Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа современного состояния рынка страхования грузовых перевозок, определение проблем, возможных путей их решения и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии рынка страхования грузовых перевозок.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы страхования грузовых перевозок в научной литературе по логистике и страхованию;
2. проанализировать современное грузовых перевозок, их страхования;
3. определить проблемы в развитии железнодорожного комплекса и пути их решения;
Введение 3
1 Сущность страхования грузов
1. 1 Понятие и определение страхового риска 5
1. 2 Классификация страхования грузов 6
1. 3 Особенности транспортного страхования 9
2 Современное состояние рынка страхования грузовых перевозок в России
2. 1 Анализ рынка транспортных услуг в России 13
2. 2 Анализ современного состояния рынка страхования грузовых перевозок 16
3 Проблемы и перспективы развития рынка страхования грузовых перевозок
3. 1 Основные проблемы развития рынка страхования грузовых перевозок 24
3.2 Перспективы развития страхования грузовых перевозок 27
Заключение 30
Список использованных источников 31
Страхование грузов охватывает собой страхование перемещаемых товаров, страхование культурных и исторических ценностей на время выездной экспозиции, страхование инкассаторских перевозок. Сюда же можно отнести и страхование транспортных контейнеров.
Объем международных и внутрироссийских автомобильных грузоперевозок в 2010 году сократился приблизительно на 30%.
Наиболее сильное падение произошло в сегменте перевозок легковых автомобилей, в меньшей степени пострадали контейнерные перевозки и в наименьшей степени – рефрижераторные грузы.
На фоне общего падения в 2009 году объема международных и внутрироссийских грузоперевозок, который отмечали участники круглого стола, неизбежно сокращается и рынок страхования грузоперевозок. По оценкам экспертов, его падение достигает до 50%. Чтобы не терять клиентов, страховым компаниям нужно будет переориентировать свои продукты на отдельные сегменты грузов. Как отмечают сами перевозчики, страхование остается актуальным для сегментов электроники и подакцизных товаров, тогда как товары средней категории, скорее всего, будут в меньшей степени покрываться страховкой ввиду сокращения расходов участниками рынка.
Говоря о состоянии рынка страхования грузов, то верным является снижение показателей. Если раньше страховщики оценивали объемы, как правило, исходя из 4-8 кругорейсов одной машины, то теперь оборот снизился, и 4 - это максимальный предел, а в среднем - это 2-3 рейса. Соотношение по грузообороту между внутренними перевозчиками и международными несколько изменилось. Но по сравнению сентября текущего года с сентябрем прошлого года есть позитивная динамика. Есть перевозчики, которые продолжают закупать машины, несмотря на потерю во фрахте и другие сложности. На границе все чаще выстраиваются очереди из грузовиков, что дает некоторую надежду на то, что положение наших транспортных компаний рано или поздно улучшится. В целом, по мнению специалистов, перевозки страхуются пассивно, не более 35% от общего объема поставок, проводимых компаниями, работающими на территории России. Для сравнения, этот же показатель в Европе, несмотря на кризис, достигает 85% [11].
Тем не менее, по сравнению с концом 2008 – 2009 годом заметны положительные сдвиги, повышается объем экспортно-импортных и внутрироссийских перевозок, увеличиваются продажи грузового автотранспорта. Если в 2009 году многие транспортные компании замораживали деятельность, выводили из эксплуатации часть парка транспортных средств, сейчас ситуация изменилась на противоположную. Все это говорит о том, что рынок оживляется, и можно отметить тенденцию к росту.
Аналитики сообщают, что диапазон тарифов на грузоперевозки составляет 0,005-2% от страховой суммы. При определении тарифа учитывается тип груза, дальность и вид перевозки. По мнению перевозчиков, не каждая компания может позволить себе страховать все свои перевозки, к тому же немногие заказчики согласны компенсировать эти затраты. Страховщики в ответ заявляют, что такие тарифы адекватны рынку и степени риска. При этом они отмечают, что это очень «тонкий» вид страхования, то есть тарифы, как правило, рассчитываются в индивидуальном порядке.
