Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 01:10, дипломная работа
Цель моей дипломной работы: рассмотреть страхование жизни.
Для раскрытия данной цели необходимо решить следующие задачи.
- рассмотреть экономическую сущность страхования жизни и его социальное назначение;
- историю страхования жизни;
- проанализировать порядок осуществления страхования жизни в Военно-страховой компании;
- изучить виды страхования жизни в Военно-страховой компании;
- рассмотреть методику расчетов страховых тарифов по накопительным видам страхования;
Для определения вероятностей дожития или смерти определяют следующие данные:
qx = dx / lx, (1)
где dx – число умирающих при переходе от возраста x к возрасту x + 1 лет.
dx = lx - lx + 1. (2)
Px = lx + 1/ lx; Px = 1 – qx. (3)
Рассмотрим вероятность прожить еще 1 год лица в возрасте 45 лет используя таблицу смертности.
Px = lx + 1/ lx; P45 = l45 + 1/ l45; P45 = 83385/84379 = 0,9882. (4)
Рассмотрим вероятность умереть в течение предстоящего года жизни.
qx = dx/lx; qx = d45/l45 = 994/84379 = 0,0118. (5)
Договор страхования жизни как правило заключается на длительный срок. Период времени между уплатой страхового взноса и моментом осуществления страховой выплаты составляет несколько лет. В течение этого срока за счёт инфляции и прибыли получаемой от инвестируемых временно свободных средств, стоимость страхового взноса уменьшается.
Чтобы учесть подобные изменения при построении тарифных ставок применяются методы долгосрочных финансовых вложений, в частности дисконтирования.
Компаундинг – переход от текущей стоимости капитала к будущей.
Дисконтирование – процесс обратный компаундингу, т.е. переход от будущей стоимости капитала у текущей.
Тарифные ставки бывают единовременные и годовые.
Единовременная ставка предполагает уплату страховых взносов в начале срока страхования. По такой форме уплаты страхового взноса страхователь сразу погашает свои обязанности перед страховщиком.
Годовая ставка предполагает постепенное погашение финансовых обязательств страхователя перед страховщиком. Взносы уплачиваются раз в год. Для уплаты годового взноса может еще предоставляться рассрочка раз в месяц.
Единовременная ставка по страхованию на дожитие для лица в возрасте x лет при сроке страхования n лет в расчете на 100 рублей страховой суммы определяется по следующей формуле.
nEx = lx+nVn/lx * 100, (6)
где lx+n – число лиц, доживших до возраста x + n;
lx – число лиц подлежащих страхованию, достигших возраста x лет;
Vn – дисконтный множитель который определяется по формуле
Vn = 1/(1+і)n, (7)
где i – норма доходности;
n – срок страхования.
Единовременная нетто ставка на смерть:
nAx = (dx*V+dx*VІ+dx*Vі+dx+n-1*Vn )/lx, (8)
где dx – число лиц умирающих при переходе к возрасту по годам за срок страхования.
Рассмотрим на примере единовременную и годовую нетто брутто премию для страхователя в возрасте 45 лет, застрахованного по смешанному страхованию жизни сроком на 3 года. Норма доходности – 8%, страховая сумма – 500000, доля нагрузки в брутто ставке – 10%.
nEx = lx+nVn/lx * 100;
3E45 = l45+3*Vі/l45*100;
3E45 = 81208 * 0,7938/84379*100 = 76,40р;
V = 1/(1+0,08)і = 0,7938;
3A45 = d45*V№+d46*VІ+d47*Vі/l45;
3A45 = 920,3446+907,0234+888,2622/
Vn = 1/(1+0,08) = 0,92594;
VІ = 1/(1+0,08)2 = 0,8573;
Vі = 1/(1+0,08)3 = 0,7938;
Tn = nEx + nAx = 76,40 + 3,22 = 79,62; Тб = 79,62*100/100-10 = 88,47;
СП = 500000*88,47% = 442350.
На практике приходится исчислять тарифные ставки для различных возрастов застрахованных лиц разных сроков страхования, а так же разных вариантов уплаты страховых взносов и страховых выплат.
Для упрощения расчётов применяются специальные технические показатели – коммутационные числа.
