этому должен служить механизм экономической и правовой превенции.

Пожалуй, самая важная задача развития страхования ближайшего будущего должна стать преимущественная ориентация не на корпоративного (как сейчас), а на индивидуального страхователя.

Существует необходимость  учета в страховании как позитивных, так и негативных факторов экономического развития. К сожалению, чаще пока сталкиваемся с негативными факторами.

В среднесрочной и  долгосрочной перспективе должно осуществляться возрастающими темпами модернизация производства. Обновление состава основных фондов приведет к снижению воздействия страховых рисков и к уменьшению цены страхования.25 Но так же бесспорно, что объективное понижение единичных ставок страховых платежей будет компенсировано массой и стоимостью застрахованных объектов.

Есть все основания  связывать развитие страхования с совершенствованием трудовых отношений на производстве. Страхование за счет работодателя должно рано или поздно стать одним из непременных условий коллективных или индивидуальных договоров найма. Как минимум, тут необходимо страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, но правомерно медицинское страхование, страхование определенной пенсии и т.д.

Необходимо обеспечение  такого сочетания обязательного  и добровольного страхования, которое соответствует характеру рыночной экономики. Безусловна перспективность преимущественного развития добровольного страхования. Но приверженность к обязательной форме у многих ведомств и регионов, имеющая истоки в плановом хозяйстве, еще велика. А это вредит и добровольному страхованию.

Совершенно необходимо формирование эффективных правовых механизмов по мониторингу финансового состояния страховых организаций, по их финансовому оздоровлению, реструктуризации и передаче страховых портфелей, а также по процедуре банкротства страховых организаций. Страхование принадлежит к такой сфере деятельности, где нельзя однозначно ориентироваться на ослабление государственного регулирования, а тем более дерегулирование (по крайней мере, в ближайшие годы). Несомненно, некоторые аспекты страхования будут выходить из-под надзора.

Все направления развития страхования связаны с совершенствованием его кадрового обеспечения. Вопросы страхования стали непременным пунктом многих законодательных актов, относящихся к различным отраслям экономики и социальной сферы, постольку знание основ теории и практики страхового дела необходимо лицам самых разных профессий.

Видимо, пришло время  включить во все учебные, прежде всего  вузовские, программы преподавание этики страхового дела. Это неотъемлемая часть страховой культуры общества. И будет правильно начинать ее повышение с профессиональных работников страховых и перестраховочных компаний. Ведь этические начала заложены в таких известных принципах, как «наивысшее доверие» страховщика и страхователя, «перестраховщик следует судьбе страховщика».

 

Заключение

 

Страховой рынок, это  прежде всего, составная часть финансового  рынка страны. Всеобщность страхования  определяет непосредственную связь  страхового рынка с финансами  предприятий, населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими  финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения.

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся  интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования.

Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно  сказать, что система страхования  крайне неравновесная. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность.

Не составляют особого  секрета как внутренние, так и  внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства российской экономики. 

К числу внутренних проблем, т.е. корректируемым внутри системы  страхования, за счет резервов, можно  отнести такие как: низкая финансовая устойчивость страховщиков; низкий уровень  профессионализма и страховой культуры; внутрисистемная разобщенность.

Внешними проблемами, носящими общегосударственный характер, можно отнести: экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей  и др.); юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.); политические (общеполитическая нестабильность).

В итоге, не было бы зазорным рекомендовать использование опыта  иностранных профессионалов страхового бизнеса, адаптируя его к отечественному рынку. Это касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для России, организации института страхователей-экспертов, брокеров, актуариев и др.

Основными задачами по развитию страхового дела являются:

1) формирование законодательной  базы рынка страховых услуг; 

2) развитие обязательного и добровольного видов страхования;

3) создание эффективного  механизма государственного регулирования  и надзора за страховой деятельностью; 

4) стимулирование перевода  сбережений населения в долгосрочные  инвестиции с использованием  механизмов долгосрочного страхования жизни;

5) поэтапная интеграция  национальной системы страхования  с международным страховым рынком.

Многообразные проблемы на пути развития страхования в России могут быть успешно разрешены  при наличии соответствующего уровня экономического мышления и наличия высококвалифицированных кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной  литературы

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации // «Российская газета», № 237, 25.12.1993;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть первая // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть вторая // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410;
  4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 03.05.1999, № 18, ст. 2207;
  5. Таможенный кодекс Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, № 22, ст. 2066;
  6. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, № 6, ст. 492;
  7. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3028;
  8. Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» // «Собрание законодательства РФ», 17.11.2003, № 46 (ч. 2), ст. 4448;
  9. Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // «Собрание законодательства РФ», 19.05.2003, № 20, ст. 189                    

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития страхового рынка в России