Евгений Налетов утверждает, что «…в среднем, тарифы на страхование грузов составляют от 0,1 до 0,4% от страховой суммы. На размер страхового взноса влияют в первую очередь, условия страхования, номенклатура груза, его упаковка, маршруты перевозок, способ транспортировки, наличие охраны и сопровождения груза…»
Согласно данным
журнала «Реальный Бизнес» тари
В таблице 2 представлены наиболее крупные выплаты компании РосГосСтрах за три года. Согласно данной таблице основную часть выплат составляет статья «Повреждение автомобилей в процессе морской перевозки». По ней выплатили 33,71% от общей суммы выплат. На втором месте – статья «Смытие контейнера за борт судна» - выплаты обошлись компании в 6,7 млн. руб. (18,82%). На третьем месте находится статья «Пропажа автомобилей с алкогольной продукцией (7 страховых случаев)». Выплаты составили 5,6 млн. руб.
Таблица 2 – Наиболее крупные выплаты компании РОСГОССТРАХ за 2008-2010 годы
Статьи выплат |
Сумма выплат, млн. руб. |
Удельный вес, % |
Пропажа автомобилей
с алкогольной |
5,6 |
15,73 |
Повреждение автомобилей
в процессе |
12,0 |
33,71 |
Смытие контейнера за борт судна |
6,7 |
18,82 |
Повреждение оборудования при перевозке |
5,3 |
14,89 |
Недоставка части груза |
3,4 |
9,55 |
Повреждение автомобилей при перевозке |
1,4 |
3,93 |
Повреждение оборудования при выгрузке |
1,2 |
3,37 |
Всего: |
35,6 |
100,00 |
Средняя страховая сумма по международным перевозкам составляет $500—600 тыс. на год и $250—360 тыс. по отдельному случаю. По внутренним перевозкам — примерно в два раза ниже: $200—250 тыс. в год и $100—150 тыс. по отдельному случаю [12].
Опрошенные «Профилем» страховые компании по-разному оценивают долю страхования грузов и ответственности перевозчиков в своем портфеле. В «Ингосстрахе» сообщили, что страхование грузов составляет более 2,5% всего портфеля компании. «Доля грузоперевозок и ответственности грузоперевозчиков (исключая каско судов) в общем портфеле компании составляет примерно 5%», — рассказал Сергей Ивлев из «Группы Ренессанс Страхование». Лишь немногие заявили, что доля данного вида страхования у них превышает 7%. В основном это те игроки, которые выбрали данный вид страхования в качестве одного из основных направлений работы. В некоторых компаниях объемы сборов по данному виду страхования увеличились за прошлый год на несколько десятков процентов. Страховщики объясняют это ростом «страховой культуры» клиентов и увеличением объема международных перевозок. Также эксперты не исключают, что с активизацией работы в России иностранных игроков, которые входят в капиталы крупнейших российских компаний, вырастет активность продвижения услуг по страхованию грузов и ответственности перевозчиков на всем российском рынке.
Такую разницу в цифрах эксперты объясняют специфичностью андеррайтинга данного вида страхования.
Развитие качественного страхования грузов — очень непростая задача. Договор страхования должен хорошо вписываться в логистическую цепочку страхователя и быть не только оптимальным по стоимости, но и удобным для него. Для полного удовлетворения потребностей клиентов также необходимо иметь собственную или партнерскую развитую инфраструктуру урегулирования убытков.
При расчете возможных рисков приходится учитывать множество факторов, поэтому к каждому клиенту страховщики подходят индивидуально.
При заключении договора страхования перевозки грузов учитываются такие факторы как расстояние, вид транспортного средства, физические и химические свойства груза, опыт перевозчика, специфика региона и пр. Такое разнообразие факторов, влияющих на степень риска, обуславливает индивидуальный подход к каждой перевозке со стороны страховщика. Еще одной специфической чертой данного вида страхования являются короткие временные рамки страховки. Это связано с ограниченностью во времени самих перевозок. Так максимально длительная перевозка обычно длится не более двух месяцев, а значит и страховая защита груза будет обеспечена на этот, сравнительно короткий срок.
Риски страхования грузов действительно специфичны, что обусловлено многофакторностью процесса перевозок. В конечном итоге, договор страхования — это индивидуальная и, подчас, действительно уникальная программа страхования, разработанная для каждого конкретного страхователя.
