Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 22:23, контрольная работа
Необходимость рассмотрения основного механизма страхования грузов достаточно актуальна в данный момент. Большинство российских страховых компаний мало пользуются тем опытом, который накоплен западными странами и поэтому их деятельность не совсем эффективна. В результате это ведет к недопониманию, спорам и судебным разбирательствам.
Введение
Страхование в экономической деятельности страны связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Все нарастающее в последние годы количество торговых сделок привело к усложнению форм договоров.
Цивилизованное ведение бизнеса, тем более при договорной форме отношений и отсутствии монополии государственной собственности, просто немыслимо без страхования. Исключить же полностью риски, даже при самой совершенной форме договорных отношений, невозможно. Им можно только противодействовать различными способами. К числу этих способов по праву относится страхование – механизм, с помощью которого риск переводится на страховщика.
Страхование – это такой вид необходимой общественно полезной деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счет средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму.
Страховой рынок подразумевает не только конкуренцию, но и взаимодействие страховых организаций в выработке согласованных условий страхования, проведение организационных и технических мероприятий по предупреждению ущерба, в первую очередь в транспортном страховании, где наиболее зримо проявляется основополагающий тезис «страхование – бизнес без границ».
Необходимость рассмотрения основного механизма страхования грузов достаточно актуальна в данный момент. Большинство российских страховых компаний мало пользуются тем опытом, который накоплен западными странами и поэтому их деятельность не совсем эффективна. В результате это ведет к недопониманию, спорам и судебным разбирательствам.
Знание же всех нюансов страхования перевозок грузов позволит вывести торговлю на более высокий уровень, уменьшить затраты времени на решение вопросов о распределении потерь при возникновении страхового случая и тем самым стимулировать дальнейшие развитие страхования в экономической деятельности.
Большая часть прав и обязанностей в договорах купли-продажи связана с обеспечением сохранности товара на протяжении всего пути следования от продавца к покупателю. Именно поэтому участники сделок прибегают к транспортному страхованию, включающее в себя все виды перевозок, ответственность перевозчиков, а также страхование самих грузов.
В связи с тем, что страхование грузов очень разнообразная область страхования, основной целью данной работы является рассмотрение механизма транспортного страхования, а именно, сущность и виды страхования грузов на различных путях сообщений, нормативно-правовую базу, регламентирующую данный вид страхования, основные положения договора страхования, особенности формирования тарифов и тарифных ставок, а также рассмотреть современное состояние на российском рынке страхования грузов и перспективы его развития, изучить опыт ведущих зарубежных стран.
| ||
2. Нормативно – правовая база
Процесс страхования грузов регламентируется следующей нормативно – правовой базой: Международное публичное право Киотское соглашение Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП) (Женева, 1 февраля 1991 г.) Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (Женева, 30 сентября 1957 г.) Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.) (с изм. и доп. от 28 сентября 1955 г.) Нормативно-правовая база РФ Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.). Глава 40 "Перевозка", 41 «Экспедирование» Таможенный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года. Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года. Введен в действие с 1 января 2004 г. Статья 67.Первоочередной порядок таможенного оформления; Статья 150.Выпуск товаров до подачи таможенной декларации. Транспортное законодательство Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 25 октября 1974 г. по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР) Письмо Минтранса РФ от 12 марта 1997 г. N К-16/214-ис "О перевозках крупногабаритных и тяжеловесных грузов" Письмо Минторга РСФСР от 21 мая 1987 г. N 085 "О нормах естественной убыли продовольственных товаров в торговле" Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 апреля 1997 г. N 05-7/03-225 "О Воздушном кодексе Российской Федерации" Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1999 г.) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г.) Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом" (с изм. и доп. от 16 марта 1997 г.) Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12) (в действующей редакции) Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом РФ, МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27 мая 1996 г.) Приказ Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (с изм. и доп. от 11 июня, 14 октября 1999 г.) Таможенное законодательство Необходимость упрощения таможенных процедур при оформлении экспресс-товаров обоснована в нормативно-правовой базе и отражена в: Распоряжение ГТК России от 30.12.2003г. №01-06/50852 "О таможенном оформлении экспресс-грузов с 1 января 2004 года" Распоряжение ГТК РФ от 29.01.2001г. №Т-1973 "О неприменении распоряжений ЦТУ от 03.01.2001г. №2 и от 15.01.2001г. №8 в отношении ...экспресс-товаров...". Приказ ГТК РФ от 14.02.2001г. №155 "О проведении согласования решений о выпуске товаров в свободное обращение." Приказ ГТК РФ от 06.10.1999 №676 "О типовом порядке таможенного контроля и таможенного оформления товаров отдельной категории".Зарегистрирован Минюстом России 08.12.1999 №1997. Приказ ГТК РФ от 05.07.00 №577 "О таможенном контроле и таможенном оформлении экспресс-товаров." Зарегистрирован Минюстом России 08.08.2000 №2335. Распоряжение ГТК РФ от 07.03.2000 №01-99/310 "О таможенном оформлении экспресс-товаров". Распоряжение ГТК РФ от 13.07.2000 №01-99/829 "О внесении дополнений в приложения и распоряжение ГТК РФ от 07.03.2000 №01-99/310." Письмо ГТК РФ от 03.07.2000 №01-06/18240 "О таможенном оформлении экспресс-товаров". | ||
3. Общие положения, условия договора страхования
Содержание договора страхования составляет совокупность его условий и пунктов, выражающих волю сторон. В юридической практике условия договора принято делить, с одной стороны, на существенные и обычные, с другой стороны, на обязательные и инициативные.
Существенными считаются те условия договора, которые признаются таковыми в соответствующих законодательных и нормативных актах. В страховой практике для договоров страхования существенны следующие условия:
События, при наступлении которых страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму);
Территория, на которую распространяется действие договора страхования;
Объект страхования;
Страховая сумма;
Порядок и сроки выплаты страхового возмещения;
Период ответственности страховщика по обязательствам;
Размер и порядок уплаты страховой премии (взноса);
Порядок внесения изменений в условия договора;
Правовые последствия в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору;
Порядок урегулирования споров между сторонами по договору.
При не достижении соглашения между сторонами хотя бы по одному из этих условий договор считается незаключенным. А незаключенный договор не действует просто потому, что его нет.
Обычные условия договора – это условия, имеющиеся во всяком договоре и предусмотренные законодательством на тот случай, если стороны не пожелают установить что-либо иное. Это сведения о месте заключения договора, форме договора, моменте вступления его в силу.
Обязательные условия договора предписываются сторонами для согласования законодательством. В договорах страхования это страховая сумма, срок начала страховой защиты и т.д.
Инициативные условия вносятся в договор по желанию сторон. Законодательством разрешено устанавливать в договоре по взаимному согласию любые не противоречащие закону условия, что способствует максимальному учету пожеланий сторон.
3.1. Принципы формирования договора страхования
Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, которое должно содержать следующие сведения:
Точное название, род упаковки, число мест и вес груза;
Номера и даты коносаментов и других перевозочных документов;
Вид транспорта ( при морской перевозке – название, год постройки, флаг и тоннаж судна);
Способ отправки груза (в трюме, на палубе, насыпью, наливом и др.;
Пункты отправления, перегрузки, назначения груза;
Дату отправки груза;
Страховую сумму груза;
Условия страхования (вид договора).
Страхователь несет ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в заявлении. Кроме того, страхователь обязан сообщить все другие известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для оценки риска.
При неполноте имеющихся у страхователя данных договор страхования может быть заключен предварительно на основании сообщенных сведений о роде груза, пунктах отправления и назначения, предполагаемой дате начала перевозки, приблизительной общей страховой сумме груза и основных условиях страхования. Окончательное оформление договора будет произведено после предоставления недостающих сведений.
Договор страхования может быть заключен на конкретную единичную партию груза или перевозки грузов в течении определенного времени (генеральный полис).
Договор считается заключенным с момента, когда принятие на страхование подтверждается страховщиком в письменном виде. Факт заключения договора удостоверяется выдачей страхователю страхового полиса с приложением условий страхования.
