Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 07:10, дипломная работа
Вырабатывание эффективных механизмов, которые бы обеспечивали социальную защиту работников, их семей, реализацию прав работников на труд в условиях, отвечающих современным требованиям безопасности и гигиены, считается важнейшим направлением государственной политики России, где без необходимого внимания невозможно решить имеющиеся на сегодняшний день проблемы социального и демографического характера.
Согласно данных представленных Всемирной организацией здравоохранения более 100 тыс. химических веществ,- около 50 физических и 200 биологических факторов около 20 видов физических нагрузок и столько же видов эргономических факторов могут являться причинами утраты трудоспособности работников. По ряду многих моментов российская система обязательного социального страхования, призванна решать эти задачи, сходна с более развитыми мировыми системами социального страхования, но ее эффективность, назвать высокой, к сожалению нельзя.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 5
1.1. Правовое регулирование страхового дела 5
1.2. История медицинского страхования от несчастных случаев 10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ СТРАХОВОЙ ОТДЕЛ В С. КАМЕНЬ-РЫБОЛОВ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РОСГОССТРАХ-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК». 28
2.1. Организационно – экономическая характеристика страховой компании 28
2.2. Страховые выплаты от несчастных случаев на производстве 37
2.3. Обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве 42
2.4. Страховое событие от несчастных случаев 45
2.5. Перспективы и проблемы развития медицинского страхования от несчастных случаев 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
С первых дней своего существования Советское Правительство в сфере социального страхования проводило в жизнь, так называемую рабочую страховую программу. Она была сформулирована за три года до Октябрьского переворота в виде наказа представителям рабочих в Страховом Совете и Страховых присутствиях царского правительства и опубликована в журнале «Вопросы страхования» № 8 (18) от 22 февраля 1914 года. Суть рабочей страховой программы сводилась к тому, чтобы страхование распространялось на всех без исключения рабочих, чтобы пособия и пенсии обеспечивали прожиточный минимум. Программа предусматривала осуществление полного социального и медицинского страхования. Это означало устранение всех негативных последствий, которые наступают для рабочих при возникновении социальных или медицинских рисков. Полное страхование должно было «охватить все виды социального риска» и «каждомуриску должен был соответствовать определенный вид страхования». Полное страхование предусматривало следующие виды страхования: от безработицы; на случай болезни; от несчастных случаев; на случай инвалидности и старости; на случай беременности, родов и ухода за новорожденным; на случай вдовства и сиротства; на погребение[27, с. 82].
Одной из важнейших задач программы было устранение из органов управления социальным страхованием представителей предпринимателей и буржуазного государства. С осени 1917 года Советское Правительство начало деятельность по реформированию социального и медицинского страхования на принципах рабочей страховой программы. Уже 30 октября 1917 года эти принципы были изложены в официальном заявлении народного комиссара труда Шляпникова.
–страхование будет охватывать увечье, старость, материнство, вдовство, безработицу, т. е все виды потери трудоспособности;
–страхование будет охватывать все категории работающих (наёмных работников, сельскохозяйственных работников);
–все страховые перечисления будут производиться предпринимателями;
–в результате потери трудоспособности будет производиться компенсация в размере минимального заработка;
– возложение на застрахованных лиц функций самоуправления.
Можно отметить следующий этап развития страхования параллельно с развитием социалистического государства. Это этап «военного коммунизма». На этом этапе, в нашем государстве, действует система прогрессивного налогообложения граждан. За счёт взимания указанного налога из бюджета выделяются средства, необходимые для осуществления финансирования системы государственного социального обеспечения. Поэтапно происходит ликвидация фондов и институтов (страховые кассы, страховые учреждения и т.д.), осуществлявших выплаты по страховому возмещению. В соответствии со структурой органов государственной власти и управления тех времён, данные функции были переданы в отделы социального обеспечения при Советах рабочих и крестьян отделам труда создаваемых на предприятиях. В «Положении о социальном и медицинском обеспечении трудящихся» был задекларирован переход от системы социального страхования к системе социального обеспечения. В данный период развития нашего государства (война, голод, национализация) невозможно было сохранение и развитие систем медицинского страхования на прежних принципах[27, с. 15].
Вся созданная в данный период система социального страхования на деле оказалась весьма нестабильной. Уже в 1923 году появились первые признаки ее финансовой неустойчивости. Причины последней следует искать, во-первых, в стремительно увеличивавшейся массе застрахованных; во-вторых, в тарифной политике, ориентированной на предоставлении льгот государственным и коллективным предприятиям и учреждениям.
Ситуация усугублялась еще и тем, что многие выплаты, проводимые из фондов социального страхования, не были напрямую связаны с их целевым назначением. Ряд предприятий имели задолженность перед страховыми фондами, и эта задолженность возрастала. Практически перестали формироваться резервы. Налицо были и трудности использования страховых средств ни оказание медицинской помощи страхованным.
