Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа современного состояния рынка страхования грузовых перевозок, определение проблем, возможных путей их решения и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии рынка страхования грузовых перевозок.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы страхования грузовых перевозок в научной литературе по логистике и страхованию;
2. проанализировать современное грузовых перевозок, их страхования;
3. определить проблемы в развитии железнодорожного комплекса и пути их решения;
Введение 3
1 Сущность страхования грузов
1. 1 Понятие и определение страхового риска 5
1. 2 Классификация страхования грузов 6
1. 3 Особенности транспортного страхования 9
2 Современное состояние рынка страхования грузовых перевозок в России
2. 1 Анализ рынка транспортных услуг в России 13
2. 2 Анализ современного состояния рынка страхования грузовых перевозок 16
3 Проблемы и перспективы развития рынка страхования грузовых перевозок
3. 1 Основные проблемы развития рынка страхования грузовых перевозок 24
3.2 Перспективы развития страхования грузовых перевозок 27
Заключение 30
Список использованных источников 31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Кафедра коммерции и экономики торговли
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Транспортное обеспечение
деятельности»
Тема: Страхование грузовых перевозок
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Сущность страхования грузов
1. 1 Понятие и определение
страхового риска
1. 2 Классификация страхования
грузов
1. 3 Особенности транспортного
страхования
2 Современное состояние рынка страхования грузовых перевозок в России
2. 1 Анализ рынка транспортных
услуг в России
2. 2 Анализ современного состояния рынка страхования грузовых перевозок 16
3 Проблемы и перспективы
развития рынка страхования
3. 1 Основные проблемы развития рынка страхования грузовых перевозок 24
3.2 Перспективы развития
страхования грузовых
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время страхование транспортных перевозок приобрело большую актуальность, т.к. в большинстве своем компании вкладывают огромные средства в свой груз. Страхование грузов в нашей стране очень востребовано, так как на наших дорогах много риска, случаи с воровством перевозимого товара, вместе с угоном автотранспорта.
В коммерческой деятельности транспортное страхование обеспечивает страхователю возмещение его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки.
Целью курсовой работы является проведение анализа современного состояния рынка страхования грузовых перевозок, определение проблем, возможных путей их решения и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии рынка страхования грузовых перевозок.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы страхования грузовых перевозок в научной литературе по логистике и страхованию;
2. проанализировать
современное грузовых
3. определить
проблемы в развитии
4. представить
дальнейшее развитие рынка
Предметом исследования курсовой работы является страхование грузовых перевозок. Объект – это грузовые перевозки.
В первой (теоретической) части курсовой работы «Сущность страхования грузов» даются понятия страхованию, страховому риску, далее описывается классификация страхования грузов, затем обосновываются особенности транспортного страхования.
Во второй части работы «Современное состояние рынка страхования грузовых перевозок в России» приводится характеристика современного рынка транспортных услуг в России. Далее на основании информации официального сайта Госкомстата России составлены и проанализированы таблица и график, отражающий динамику развития рынка транспортных услуг, дан анализ современного состояния рынка страхования грузовых перевозок.
В третьей части курсовой работы «Проблемы и перспективы развития рынка страхования грузовых перевозок» выделены основные проблемы рынка страхования грузовых перевозок и представлены возможные пути их решения. Также рассмотрен вопрос дальнейших перспектив развития рынка страхования грузовых перевозок.
Работа содержит два рисунка и две таблицы.
Информационную базу работы составили статистические сборники, а также материал интернет-сайтов, сборники тематических мероприятий, посвященных проблемам страхования транспорта, инициированных РОСНО в 2010 году.
1 СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ
1.1 ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАХОВОГО РИСКА
По своей сущности риск является событием с отрицательными, особо невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в будущем. Можно охарактеризовать риск как возможный результат отклонения между плановым и фактическим результатом, т. е. опасность неблагоприятного исхода на ожидаемую деятельность.
С целью снижения рисков используют страхование. Страхование – официальный социальный механизм, предназначенный для сокращения риска путем передачи рисков нескольких индивидуальных субъектов права страховщику на основе договора между ними. Договор, по которому одно лицо (страховщик) соглашается обеспечить или гарантировать другому лицу (страхователю), что наступающий по конкретно определенной причине ущерб либо причитающийся при наступлении оговоренных обстоятельств доход будет возмещен в будущем первым, которому на основе встречного удовлетворения последним будет выплачена сумма установленной страховой премии в указанный срок [1, с. 122].
Наиболее часто под страховым риском понимают:
Страховой риск – (insuredperils, insurance risk) – 1) вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование;
2) в международной практике – конкретный объект страхования (например, судно, груз) или вид ответственности (например, полная гибель судна);
3) распределение между страховщиком и страхователем неблагоприятных экономических последствий при наступлении страхового случая – риск страховщика (risk of insurer) и риск страхователя (risk of the insured),соотношение которых обуславливается страховой суммой и условиями страхования. Выделяются специальные виды риска, которые не включаются в обычный страховой полис и оговариваются в особых условиях [4, с.502].
Страховой риск выражает объем возможной ответственности страховщика по тому или иному виду страхования. Степень возможности наступления тех или иных событий, входящих в объем страховой ответственности, определяемая на основании данных статистики, имеет важное значение для правильного определения размеров фонда страхования, необходимого страховщику для выполнения его финансовых обязательств перед страхователями.
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ
Страхование грузов /cargo insurance/ – общий термин, используемый для обозначения полиса морского страхования, который обеспечивает защиту от убытков по грузам, находящимся в процессе перевозки водным, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом.
Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения – морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут средства транспорта и перевозимые ими грузы. Страхование грузов называется карго, а страхование средств транспорта – каско [16, с. 98].
Рисунок 1 – Объекты страхования
Вековая международная практика, отечественный опыт определили чёткую классификацию страхования грузов как одного из распространённых видов имущественного страхования во внешнеторговой деятельности.
По характеру перевозимых грузов различается:
Исходя из способа транспортировки, выделяется:
С точки зрения народнохозяйственных интересов страхование грузов во внешнеторговой деятельности классифицируют на:
В договоре страхования страхователь и страховщик определяют объекты страхования, составляющие страховой интерес. Страховым интересом страхователя, т.е. предметом его договора о страховании со страховщиком является груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль.
Страховые случаи в страховании грузов классифицируются следующим образом:
Во-первых, это результат стихийного бедствия, проявления природных сил: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т.д. Все эти риски, являющиеся следствием действия природных сил, относятся к категории непредвиденных обстоятельств. В абсолютном большинстве случаев страховщик отвечает за их последствия. Исключение составляют физико-химические процессы: усушка, утруска и т.д.
Страховые случаи второй категории – это результат человеческой деятельности. Они определяются как риск, исходящий от третьих лиц, другими словами, лиц, осуществляющих перевозку грузов, а также лиц, не имеющих отношения к перевозке грузов (напр. злоумышленники) [14, с. 134].
1.3 ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ
Транспортное страхование является подразделом имущественного страхования. Само имущественное страхование представляет собой страхование имущества физических и юридических лиц, находящегося в собственности страхователя либо арендуемого им. Страховщик несет ответственность за прямой физический ущерб, нанесенный имущественным ценностям. Наряду с возмещением убытков страховщик должен предусмотреть проведение мероприятий по предотвращению или снижению потерь, обеспечению сохранности имущества.