Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение страхования в сфере туризма.
Основными задачами курсовой работы являются определение туризма как экономической системы и применение основ страхования в сфере туризма.
Для написания курсовой работы был использован материал по организации туристической деятельности, основам страхования, а также литература по страхованию в туристическом бизнесе. Кроме того, для подкрепления был использован материал нормативно - правовых актов, Федеральных Законов, Указов Президента по изучаемой тематике.
Введение 3
1.Страхование как необходимый элемент в туристической деятельности 5
1.1. Понятие страхования в туризме 5
1.2. Виды страхования в туризме 8
1.3. Нормативно-правовая база, применяемая в туристическом
страховании 12
2.Страхование в компании ООО «Росгосстрах» 15
2.1. Краткая характеристика организации 15
2.2. Экономическая характеристика компании 17
2.3. Результаты финансово-экономической деятельности
компании «Росгосстрах» 20
3. Проблемы и перспективы развития страхования в туризме в
Амурской области 21
3.1 Проблемы развития страхования в туризме 21
3.2.Перспективы развития страхования в туризме 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
министерство образования и
государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Амурской области
«Амурский строительный колледж»
(ГОБУ СПО АСК)
Специальность: 080118 «Страховое дело»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Страховое дело»
на тему:
«Страхование в туризме»
Ибрагимова Гульназ Ильнуровна
Благовещенск, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Страхование как необходимый элемент в туристической деятельности 5
1.1. Понятие страхования в туризме 5
1.2. Виды страхования в туризме 8
1.3. Нормативно-правовая база, применяемая в туристическом
страховании 12
2.Страхование в компании ООО «Росгосстрах» 15
2.1. Краткая характеристика организации 15
2.2. Экономическая характеристика компании 17
2.3. Результаты финансово-экономической деятельности
компании «Росгосстрах» 20
3. Проблемы и перспективы развития страхования в туризме в
Амурской области 21
3.1 Проблемы развития страхования в туризме 21
3.2.Перспективы развития страхования в туризме 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
ВВЕДЕНИЕ
Отправляясь путешествовать
за границу, многие наши туристы уверены,
что с ними там ничего не произойдет.
Уж если на родине ничего не стряслось,
то за границей, да еще на отдыхе. К
страхованию путешественники
В нашей стране в большей мере развит выездной туризм, а, значит, при осуществлении туристских операций затрагиваются интересы не одного государства. Внешнеэкономический характер объектов туристского страхования проявляется в расположении имущественных интересов туристов и туристских фирм. Так как важнейшим условием существования страхового интереса является то, что он не существует сам по себе, а связан с определенным лицом, очевидно, что имущественные интересы туристов во время их зарубежных поездок находятся не в месте их постоянного проживания, а в стране их временного пребывания.
В последние годы отмечается заметный рост числа страховых случаев, особенно тяжелых и дорогих, включая смертные исходы и необходимость репатриации тела к постоянному месту жительства. Ухудшилась и страховая обстановка в ряде традиционно туристских стран.
К сожалению, до сих пор нередко приходится сталкиваться с туристскими агентствами, которые рассматривают «страховку» как дополнительную нагрузку. Сотрудники таких агентств часто не подозревают, как много они теряют в глазах клиентов. Более того, продавая своим клиентам полис неблагополучной страховой компании, фирма может поставить свое финансовое благополучие в зависимость от случая.
Актуальность рассматриваемой проблемы в последнее время становится очень важной, так как после перехода России на открытое сотрудничество с мировым сообществом, в неведомые страны хлынул поток российских туристов, большей частью незнающих специфику принимающей страны.
Изучение данной проблемы важно также с позиции этики туризма. К сожалению, большинство наших граждан, надеясь на авось, не спешат воспользоваться услугами добровольного страхования перед турпоездкой. К любой страховке многие относятся с недоверием, а то и резко отрицательно. В России после десятилетия «дикости», процесс страхования туристов постепенно стал налаживаться только в последние пять лет.
Целью курсовой работы является изучение страхования в сфере туризма.
Основными задачами курсовой работы являются определение туризма как экономической системы и применение основ страхования в сфере туризма.
Для написания курсовой работы был использован материал по организации туристической деятельности, основам страхования, а также литература по страхованию в туристическом бизнесе. Кроме того, для подкрепления был использован материал нормативно - правовых актов, Федеральных Законов, Указов Президента по изучаемой тематике.
1.СТРАХОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Страхование туристов – это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их пребывания в туристических поездках и путешествиях [11, с. 58].
Туристский рынок — самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Одной из таких услуг и является страхование. Турист как клиент страховой организации заинтересован в том, чтобы в случае необходимости помощь была оказана ему как можно быстрее и на должном уровне. Не последнюю роль в этом играет то, с какими страховыми или сервисными организациями за рубежом сотрудничает российский страховщик [12, с. 18].
Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить расходы за предоставленные застрахованному медицинские, юридические, авто-технические и другие услуги в связи с наступлением внезапных, непредсказуемых событий во время пребывания застрахованного лица за границей.