В 1937 году профсоюзы получили льготу в виде освобождения от перечисления в бюджет средств соцстраха (на финансирование здравоохранения), с одновременной приостановкой процесса медицинского страхования граждан. С этого момента получил развитие этап госбюджетной системы здравоохранения. Можно констатировать, что в период с 1937 года по 1991 год, медицинские услуги и финансирование медицины осуществлялось без учёта и наличия каких бы то ни было, страховых принципов.
Основной причиной, заставившей российские власти в начале 90-х годов XX века выбрать вариант бюджетно-страховой системы - это необходимость диверсифицировать источники финансирования здравоохранения, увеличить общий объем такого финансирования и повысить эффективность оказания медицинских услуг. Речь шла о коренном, сущностном институциональном изменении эффективности системы здравоохранения и создании условий для таких изменений. Закон еще РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" был принят в конце 1991 г. В нем было установлено, что страховые взносы за работающее население уплачивают их работодатели, а за неработающее платит бюджет[40, с. 22].
Еще одной целью - как и при реформировании других отраслей - было создание конкурентной среды: между СМО в борьбе за застрахованных, между медицинскими организациями за СМО и пациентов, что, как предполагалось, поднимет уровень качества медицинской помощи и не допустит завышения тарифов. Бесспорно, предпосылки к этому на тот момент существовали скорее в логике построения таких отношений в других странах и тезисы о скором росте эффективности системы были больше идеологемами, ибо конкуренции, как таковой, не было ни в одной из сфер жизни новой России и ожидания, что она появится сама по себе, были напрасными.
Итак, в чем же состояла идея института страховой медицины в России, заложенная в основу Закона. Первое, что предполагалось - это гарантированное обеспечение всем гражданам страны получения бесплатной медицинской помощи за счет средств системы ОМС. При этом помимо обязательного существует и добровольное. Обязательное медицинское страхование есть по сути своей часть государственного социального страхования и его задача состоит в допуске всех граждан Российской Федерации к равным возможностям за счёт фондов ОМС получать медикаментозную помощь в соответствии с программами ОМС, в запланированных объёмах и на определённых условиях.
А ДМС - это программа предоставления дополнительных услуг выходящих за рамки ОМС и оплата которых осуществляется дополнительно за счёт фондов страховщика (Приложение А).
Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусматривал, что бесплатная медицинская помощь финансируется из двух источников - консолидированного бюджета и страхового фонда системы обязательного медицинского страхования.
Измененный характер экономических отношений в российской системе здравоохранения, в первую очередь в силу внедрения ОМС должен был в значительной степени повысить эффективность использования ресурсов в отрасли, поднять качество и обеспечить доступность медицинской помощи гражданам. Исходя из этого целеполагания в то, как организовывалась система обязательного медицинского страхования, были заложены следующие принципы:
государственность– Российское государство являлось собственником средств страхового фонда системы обязательного медицинского страхования, страхователем для неработающего населения, регулятором всей системы, контролером собираемости взносов и их перераспределения в системе ОМС. Кроме того, оно гарантировало выполнение обязательств перед застрахованными, ибо медицинское страхование - часть системы государственного социального страхование;
всеобщность – Конституция РФ гарантирует получение бесплатной медицинской помощи, а, значит, все граждане страны, вне зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе, должны иметь возможность бесплатно получить гарантированный минимум медицинских услуг;
общественная солидарность и социальная справедливость – «богатый платит за бедного, здоровый платит за больного». Равенство прав граждан на получение медицинской помощи заложено в Конституции РФ. Независимо от уровня дохода или его наличия и отсутствия все граждане РФ имеют одинаковое право на финансирование индивидуального обращения в ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения) в рамках действующей системы ОМС[34, с. 110].
Для аккумулирования взносов на ОМС и организации непосредственной работы с ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения), в субъектах РФ, в рамках ФОМС, создавалось его территориальное подразделение - ТФОМС. Так ТФОМС обеспечивал выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов, которое объяснялось разным уровнем социально- экономического развития российских регионов и, как следствие, разный уровень обеспеченности территориальных фондов.
В свою очередь, территориальные фонды ОМС обеспечивали выравнивание финансовых условий деятельности страховых медицинских организаций, который был неоднородным в силу различий в половозрастной структуре и заболеваемости у пула их застрахованных, т.к. финансирование страховых компаний системой ОМС осуществлялось по одинаковым подушевымнормативам, но при этом невозможность поднять тарифы на так называемые группы риска - пожилых людей, лиц, страдающих хроническими заболеваниями, инвалидами и т.п. – для страховых компаний без выравнивания их финансовых условий со стороны территориальных фондов поставило бы их под угрозу банкротства.
Нетипичным для мирового опыта в российской реформе ОМС стало следующее. Территориальные фонды, кроме того, что выполняли функцию надзора, контроля, сбора и распределения средств и координатора, с 1994 года получили возможность выполнять функции страховщика. И, безусловно, это стало первым шагом на пути к деградации и без того не очень развивавшейся конкурентной среде в сфере ОМС.
