Современное состояние и перспективы развития страхового рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

К числу основных препятствий развития страхования относятся:
1) небольшой финансовый потенциал российских страховщиков;
2) не соответствующие мировым стандартам требования к платежеспособности страховых организаций;
3) отсутствие многообразных стимулов для страхования;
4) низкая страховая культура населения;
5) неразвитость инфраструктуры страхового рынка.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1.Общая характеристика страхового рынка …………………………….4
Понятие и функции страхового рынка ……………………………………..4
Структура страхового рынка ………………………………………………..8
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития страхового рынка
в России ………………………………………………………………………… 13
2.1Основные тенденции развития страхового рынка в России ………………13
2.2 Государственное регулирование страхового рынка ………………………18
2.3 Проблемы страхового рынка ……………………………………………….22
Заключение ………………………………………………………………………32
Список использованной литературы …………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

В большинстве российских промышленных регионов, включая Свердловскую, Тюменскую, Томскую и Иркутскую  области, происходит сокращение имущественного страхования. Обострение экономического кризиса, приведшего к дальнейшему сокращению объемов производства в 2008-2010 гг., оказывает негативное влияние на размеры имущественного страхования. В то же время, в целом ряде регионов доля обязательного страхования заметно превышает средний уровень по России. В Бурятском АО она составляет 100%, в Магаданской, в Камчатской, в Астраханской областях, в Ставропольском крае колеблется от 91 до 95%. Это отражает очень слабое развитие в данных регионах добровольных видов страхования.

 

2.2. Государственное регулирование  страхового рынка

 

Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, так как страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства. 15Несчастье одного страхователя является социально значимым для всего народного хозяйства. Страхование позволяет достаточно быстро восстановить нарушенное страховым случаем имущественное положение страхователя, восстановить разрушенные связи в хозяйственных правоотношениях воспроизводства. В функционировании страхового механизма, в страховой деятельности, заинтересованы каждый из страхователей и государство.

Государственное воздействие  на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности (рис. 1).

Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий. К предварительному надзору относится проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров. К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.п.

 

 

 

                                                                                        

 

 

                                                                                                             Приложение

 


 

 

 



 

 


 

 

Государственное страхование

 

Лицензирование

Обязательное страхование

Соблюдение страхового законодательства

Антимонопольное регулирование

Тарифы

Уставный капитал

Перестрахование

Налогообложение

Формированием размещение резервов

Аудит

Платежеспособность

 

Обеспечение гласности


 

Рис. 1. Государственное регулирование страхового рынка.

 

 

   Основным источником правового регулирования страховой деятельности и страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 31.12.97г. и принятый Росстрахнадзором: Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19.05.94 г, Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, от 19.06.95 г., Положение о страховом пуле от 18.05.95 г., Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации от 19.02.95 г., Правила размещения страховых резервов от 14.03.95 г., Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни от 18.03.94 г., Положение о порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию, утвержденное ЦБ РФ 15.12.95 г. и пр.

Страховой надзор в настоящее время осуществляет департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.16 Основные функции надзора17:

1) выдача страховщиками  лицензий на осуществление страховой деятельности;

2) ведение  единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

3) контроль  за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

4) установление  правил формирования и размещения  страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

5) разработка  нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

6) обобщение  практики страховой деятельности, разработка и представление в  установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

 

    Для исполнения возложенных обязанностей федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:

1) получать  от страховщиков установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении (многие сведения поступают от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан);

2) производить  проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

3) при выявлении  нарушений страховщиками требований закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

4) обращаться  в арбитражный суд с иском  о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Для осуществления  текущего надзора за деятельностью  страховых организаций предусмотрено создание территориальных органов страхового надзора, которые вправе проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также граждан.18

 

 

2.3. Проблемы  страхового рынка

 

Страховой рынок России характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая  большая проблема страхового рынка в том, что государство в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. 19Это в свою очередь, порождает определенные негативные для развития страхового рынка обстоятельства, например, в виде налогового прессинга, в результате которого страховые услуги не только теряют свою привлекательность, но и становятся невыгодными. Общее состояние налогообложения в страховой сфере характеризуется отсутствием системы, единой методологической базы, доминированием ведомственного подхода к установлению налогов, отсутствием стимулов к развитию страхового рынка. Сегодня прибыль от страховой деятельности облагается по ставке - 25 %. На протяжении определенного времени по действовавшему законодательству страховая выплата по случаю смерти, как бы кощунственно это не звучало, рассматривалась как доход и облагалась подоходным налогом.  Не секрет, что в большинстве развитых стран,  средства, направляемые на страхование, исключаются из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы не облагаются налогом. Естественно, что при таком подходе возможен прогресс на рынке страховых услуг. Грамотная политика государства в данной области воспитывает у граждан потребность в страховании, а государство снимает с себя обязательства по возмещению своим гражданам всевозможных ущербов и убытков, экономя в конечном итоге значительные средства. Кроме того, поощряя страхование, государство с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики.