Выезжая за рубеж, турист в любом случае оказывается в экстремальной ситуации: смена климата, химического состава воды, иной режим питания и множество других перемен автоматически влекут за собой определенную опасность. В последнее время страховщики начинают брать инициативу в свои руки: и предлагают свои услуги туристическим компаниям.
В туристических поездках, граждане забывают про страх и риск. По данным статистических компаний на первом месте лидером по страховым случаям считается Турция. Туристы, не зная климата, правил питания и просто не соблюдая правила поведения, подвергают свою жизнь и здоровье опасности. Самый распространенный диагноз — гастроэнтерит (воспалительный процесс желудочно-кишечного тракта). Простуды в любых формах и проявлениях и наконец, травмы. Второе место занимает Египет. У туристского бизнеса этой страны своя специфика: здесь периодически происходят вспышки всевозможных инфекций.
Однако рост заболеваемости на курортах, по мнению страховщиков, можно предотвратить, если бы фирмы обращали больше внимания на медицинские карты туристов, врачебный контроль за качеством продуктов, а также на прививки [9].
Третье место по количеству страховых случаев, по данным «РЕСО-Гарантия», поделили Испания и Кипр. В Испании зафиксировано некоторое снижение числа заболеваний, вызванных острыми желудочно-кишечными инфекциями. На Кипре у туристов чаще всего случаются простуды, инфекционные заболевания.
Меньший процент страховых случаев приносят европейские страны (Германия, Франция, Австрия и Швейцария). Страховщики объясняют это тем, что их посещает вполне определенный контингент — солидные люди, предпочитающие спокойный отдых.
Такие туристы часто становятся объектом забот медиков. За последние годы появилось еще несколько негативных тенденций: во-первых, по всему свету начали активно разъезжать пожилые люди, имеющие хронические заболеваний. Они стремятся, как правило, именно в те страны, климат которых для них противопоказан.
Еще одна проблема — мода возить на отдых младенцев, при этом не делая им необходимых прививок.
Особенностями страхования в туризме является: рискованность, кратковременность, большая степень неопределенности времени наступления страхового случая и величина возможного ущерба [18, с. 167].
Виды рисков присущие для страховых компаний это: страховые риски для туристов и страховые риски присущие турфирмам. Классификацию рисков представим на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация рисков
Под страхованием туристов, выезжающих за рубеж, обычно подразумевается добровольное медицинское страхование на случай внезапного заболевания или телесных повреждений, полученных туристом в результате несчастного случая, произошедшего во время пребывания за границей. Однако, кроме медицинской, туристам иногда приходится обращаться за другими видами помощи: юридической, технической, административной и другими [22, с. 82].
В силу этого отечественные компании, продающие полисы зарубежного страхования, сейчас все больше заключают договоры с иностранными страховыми компаниями - ассистанс, специализирующимися на предоставлении туристам комплекса сервисных услуг: от обмена проездных билетов и продления выездных виз до транспортировки, ремонта транспортных средств, репатриации на родину останков погибшего (умершего) туриста. По договоренности с партнером российский страховщик определяет объем страховых услуг.
Туристские фирмы как юридические лица пользуются рядом услуг страховых компаний. Однако в туристском бизнесе существуют дополнительные виды добровольного и обязательного страхования.
Классификацию страхования в системе туризма представим на рисунке 2.
Рисунок 2 – Классификация видов страхования
1) медицинское – страхование жизни и здоровья туриста;
2) имущественное – страхование багажа, фото- и видеоаппаратуры, личного автотранспорта и иного личного имущества туриста, а также имущества турфирм;
3) гражданской ответственности – страхование ответственности туристов, владельцев транспорта, отелей, турфирм и других субъектов туризма [31, с. 314].
Страхование бывает добровольным и обязательным, индивидуальным и групповым. Обязательное страхование осуществляется в силу закона страны пребывания. Медицинское страхование при выезде в некоторые страны является непременным условием получения визы [30, с. 316].
К числу обязательных видов страхования в соответствии с действующими документами относятся:
1. страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
2. страхование транспортных путешествий.
Согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (1997 г.) личное страхование представляет собой отношения между страхователями (юридическими и дееспособными лицами) и страховщиками (юридическими лицами) по оказанию страховой услуги, когда защита имущественных интересов связана с жизнью, здоровьем и трудоспособностью страхователей и застрахованных [2].
В качестве застрахованных туристов могут выступать и недееспособные лица: дети до 16 лет и лица до 80 лет. В то же время каждый человек имеет право на защиту имущественного интереса, связанного с его личностью, т.е. страхователь при личном страховании может быть одновременно и застрахованным лицом. Однако, личное страхование можно рассматривать как защиту имущественного интереса.
Личное страхование туристов по своей сути является дополнительной формой государственного социального страхования и социального обеспечения, что отражено в ст. 10 п. 4 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», где сказано, что страховое обеспечение выплачивается страхователю, застрахованному или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. Это означает, что в отношении личного страхования туристов принцип «двойного страхования», действующий при имущественном страховании, не применяется [2].