Страхование грузовых перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа современного состояния рынка страхования грузовых перевозок, определение проблем, возможных путей их решения и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии рынка страхования грузовых перевозок.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы страхования грузовых перевозок в научной литературе по логистике и страхованию;
2. проанализировать современное грузовых перевозок, их страхования;
3. определить проблемы в развитии железнодорожного комплекса и пути их решения;

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность страхования грузов
1. 1 Понятие и определение страхового риска 5
1. 2 Классификация страхования грузов 6
1. 3 Особенности транспортного страхования 9
2 Современное состояние рынка страхования грузовых перевозок в России
2. 1 Анализ рынка транспортных услуг в России 13
2. 2 Анализ современного состояния рынка страхования грузовых перевозок 16
3 Проблемы и перспективы развития рынка страхования грузовых перевозок
3. 1 Основные проблемы развития рынка страхования грузовых перевозок 24
3.2 Перспективы развития страхования грузовых перевозок 27
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Как было сказано ранее, различают два вида транспортного страхования: страхование груза на период транспортировки и страхование средств перевозки грузов.

Каско – страхование транспортных средств. В зависимости от вида транспорта каско подразделяется на:

  • страхование средств наземного транспорта. Объектом данного вида страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением наземным транспортным средством, вследствие повреждения или уничтожения, а также его угона или кражи;
  • страхование средств воздушного транспорта. Данный вид – предполагает страхование на случаи повреждения или уничтожения, угона, кражи транспортных средств, а также их комплектующих, включая моторы, мебель, внутреннюю отделку, оборудование;
  • страхование средств водного транспорта. К рискам, связанным c владением, пользованием, распоряжением средствами водного транспорта, относятся повреждение или уничтожение, угон, кража подвижного состава, моторов, такелажа, внутренней отделкой, оборудования и т. д. [1, с. 23].

Особенностью страхования средств транспорта является его краткосрочный характер. Обычно это годичное страхование при наличии франшизы и ограниченности ответственности. Например, при речном страховании судно не страхуется от пропажи без вести, за убытки, связанные с буксированием, а при страховании самолетов не страхуются опасность от обветшания, от полетов на приз, а также военные полеты.

Карго – страхование грузов от рисков потери, порчи или повреждения товара в пути следования. Объектом данного вида страхования являются имущественные интересы лица, в пользу которого был заключен договор страхования; страховой случай наступает в момент повреждения, уничтожения, пропажи грузов, потери ими своих качественных свойств и т. д. во время владения, пользования или распоряжения грузом стороной коммерческих отношений, на которой лежат вышеперечисленные виды рисков [6, с. 34].

Страхование грузов имеет ряд особенностей:

  • страховой полис может свободно передаваться друг другу сторонами коммерческих отношений, при этом не требуется никакого заявления, так как страхование совпадает с погрузкой;
  • возможно страхование груза с покрытием выше его стоимости;
  • существуют возможности страхования грузов по так называемому генеральному полису.

Генеральный полис представляет собой договор страхователя со страховщиком, в котором оговаривается страхование всех отправляемых грузов данного лица в течение определенного периода времени. При наличии такого договора период страхования начинается с уведомления страховщика об отправке очередной партии груза. При этом страховщик экономит накладные расходы, связанные с оформлением договора страхования для каждой отдельной партии груза. При возникновении необходимости возможно прекращение действия генерального полиса до окончания срока его действия, но с предварительным заявлением.

Тарифная ставка при страховании груза устанавливается в процентах от страховой суммы и зависит от стоимости и вида груза, вида транспортного средства и факторов, характеризующих степень риска [17, с. 235].

В международной практике транспортного страхования выделяют три вида правил страхования и соответственно три вида полисов:

  • полис Ллойда (Английский полис) применяется в Англии, США, Японии, Канаде, Австралии;
  • Гамбургский (немецкий) полис используется в Германии, Скандинавских странах, России;
  • Марсельский (южный) полис распространен в Италии, Испании, во Франции [9].