Договор страхования может быть заключен в пользу третьего лица – выгодоприобретателя. Выгодоприобретатель имеет право на получение страхового возмещения при наступлении страхового случая.
Договор страхования вступает в силу со дня, следующего за днем уплаты страхователем страховой премии. Днем уплаты страховой премии считается день списания денежных средств со счета страхователя.
Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не выше стоимости, указанной в счете поставщика, с включением расходов по перевозке, если в договоре не обусловлено иное.
В ходе действия договора страхователь обязан сообщить страховщику о всех изменениях в риске, как только ему стало о них известно. Например, о значительном замедлении отправки груза, отклонения от маршрута следования, задержке рейса, изменением пунктов перегрузки, выгрузки или назначения груза и т.д. Изменения, происшедшие в риске после заключения договора страхования, дают страховщику право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительной премии. Если страхователь не согласен с этими предложениями, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске.
При прекращении договора страхования следует различать основания, которые ликвидируют его на будущее, и основания, по которым он считается недействительным с самого начала.
Договор страхования прекращается на будущее:
По истечении срока своего действия;
Досрочно, при возникновении определенных обстоятельств.
3.2.Страховые интересы
Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимого груза от воздействия множества рисков, возникающих в ходе транспортировки. В рамки страхового интереса страхователя включается не только груз, но и оплата за перевозку и ожидаемая прибыль.
Страховой интерес к грузу могут иметь не только собственник и перевозчик, но и другие лица, например, получатель груза. Перевозчик, несущий ответственность за сохранность и доставку груза перед грузовладельцем, обязан возместить убытки, причиненные нарушением договора перевозки. Поэтому он может заключить со страховщиком отдельный договор страхования ответственности перевозчика.
Право собственности на груз переходит от продавца к покупателю в соответствии с договором купли-продажи. Договор купли-продажи или договор поставки, лежащий в основе договора страхования, определяет переход собственности на груз и, следовательно, переход рисков от продавца к покупателю. В зависимости от обязанностей грузоотправителя и грузополучателя устанавливаются обязанности сторон в договоре страхования.
Наряду с грузом предметом договора страхования может быть всякая провозная плата, а также все дополнительные сборы транспортных организаций за выполнение ими дополнительных работ и операций.
Третий вид имущественного интереса в договоре страхования грузов – ожидаемая прибыль от реализации груза в пункте назначения. Эту прибыль добавляют к стоимости груза, подлежащего страхованию. Она определяется соглашением между страхователем и страховщиком исходя из рыночной стоимости груза в месте его получения.
3.3. Страхуемые риски
По договорам страхования грузоперевозок страхуются следующие опасности:
Повреждение или полная гибель груза или его части по следующим причинам: стихийные бедствия; крушения, столкновения перевозочных средств, удар транспортных средств о неподвижные или подвижные предметы; посадка судна на мель, повреждение судна льдом; огонь, молния, пожар, взрыв и другие опасности;
Пропажа груза без вести вместе с перевозочным средством;
Повреждение или полная гибель груза в следствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке, при заправке перевозочного средства топливом;
Расходы, произведенные с целью спасения груза или уменьшения убытка, а также по установлению размеров ущерба;
Убытки, расходы и взносы по общей аварии.
Исключения из страхового покрытия кроме обычных для договоров имущественного страхования включают: порчу груза, не связанную с условиями транспортировки; производственные дефекты и недостачу груза при целостности наружной упаковки; задержки в доставке груза и изменения цен.
3.4. Виды договоров страхования грузоперевозок
В практике страхования существуют два принципа формирования страхового покрытия в договоре страхования, т.е. набора страхуемых рисков. Первый принцип построен на методе исключения, т.е. в договоре написано, что груз страхуется от всех рисков за исключением некоторых перечисленных. Второй принцип построен по методу включения т.е. в договоре перечислены все страхуемые риски.
В зависимости от полноты страхового покрытия предлагается три вида договора страхования грузов:
1) Договор «с ответственностью
за все риски». По договру страхования
заключенному на данных