Как показывает ретроспективный анализ, на практике внедрение элементов системы ОМС началось в отдельных регионах в 1993, а на всей территории РФ в 1994 году. Однако недостаток законодательства состоял в том, что в нем не было четко зафиксировано то, что, кем и когда должно было быть сделано для замещения одной системы организации здравоохранения (бюджетно-распределительной) на другую (бюджетно-страховую). Здесь все зависело от позиции органов государственной власти субъектов РФ: кто перечислял взносы за неработающее население в полном объеме, тот способствовал началу нормальному функционирования страховой медицины, остальные не предпринимали никаких действий. При этом в системе. ОМС обращалось лишь треть от всего объема государственных расходов на" здравоохранение против планировавшихся двух третей. Реформа была начата, но не закончена, в силу чего система здравоохранения обросла новыми проблемами[31, с. 6].
Все вышеперечисленное породило то, что в результате действий по реформированию системы здравоохранения сложилась даже не одна несовершенная модель, а симбиоз из нескольких таких моделей с региональной спецификой. Так или иначе, бюджеты всех уровней продолжают содержать медицинские. Сказанное выше и современный этап развития свидетельствуетчто федеральные и местные органы власти продолжают финансировать деятельность медицинских учреждений безотносительно количества и качества оказанных услуг - просто потому, что они существуют. Результат, который ожидали в 1991 году получить, не был достигнут.Тем не менее, институт медицинского страхования, внедренный, пусть даже и не полностью, судя по всему, оказал позитивное воздействие на выживаемость отрасли. Так, если провести ретроспективный анализ государственного финансирования других «социальных» отраслей – образование, наука, культура и т.п., то ситуация со здравоохранением в кризисные годы была намного лучше. И в первую очередь из-за наличия дополнительного источника в виде системы ОМС.
Можно констатировать, что система ОМС состоялась и на основе количественных показателей. Так, мы имеем завершение организационного оформления структуры во всех субъектах РФ. Застраховано и имеют полисы ОМС около 90% жителей страны, а доля средств системы ОМС в финансировании здравоохранения, по данным Федеральной службы государственной статистики РФнапример в 2013 году составила 42%[26, с. 131].
Также развивается и добровольное медицинское страхование. Правда, к сожалению, часто не как дополнение к ОМС, а как его замещение в силу недостаточной эффективности последнего. Тем не менее, институционально, как финансовый институт, собирающий и перераспределяющий ресурсы, система ОМС состоялась. Следовательно, система" здравоохранения РФ перестала быть бюджетное распределительной в чистом виде и приобрела черты страховой (Приложение Б).
Здоровье нации и его охрана относятся к числу важнейших задач как социальной, так и экономической политики государства - в том числе и в силу существенного влияния его состояния на макроэкономические показатели.Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что для обеспечения потребностей общества в медицинских услугах, восстановлении трудовых ресурсов и сохранении обороноспособности, необходимо тратить не менее 6% от ВВП. Исходя из реальности, можно констатировать, что практика подтверждает выводы ВОЗ. Значение этого показателя по Евросоюзу - около6-9% (ФРГ - 11%); по США - 19%[20]. В СССР расходы на здравоохранение никогда не достигали4%. Современная Россия, к сожалению, довольствуется 2,3-3,2% ВВП, что неизменно сказывается как на качестве оказываемой медицинской помощи, так и на влиянии уровня здоровья нации на экономический рост[23, с. 55].
Сделаем выводы. Отношения в сфере страхования — одни из самых непростых в применении на практике. Прежде всего, это связано с отсутствием удовлетворительной законодательной базы. С января 2011 г. утратил силу Закон РФ от 28 июня 1991 г, «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»[9]. При этом Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[6] не распространяется на ДМС. Гражданско-правовые отношения в сфере ДМС регулируются только Гражданским кодексом РФ[2] и Законом РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[4], которые содержат лишь общие положения о договорах страхования.
Такая ситуация приводит к серьезным проблемам на практике, поэтому возникает необходимость принятия специального закона о добровольном медицинском страховании.Для повышения эффективности страхования, как инструмента социальной защиты граждан, необходимо решить ряд важных задач:
1. Оптимизировать
сочетание функций
2.Рационализировать
расходы на систему ОМС за
счёт более активного
К сожалению, на данный момент, обе системы медицинского страхования: и обязательного и, добровольного, существуют практически параллельно и независимо, пересекаясь крайне редко. Общественный сектор здравоохранения, не смотря на увеличившееся в последние годы государственное финансирование, пребывает в перманентном кризисе, заставляя граждан искать страховую защиту в программах добровольного медицинского страхования. К сожалению, полис добровольного медицинского страхования остаётся диковинкой, на которую граждане вынуждены тратить свои деньги, а самые социально незащищённые категории населения, особо остро нуждающиеся в медицинском обслуживании, просто не могут себе его позволить. Парадокс состоит в том, что чем более социально незащищённым оказывается член общества, то тем более увеличивается его потребность в получении в получении этого обслуживания. Стоит отметить, что диспропорция в необходимом и реально предоставляемом объёме медицинских услуг для этой категории граждан с каждым годом только усиливается.
Информация о работе Страхование от несчастных случаев на производстве