В коммерческой деятельности транспортное страхование обеспечивает страхователю возмещение его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки. Этот раздел договора купли-продажи включает следующие основные условия: что страхуется, от каких рисков, кто страхует, на какую сумму и в чью пользу осуществляется страхование. Условия страхования груза на период транспортировки предусматривают все виды рисков, кроме нижеследующих:

  • те, которые произошли по вине страхователя в связи, например, с ненадлежащей упаковкой товара;
  • те, которые являются следствием физико-химических свойств товара, например, самовозгорание, отмокание, гниение т. д.;
  • тех, которые произошли вследствие нарушения режима транспортировки:
  • намокание, выветривание, порча из-за несоблюдения температурного режима перевозчиком и т. д.;
  • военные риски, риски от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений [12].

При осуществлении внутрироссийской купли-продажи следует особо уделить внимание транспортному страхованию в связи с повышенной криминогенной обстановкой в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ  ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ

 

2.1 АНАЛИЗ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

 

На основании  данных официального сайта Госкомстата  была сформирована таблица 1, отражающая динамику развития транспорта в России в 2006-2010 годах.

За 5 лет было перевезено 38173,9 млн. т. груза, при чем  наибольший объем грузов был перевезен в 2007 году и составил 8388,0 млн. т., а наименьший объем – в 2009 году в 6483,9 млн. т. Разница между наибольшим и наименьшим показателями составляет 1904,1 млн. т. или 22,7%. Резкий спад наблюдается после 2008 года и связан с мировым финансово-экономическим кризисом. Соответственно, кризис оставил свой след во всех видах транспорта.

 

Таблица 1 –  Динамика развития транспорта в России за 2006-2010 гг. [8]

 

Вид транспорта

Объем перевезенного  груза, млн. т.

2006

2007

2008

2009

2010

1. Железнодорожный

1312,0

1345,0

1304,0

1109,0

1312,0

2. Автомобильный

6753,0

6861,0

6893,0

5240,0

5236,0

3. Морской

25,0

28,0

35,0

37,0

37,0

4. Внутренний  водный

139,0

153,0

151,0

97,0

102,0

5. Воздушный

0,9

1,0

1,0

0,9

1,1

Общий объем  перевозок

8229,9

8388,0

8384,0

6483,9

6688,1


 

Динамика развития транспорта наглядно представлена на рисунке 1, составленном на основании  данных таблицы 1.

Обращаясь к  таблице 1 и рисунку 2, можно сделать  вывод, что грузы перевозятся  неравномерно. Большая часть грузов (в 2010 году – 78,29%) перевозится автомобильным транспортом, второе место по объему перевозок занимает железнодорожный транспорт и составляет 19,62 (на 2010 год), третье место занимает внутренний водный транспорт (1,53%), далее идут морской и воздушный транспорт, удельный вес каждого составляет меньше процента.

 

 

Рисунок 2 – Объемы перевозок грузов различными видами транспорта в России за 2006-2010 гг., млн. т.  [8]

 

На графике  можно заметить резкий спад объема перевезенного груза в 2009 году. Объемы перевозок железнодорожного транспорта снизились в 2008 году с 1345,0 до 1304 млн. т. Объемы автомобильного транспорта снизились в 2009 году с 6893,0 до 5240,0 млн.т. Морской транспорт развивается равномерно, объемы перевезенного груза увеличиваются. За пять лет (с 2006 до 2010 года) увеличился с 25 до 37 млн. т., таким образом, прирост составило 48%. В 2008 году также снизились объемы внутреннего водного транспорта с 153 до 151 млн. т. Воздушный транспорт занимает самую малую долю в общем объеме грузовых перевозок, в 2009 году объемы снизились на 10%.

Подводя итоги, следует отметить, что в настоящее время рынок транспортных перевозок в России практически полностью восстановился после кризиса и продолжает показывать позитивную динамику, что в целом соответствует тенденциям в мировой экономике.

Таким образом,  транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения [9].