Непродуманная политика в области страхования в России, наоборот, влечет за собой процветание  иждивенчества со стороны большей  части населения, привыкшего возмещать  все за счет государства. Стихийные бедствия, межнациональные конфликты и т.п., неизбежно приводят к потере имущества, получению увечья, гибели. В странах с развитой страховой культурой, причиненный ущерб, естественно, в подобных случаях возмещается страховыми компаниями, что имеет свои преимущества. Во-первых, выплаты соразмерны причиненному ущербу, во вторых, государство может оказать дополнительную помощь.

 Среди наиболее насущных проблем, стоящих перед российским страхованием, можно выделить также острейшую проблему фактического отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, каким образом разместить временно свободные денежные средства страховых компаний, прежде всего страховые резервы, стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков.20 Суть проблемы состоит в том, что порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью. Однако, установив определенные обязательные правила, государство не несет никакой ответственности, если выполнение указанных правил приведет к негативным последствиям. Практически отсутствуют инструменты, обеспечивающие гарантированные государством условия надежности инвестирования страховщиком страховых резервов, прежде всего, в части своевременной их возвратности и оговоренной доходности.

 К наиболее серьезным проблемам страхового рынка относится также введение обязательных видов страхования под патронажем некоторых министерств и ведомств. Как правило, страхователи не получают никакой страховой защиты, а министерства или уполномоченные коммерческие организации аккумулируют средства практически на безвозмездной основе, а затем расходуют их далеко не всегда в интересах страхователей. В результате обязательное страхование становится способом отчисления и перераспределения финансовых ресурсов в пользу отдельных министерств и ведомств.

      Во многих случаях обязательное страхование представляет собой дополнительные поборы с граждан, зачастую даже не предполагающих о том, что их «застраховали». В большинстве случаев такое страхование соответствует не интересам государства, а интересам отдельных страховых компаний, сумевших решить в свою пользу проведение такого страхования. К примеру, пользуясь правовой безграмотностью населения, организации Росгосстраха, угрожая судом, до настоящего времени проводят так называемое «обязательное государственное страхование имущества граждан». Мало того, что договор страхования заключается с нарушением действующего законодательства (Гражданским Кодексом России предусмотрена обязательность письменной формы договора с указанием определенных обязательных атрибутов, без указания которых, договор страхования считается недействительным), но и само страхование противоречит действующему Гражданскому Кодексу, который определяет государственное страхование как страхование за счет государства, а не за счет граждан. Используя магические слова «обязательное государственное страхование» организации Росгосстраха, давно уже не представляющие интересы государства пытаются поправить свое финансовое положение.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема налогообложения  операций, связанных со страхованием. Специалисты в области страхования неоднократно отмечали, что ряд положений российского налогового законодательства создает препятствия развитию страхования в нашей стране. При этом именно реформирование налогообложения страхователей, потребителей страховых услуг, является вопросом первостепенной важности.

Существование страхового рынка зависит, прежде всего, от наличия  потребности предприятий и населения в страховании и их способности оплачивать страховые услуги. В настоящее время налогообложение потенциальных клиентов страховых компаний настолько нерационально, что большая их часть теряет всякий интерес к заключению договора.

Прежде всего целесообразно  было бы отменить ограничение на включение в себестоимость затрат юридических лиц на страхование. В настоящее время на себестоимость могут быть отнесены расходы на страхование, не превышающие в сумме 1% от объема реализации продукции и услуг предприятия. Опыт показывает, что этого явно недостаточно. Если затраты на страхование принципиально признаны производственными затратами и включаются в себестоимость (хотя бы и в ограниченном размере), надо сделать следующий шаг и снять этот лимит.

Кроме того, перечень видов  страхования, взносы по которым включаются в себестоимость, можно несколько  расширить. В частности, в него должны быть включены страхование гражданской ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда без каких-либо ограничений, а также страхование экспортных кредитов.

Внедрение некоторых  послаблений в вопросах налогообложения  страховых операций, естественно, приведет к некоторому уменьшению поступлений в бюджет.21 Однако эти суммы, не смогут сравниться с той выгодой, которую получит государство посредством экономии средств на всевозможных компенсирующих выплатах, так как гражданам будет выгодно за счет своих средств обеспечивать свою страховую защиту и, в случае необходимости, компенсировать свои убытки не за счет государства, а за счет средств страховых компаний, как это делается во всем цивилизованном мире.

Особого внимания требует  проблема развития долгосрочного страхования жизни в России, так как оно успешно решает вопросы социального обеспечения.

В частности, пенсионное страхование позволяет получить дополнительную пенсию к государственной. Причем не только пенсию по старости, но и пенсию по инвалидности, что снижает нагрузку на расходную часть бюджета, поскольку снижает затраты государства на социальное обеспечение граждан, а государство сосредотачивается на защите наименее обеспеченных слоев населения, в отличие от государственных и негосударственных пенсионных фондов, обеспечивает страховую защиту в случае смерти застрахованного. Также позволяет выплачивать пенсию не только от суммы собранных страховых взносов, но также учитывать и инвестиционный доход.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития страхового рынка в России