Для практических расчётов нетто-ставки при страховании жизни разработаны специальные таблицы коммутационных чисел. В результате преобразования формулы расчета нетто- ставок через коммутационные числа принимают следующие вид:
Единовременная нетто ставка для лица в возрасте x лет на дожитие при сроке страхования n лет.
nEx=Dx+n*100/Dx. (9)
Единовременная нетто ставка для лица в возрасте x лет на случай смерти:
а) при страховании на определенный срок:
nAx=Mx-Mx+n/Dx*100. (10)
б) для пожизненного страхования:
Ax=Mx/Dx*100. (11)
Годовая нетто ставка для лица в возрасте x лет на дожитие при сроке страхования n лет:
nex=Dx+n/Nx-Nx+n*100. (12)
Годовая нетто ставка для лица в возрасте x лет на случай смерти:
а) при страховании на определенный срок
nax=Mx-Mx+n/Nx-Nx+n*100. (13)
б) пожизненное страхование
ax=Mx/Nx*100 (14)
3. Тенденции и проблемы развития рынка страхования жизни в России
3.1 Тенденции развития рынка страхования жизни
Сегодня страхование как сфера специфических денежных отношений реализуется в финансовой системе главным образом через звено децентрализованных финансов – финансы страховых организаций. Такая постановка вопроса позволяет выделить страхование в самостоятельную экономическую категорию, которая проявляется через присущие только ей функции и на сегодняшний день реализуется через сформировавшуюся систему со своими элементами, механизмом. В современных условиях повышение значения страхования в экономике России должно быть реализовано только на основе теоретического и практического его переосмысления.
Если сравнивать современное состояние российского страхования с рынками развитых стран, то следует сделать следующий вывод: сегодняшний российский рынок страхования аналогичен европейскому рынку конца XIX — начала XX веков. В России существует более 100 видов страхования, тогда как в Европе — около 500 видов, а в США — до 3.000 видов. По расчетам специалистов, страхованием в нашей стране на сегодня охвачено около 7 процентов возможных рисков, традиционно страхуемых в развитых странах.
Особое место в системе страхования как разновидности отведено страхованию жизни. Это подтверждается тем, что доля страхования жизни в странах Европы составляет более 60% от общего объема страхового рынка, и около 90% населения имеют полисы накопительного страхования жизни.
Общие сборы по итогам 2007 года компаний, специализирующихся на страховании жизни, составили 22,55 млрд. рублей. Доля страхования жизни в общей сумме страховых взносов по добровольным видам страхования составила 5,6%. Выплаты по страхованию жизни в 2007 году зафиксированы на уровне 15,65 млрд. рублей, а отношение выплат к сборам – 69,4%. Динамика взносов и выплат по страхованию жизни в России показана на рисунке 4.
Рисунок 4 – Динамика взносов и выплат по страхованию жизни в России
В настоящее время страхование жизни на Западе стало не только инструментом, благодаря которому люди могут накопить средства, получить прибыль от инвестиций, обеспечить себе пенсии и медицинское обслуживание. Но теперь страхование жизни используется и для покупки жилья, и для оплаты за образование детей, и для того, чтобы начать собственное дело, и для минимизации налогов.
Страхование жизни стало по-настоящему ориентированным на конкретные потребности клиентов, содействуя им в осуществлении жизненных планов. Расширив свои границы, страхование жизни приобрело не только экономическое, но и социальное значение. Для западных стран характерен тот факт, что компаниям по страхованию жизни люди часто доверяют больше чем банкам. Это связано с принятыми во многих странах законами, согласно которым резервы страховых компаний должны намного превышать их актуарные обязательства. Кроме того большинство компаний, занимающихся страхованием жизни, в течение десятилетий проводят очень осторожную инвестиционную политику.
Доля страхования жизни на российском рынке несопоставимо меньше, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. В 2008 году доля страхования жизни от общего объема страхового рынка составила 0,1%. Российскими страховщиками было собрано всего 397 рублей на душу населения. Если взять страны Запада, то там уже в 2007 году доля рынка страхования жизни была представлена куда более значимыми цифрами: 51% - в Польше, 41% - в Чехии, 15% - в Болгарии. В таких странах, как Япония, страхование жизни занимает 78% рынка, или 330,7 млрд долл. США; в Великобритании – 75%, или 349,7 млрд долл. США; во Франции – 70%, или 187 млрд долл. США.
Это происходит ввиду того, что страхование жизни в России на протяжении многих лет находилось в состоянии застоя. Население, не доверяя страховщикам, не торопилось пользоваться такой услугой. В свою очередь страховщики придумали этому виду деятельности свое применение - долгое время они использовали его для различных финансовых схем. Но со временем ситуация начала меняться. Рынок был очищен от мнимых страховщиков, страховая культура населения начала расти. Кроме того, на российский рынок стали выходить крупные иностранные игроки, желающие занять свою нишу на российском, по их утверждению, перспективном рынке страхования жизни.
Финансовый кризис 2008 года в целом негативно отразился на страховании в России, но как показали многочисленные опросы среди компаний по страхованию жизни, они не только не зафиксировали оттока клиентов, но и отметили рост продаж. Страховщики объясняют этот феномен тем, что долгосрочные инвестиции менее подвержены кризисам и осознанным выбором клиентов на долгосрочное сотрудничество. Однако не стоит забывать, что расторжение договора в период накопления влечет за собой значительные финансовые последствия: выкупная сумма будет значительно меньше внесенных средств. В настоящее время снижения спроса на продукты страхования жизни не наблюдается [16].