Можно сделать  вывод, что транспортная система  России несмотря на кризис 2008 года развивается  достаточно равномерно и динамично. Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт  к числу приоритетных отраслей экономики. Параллельно с развитием транспорта, страхование транспортных перевозок будет развиваться динамично, так как грузовые перевозки – дорогостоящая процедура с определенными рисками.

Объемы грузоперевозок и интенсивность эксплуатации транспортной инфраструктуры с каждым годом увеличиваются  в несколько раз. В результате стремительно растут риски сбойных  и чрезвычайных ситуаций. Статистические данные неутешительны: аварийность на грузовом автотранспорте в 2010 году выросла в целом на 10%. На железной дороге в 2009 году количество сходов подвижного состава в грузовых поездах возросло почти в 1,5 раза. В результате, вопросы обеспечения сохранности перевозимых грузов и компенсации убытков от аварий на транспорте приобретают все большую актуальность [10].

Евгений Налетов, директор регионального центра «ЮГ» компании «Ингосстрах» отметил, что «…страхование грузов является одним из наиболее востребованных в нашей стране видов страхования. Это связано с тем, что перевозки грузов подвержены большому количеству различных рисков (строительная техника — повреждению или хищению мелких узлов и деталей, строительные материалы — краже или угону транспортного средства вместе с грузами и т. д.). Какой бы совершенной не была логистика груза, всегда есть вероятность случайных событий, которые могут привести к его порче или уничтожению. Поэтому страхование является на сегодняшний день наиболее выгодным и действенным способом возмещения возможных убытков…».

 

2.2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО  СОСТОЯНИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ  ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

 

Алексей Пашков, руководитель Департамента транспортного страхования ОСАО «Россия» считает, что «…в настоящее время на рынке грузоперевозок отмечается средний уровень востребованности услуг страховых компаний и, как следствие, недостаточный охват перевозок страхованием. Как правило, груз страхуется тогда, когда страхование является вмененным — например, будучи обязательным условием контракта поставки. Дать точную оценку объема рынка сложно, можно говорить о том, что в настоящее время в России страхованием охвачено 15-45% от всего объема перевозок…» [10].

С ростом стоимости  перевозимых товаров собственники все чаще обращаются к страховщикам. В наибольшей степени это относится к импортерам, для которых обязательство застраховать груз может быть предусмотрено договором с иностранным поставщиком. На внутренних трассах с недавних пор почти всегда страхуют перевозки дорогостоящих и легкоуязвимых предметов: мобильных телефонов, бытовой техники, электроники, легковых автомобилей, а также косметики и товаров, сделанных из стекла. В качестве страхователей чаще всего выступают крупные производители и ритейлеры.

С 1 марта 2008 года вступили в силу изменения в Правила страхования гражданской ответственности автотранспортных средств. Теперь стоимость поврежденного груза, перевозимого виновником ДТП, не покрывается полисом ОСАГО, и понимание этого отразилось на увеличении обращений грузоперевозчиков в страховые компании. Страхование грузов — это отличительная особенность «рачительных хозяев», которые знают ситуацию на дорогах, отлично знают качество дорожного покрытия на некоторых трассах, да и статистика ДТП тоже говорит в пользу страхования.

Андрей Белоусов, главный специалист-андеррайтер отдела страхования юридических лиц Ростовского филиала компании «Росгосстрах»: «…страхование грузов является сравнительно недорогим средством, реально предоставляющим финансовую защиту. И обходится в десятки раз меньше суммы возможных убытков и расходов, понесенных при самостоятельном взыскании ущерба с грузоперевозчика. Кроме того, страхование грузов часто является обязательным условием при выполнении международных контрактов…».

Объектом страхования  являются любые виды грузов, не противоречащие требованиям Законодательства РФ к перевозке. Это могут быть товары народного потребления, продукты питания. Также грузы, перевозимые насыпью, наливом, навалом. Денежная наличность, предметы искусства, картины, скульптуры, животные, птицы и др.

Договор страхования заключается  с целью сохранности груза  в период его перевозки.

Информация о работе Страхование грузовых перевозок