Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа современного состояния рынка страхования грузовых перевозок, определение проблем, возможных путей их решения и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии рынка страхования грузовых перевозок.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы страхования грузовых перевозок в научной литературе по логистике и страхованию;
2. проанализировать современное грузовых перевозок, их страхования;
3. определить проблемы в развитии железнодорожного комплекса и пути их решения;
Введение 3
1 Сущность страхования грузов
1. 1 Понятие и определение страхового риска 5
1. 2 Классификация страхования грузов 6
1. 3 Особенности транспортного страхования 9
2 Современное состояние рынка страхования грузовых перевозок в России
2. 1 Анализ рынка транспортных услуг в России 13
2. 2 Анализ современного состояния рынка страхования грузовых перевозок 16
3 Проблемы и перспективы развития рынка страхования грузовых перевозок
3. 1 Основные проблемы развития рынка страхования грузовых перевозок 24
3.2 Перспективы развития страхования грузовых перевозок 27
Заключение 30
Список использованных источников 31
Еще одна проблема рынка страхования заключается в недоразвитой страховой культуры особенности российского менталитета. Основная проблема работы на рынке страхования грузов и ответственности перевозчиков, считают эксперты, — это традиционная для России надежда собственников грузов и транспортных компаний на авось. Многие считают, что ничего с перевозимыми ценностями не произойдет, а если и произойдет, то ущерб возместит перевозчик. Действительно, согласно законодательству перевозчик несет ответственность за сохранность груза и при его повреждении или утрате обязан возместить ущерб. Однако в большинстве случаев транспортники просто не располагают достаточными средствами, о желании и говорить нечего.
Чаще всего страхуют грузы, перевозимые морским, либо ж/д транспортом, где страховка является обязательной. Что же касается автоперевозок, то большинство грузов на территории нашей страны еще «ходит» незастрахованным. Страхуют, если обязанность страхования оговорена в контракте, либо если осуществляют перевозку с повышенным риском — например, из Ростова в Сибирь, на Северный Кавказ.
Несмотря на то, что рынок развивается, ситуация ещё далека от совершенной. Одной из причин невысокого спроса на страхование грузов со стороны грузовладельцев и транспортных организаций можно назвать неумение, а возможно, и нежелание или отсутствие должного опыта полноценно просчитывать «экономику» собственного бизнеса, в частности, неспособность адекватно оценить потенциальные риски, связанные с транспортировкой, рассчитать (совместно со страховщиком) затраты на обеспечение страховой защиты.
Следует ответить на вопрос: а надо ли страховаться? Если говорить о КАСКО, то сегодня многие компании уходят от этого, потому что не видят смысла. Общий грузопоток упал, изменилось число участников дорожного движения, возможность ДТП сократилась, т.к. количество перевозок на одну машину упало как минимум вдвое. В среднем одна машина делает сегодня 2,5–3 рейса в месяц, а до этого было 4–6 рейсов на одну машину в месяц. Модифицировались и ставки, что также оказало свое влияние. Так что лучше ездить без страховки. Даже в случае 1–2 потерь в год это обойдется дешевле. Сейчас страховщики находят любые способы, чтобы не выплачивать убытки, ищут методы, чтобы платить денег как можно меньше. Целые отделы занимаются тем, чтобы сократить выплаты. Сейчас и отношение к водителям изменилось: качество водительского состава стало лучше, появилась возможность выбирать лучших из лучших.
В такой ситуации неизбежно сокращается и рынок страхования грузоперевозок. Чтобы не терять клиентов, страховым компаниям нужно будет переориентировать свои продукты на отдельные сегменты грузов. Как отмечают сами перевозчики, страхование остается актуальным для сегментов электроники и подакцизных товаров, тогда как товары средней категории, скорее всего, начнут в меньшей степени покрываться страховкой ввиду сокращения расходов участниками рынка.
3.2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
В октябре в Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Текущее состояние рынка страхования междугородних и международных грузоперевозок». Он стал заключительным в серии тематических мероприятий, посвященных проблемам страхования транспорта, инициированных РОСНО в этом году.