На данный момент рынок страхования жизни в России медленно, но уверенно стабилизируется, и есть все предпосылки к успешному развитию в будущем. Повышению уровня стабильности и надежности компаний способствуют как естественные факторы (в результате конкурентной борьбы на рынке остаются сильнейшие), так и ужесточение нормативного регулирования на рынке страхования жизни. Рынок страхования жизни на данный момент стал более консолидирован. Сейчас происходит жесткий отсев недобросовестных страховщиков, что в целом делает рынок стабильнее и благоприятнее для развития честных его участников.
Согласно официальным данным ФССН, рынок страхования жизни в 1 квартале 2010 г. вырос на 9,4% по сравнению с 1 кварталом 2009 г.: объём премии составил 4,4 млрд руб. Структура совокупной страховой премии показана в таблице № 6. Однако если сравнить фирменную структуру рынка страхования жизни и динамику объёма премий страховщиков, осуществляющих операции в 1 квартале 2009 г и в 1 квартале 2010 г, то картина будет несколько иная:
- 64 компании имели ненулевые объёма премии в 1 кв 2010 г, тогда как годом ранее таких страховщиков было 80. Совокупный объём премии вырос не на 9,4%, а значительнее, — на 16,4% по сравнению с 1 кв 2009 г;
- 16 страховщиков ушли с рынка по разным причинам. Основной объём "ушедшей" премии (около 220 млн руб) приходится на компании "Финстрах" и "Урал-АИЛ-жизнь" (в связи с отзывом лицензии), "ИНГ-лайф" и "Фортис жизнь страхование" (в связи с продажей и реорганизацией бизнеса). Отметим, что уход страховщиков с рынка страхования жизни не означает, как в случае, например, с ОСАГО, клиентов, оставленных без обслуживания и страховых выплат. Свою роль здесь играет специфика страхования жизни: корпоративные клиенты могут быть переведены в другие компании (или даже в НПФ, если говорить о пенсионном страховании), а "схемные" просто перестают пользоваться услугами страховщиков.
Главным фактором роста рынка, по итогам развития рынка страхования жизни в 2009 г) стало страхование жизни заемщиков, объёмы премий здесь перестали снижаться еще в 4 кв 2009 г.:
- "Русский стандарт страхование" и "Альфастрахование-жизнь" активно присутствуют в банковских каналах продаж (низкий размер премии на 1 договор);
- другие страховщики, имея невысокий размер премии на 1 договор по страхованию от несчастных случаев ("Дженерали ППФ" и "СИВ Лайф"), в соответствии с лицензией продают кредитное страхование жизни как страхование от несчастных случаев также исключительно через банковские каналы. Объёмы и динамика премии по страхованию жизни на случай смерти (дожития до срока, иного события) обеспечиваются, по всей видимости, за счет системы кросс – продаж страховых продуктов.
В настоящее время розничное страхование жизни является одним из перспективных и быстрорастущих сегментов рынка страхования жизни. Именно на развитие данного сегмента и закрепление в нем направлены усилия большинства выходящих на рынок страхования жизни компаний.
Для динамики структуры рынка страхования жизни характерен рост доли розничного страхования жизни, а также увеличение удельного веса страхования жизни заемщиков. Соответственно, доля кэптивного страхования жизни в общей структуре рынка постепенно снижается.
Опыт стран с переходной экономикой показывает, что развитие классического страхования жизни зависит, как правило, от таких факторов, как уровень благосостояния и горизонт планирования населения. Одной из проблем развития рынка страхования жизни в России является низкий уровень жизни населения. По мнению участников рынка, в крупных мегаполисах, таких как Санкт-Петербург и Москва, доля застрахованных граждан практически идентична. В них сконцентрировано большое количество крупных компаний, выплачивающих своим сотрудникам высокие зарплаты или даже включающих страхование жизни работников в социальный пакет. Тенденция роста страхования жизни наблюдается и в крупных региональных центрах, однако общая доля застрахованных там совсем невелика. В настоящее время страхование жизни востребовано либо очень крупными предприятиями, либо компаниями с западным капиталом. Отечественные предприниматели пока изучают стандарты западного менеджмента. В России страхование жизни начнет пользоваться спросом тогда, когда в стране сформируется средний класс - 20-25% от населения страны, в доходе которого будет свыше 20% свободных средств, которые он сможет вкладывать в полис страхования жизни.
Страхование жизни является долгосрочным страхованием на срок более 20 лет. В современных условиях у населения низкий горизонт планирования, составляющий от месяца до полугода. В условиях кризиса многие не знали, что будет завтра и поэтому на более долгий срок свои финансовые вложения никто не планировал. Кроме того, низкая ставка дисконтирования также не способствует долгосрочным вложениям.