Сейчас на рынке работают 400 страховых компаний, из них действительно иметь дело можно в лучшем случае с сотней. А в этой сотне уже по-разному можно строить отношения. Но уровень развития сегодня такой, что грузоперевозчику, вместо того, чтобы делиться со страховщиками своей прибылью, приходится создавать компенсационный фонд, платить в случае ущерба, использовать другие различные механизмы. Тем более что они, по словам грузоперевозчиков, не платят. В такой ситуации есть предложение создавать на рынке фонды взаимного страхования. Вы не делитесь своими прибылями или убытками с нами – вы делаете это своим пулом. Собралось 100 перевозчиков – каждый внес в кассу взаимопомощи взнос. В случае серьезной утраты компания сможет получить оттуда компенсацию. Пока такие фонды в России отсутствуют, но они должны появиться. Что касается вопроса, страховать или нет, то ответ, на мой взгляд, однозначный – страховать. Вопрос, где страховать, и вопрос в механизме, а инструменты могут быть разными.
Действительно, рынок страхования в России по сравнению с западным еще достаточно молод. В Европе он складывался столетиями, и сейчас можно говорить о высокой страховой культуре потенциальных клиентов: никому и в голову не придет сэкономить на страховке. Там десятилетиями отлаживались формы взаимодействия всех участников процесса, в число которых входят, как правило, не только страховщики и страхователи, но и брокеры. Наличие достаточных материальных средств у подавляющего большинства грузовладельцев и солидная финансовая база страховых компаний определяют развитость и высокий спрос на данный вид страховых услуг. В России же пока нет ни четко прописанных норм, ни достаточной судебной практики, сетует Сергей Ивлев из «Группы Ренессанс Страхование». Не говоря уже о культуре страхования. Страховщику оказывается не на что опереться, с точки зрения формальных оснований искусство урегулирования сводится к поиску компромиссов между всеми заинтересованными сторонами в процессе досудебного решения вопроса. «Претендовать на лидерство в этих условиях могут только те страховые компании, которые научились находить компромисс в интересах своих клиентов», — считает эксперт.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
3.1 ОСНОВЫНЕ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
Постепенно развивающийся российский бизнес, в том числе – транспортный и сопутствующий ему, начинает обретать все более цивилизованные формы. Логично предположить, что это будет способствовать в будущем повышению спроса на рынке услуг страхования грузов. Однако на пути развития рынка страхования грузов в России стоит ряд проблем.
Основные проблемы в сфере страхования грузов являются следствием проблем самого транспортного рынка РФ – его «непрозрачности», отсутствия реальной статистики по грузоперевозкам и в масштабах страны, и при международных поставках (вследствие проведения «серых» схем при перевозках и растаможивании грузов), наличия огромного количества недобросовестных перевозчиков, отчасти устаревшего парка транспортных средств (особенно в регионах), состояния как федеральных дорог, так и дорог местного значения.
Основной проблемой, по оценкам экспертов, остается «недострахованность» рынка перевозок.
Сейчас по оценкам специалистов, застраховано примерно 20% от общего объема грузоперевозок в стране. Цифры на отдельные виды различаются в зависимости от вида перевозок. Грузы, перевозимые авиатранспортом, застрахованы на 100%, т.к. по закону авиаперевозчики должны страховать свою ответственность перед грузовладельцами. Грузы, перевозимые морским транспортом, также застрахованы почти на 100%, автомобильным — примерно на 40% и железнодорожным транспортом — на 15%. Высокую степень защиты грузов можно отметить у участников внешнеторговой деятельности и компаний, уже понесших значительные убытки [10].
Как отмечают специалисты, основной причиной, по которым владельцы груза пренебрегают страховой защитой, по-прежнему является желание сэкономить. Второй причиной является недоверие к страховым компаниям в принципе.
Кроме того, владельцы грузов до сих пор надеются на то, что ущерб им возместит перевозчик. Однако перевозчик обязан возместить ущерб только в случае доказательства его вины. При этом все расходы по расследованию причин происшествия обычно ложатся на плечи собственника груза.
К другим проблемным
моментам страховщики относят снижение
тарифов на страхование грузов, а
также несовершенную
Алексей Пашков, руководитель Департамента транспортного страхования ОСАО «Россия», отметил, что «…в настоящее время, российское законодательство в сфере регулирования страхования грузов не в полной мере соответствует нормам международного торгового рынка и требует значительной доработки. Кроме того, к проблемным моментам можно отнести и существенное снижение тарифов на страхование грузов — в среднем, с 1997 года они снизились более чем в 3 раза…».