Участники круглого стола поделились мнением, каким им видится рынок страхования в ближайшее время и как будут меняться подходы страховщиков и перевозчиков к страхованию. Основным драйвером развития рынка может стать страхование внутрироссийских перевозок: сравнительно небольшие компании по отношению к западным аналогам обладают значительно меньшим запасом прочности, и полис страхования для них является наиболее бюджетным вариантом решения затруднений в связи с незапланированными тратами в результате ДТП или хищения.
Константин Грибач: «В ближайшее время ситуация будет следующей. Если раньше все покрывала ставка, а страховые компании не сильно обращали внимание на вид страхуемого груза, то теперь произойдет сегментация. Электроника и подакцизные товары – все будет страховаться отдельно и по разным тарифам. Часть товаров “средней категории”, скорее всего, вообще не будет страховаться. Международные перевозчики более защищены. Здесь есть дополнительные рычаги, например, режим таможенного перевозчика. Но я не говорю, что нам не нужна безопасность. И здесь тоже нужны новые предложения. Оставлять ситуацию в том виде, в каком она была в августе 2010 г., уже невозможно. Либо новые продукты, если не хотите снижать тарифы, либо – оптимизация».
Евгений Дубенский: «Компании, конечно, выживут, ведь грузы не являются сегодня драйверами продаж и никогда не являлись. От того, что их доля в портфелях сократиться с 3% до 0,3%, грубо говоря, ничего кардинально не изменится. Вот когда у многих компаний провали [13].
Будущее отечественных страховщиков и их конкуренция с иностранными компаниями, в принципе, зависит от их финансового положения. Выбирая между отечественной и компанией с иностранным капиталом, партнеры ориентируются на мощную финансовую составляющую компании, ее сильный бренд. Кроме того, имеет значение наличие у страховщика международного рейтинга финансовой устойчивости.
Дальнейший рост рынка страхования грузов и ответственности перевозчиков может происходить в первую очередь за счет развития самого рынка.
Сектор страхования грузовых перевозок развивается достаточно динамично. Динамика рынка может вернуться на прежний уровень в том случае, если грузопоток увеличится, как минимум, до показателей 2007 года. При этом следует отметить, что, в отличие от других сфер, рынок страхования грузоперевозок не достигнет минусового значения, поскольку ввоз и потребление импортных товаров различных категорий по-прежнему остается актуальным направлением для российской экономики.
К сожалению, до докризисных объемов еще очень далеко. Сегодня банки выдают предприятиям кредиты под достаточно высокие проценты. Отсюда небольшие темпы развития бизнеса, следствие – мало заключенных контрактов и еще меньше экспортно-импортных поставок и перевозок, а значит, небольшие объемы страхования грузов. К тому же страхование грузов относится на себестоимость, а это влечет увеличение нагрузки на конечного покупателя, который во время кризиса очень ограничен в материальных средствах. Объемы страхования грузов увеличатся, когда стабилизируются банковская система, финансовая устойчивость, а также увеличится благосостояние граждан и предприятий.
Прогнозируемые многими аналитиками стабилизация экономики и связанный с этим рост грузооборота не станут бесспорными факторами развития рынка, в то же время нами ожидается постепенное сдержанное развитие рыночных страховщиков, не связанных с кэптивным и «схемным» бизнесом. Основными мотивами данного роста должны стать улучшение финансового состояния субъектов коммерческой деятельности, рост уровня их страховой культуры, деятельность госструктур, направленная на пропаганду и популяризацию страхования как реального механизма защиты интересов грузовладельца.
Несмотря на перечисленные сложности, рынок страхования грузов и ответственности грузоперевозчиков, по оценкам экспертов, растет примерно на 10% в год. И имеет неплохие перспективы дальнейшего развития. Законодательные инициативы в отношении обязательного страхования опасных грузов, морских и речных перевозок, ответственности авиаперевозчиков звучат все определеннее. Принятие подобных поправок положительным образом скажется на бизнесе страховщиков: обязательный страхование всегда тянет за собой развитие добровольного. Страхование грузов в будущем может стать весьма востребованной услугой. Осталось немного — победить русское авось, привить культуру страхования и создать развитую инфраструктуру урегулирования убытков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Различают два вида транспортного страхования: страхование груза на период транспортировки и страхование средств перевозки грузов.
Страхование грузов имеет ряд особенностей:
Особенностью страхования средств транспорта является его краткосрочный характер. Обычно это годичное страхование при наличии франшизы и ограниченности ответственности. Например, при речном страховании судно не страхуется от пропажи без вести, за убытки, связанные с буксированием, а при страховании самолетов не страхуются опасность от обветшания, от полетов на приз, а также военные полеты.
Страхование грузов является одним из наиболее востребованных в нашей стране видов страхования. Это связано с тем, что перевозки грузов подвержены большому количеству различных рисков (строительная техника — повреждению или хищению мелких узлов и деталей, строительные материалы — краже или угону транспортного средства вместе с грузами и т. д.). Какой бы совершенной не была логистика груза, всегда есть вероятность случайных событий, которые могут привести к его порче или уничтожению. Поэтому страхование является на сегодняшний день наиболее выгодным и действенным способом возмещения возможных убытков.
Объем международных и внутрироссийских автомобильных грузоперевозок в 2010 году сократился приблизительно на 30%.
Наиболее сильное падение произошло в сегменте перевозок легковых автомобилей, в меньшей степени пострадали контейнерные перевозки и в наименьшей степени – рефрижераторные грузы.
На фоне общего падения в 2009 году объема международных и внутрироссийских грузоперевозок, который отмечали участники круглого стола, неизбежно сокращается и рынок страхования грузоперевозок. По оценкам экспертов, его падение достигает до 50%.
Сектор страхования грузовых перевозок развивается достаточно динамично. Динамика рынка может вернуться на прежний уровень в том случае, если грузопоток увеличится, как минимум, до показателей 2007 года. При этом следует отметить, что, в отличие от других сфер, рынок страхования грузоперевозок не достигнет минусового значения, поскольку ввоз и потребление импортных товаров различных категорий по-прежнему остается актуальным направлением для российской экономики.
Таким образом, рынок страхования грузов и ответственности грузоперевозчиков, по оценкам экспертов, растет примерно на 10% в год. И имеет неплохие перспективы дальнейшего развития.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2003. – 311 с.
2. Владимиров В.В. Страхование в системе международных экономических отношений: учебное пособие / В.В. Владимиров, Е.В. Коробейникова, М.В. Полякова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010. – 383 с.
3. Правдина Н. В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности : учебно-методическое пособие / Н. В. Правдина. – Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 95 с.
4. Зеркалов Д.В., Тимощук Е.Н. Международные перевозки грузов [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Д. В. Зеркалов, Е. Н. Тимощук – Электрон. данные. – К. : Основа, 2009.
5. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.Я. Резго. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 128 с.;
6. Единая транспортная система: Учебник для вузов / В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др. / Под ред. В.Г. Галабурды. 2-е изд. с измен. и дополн. – М.: Транспорт, 2001. – 303 с.
7. Основные показатели транспорта
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.askins.ru/index.
8. Основные показатели транспорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru;
9. Транспортная система России
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
10. Страшно за груз? Плюсы и минусы
страхования грузов [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.real-business.ru/
11. Объем и страхование международных
и российских автомобильных грузоперевозок
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.
12. Груз ответственности [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.profile.ru/items_
13. Проблемы страхования грузоперевозок
в России или Почему надежда на «авось»
ведет к убыткам [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.adc-tehnika.ru/
14. Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» //«Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ». 14.01.1993 г. № 2. Ст. 56. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 47. Ст. 5622.
15. Гинзбург А. И. Страхование: Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2007.
16. Гвозденко А. А. Страхование: Учебник для вузов. – М. : Проспект, 2008.
17. Косаренко Н. Н. Современное страховое право. – М. : Экономика, 2009.
18. Проблемы
страхования грузоперевозок в
России [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://adc-tehnika.ru/content/
19. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.