Страховые фонды как часть финансовой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение страховых фондов на примере, финансовой системы Республики Беларусь, а также разработка мероприятий по развитию страховой деятельности.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена финансовая система Республики Беларусь, ее структура и звенья;
дана характеристика страховым фондам, рассмотрена их сущность и роль

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6

Финансы как целостная экономическая категория 6
Структура финансовой системы, ее звенья 14

2. СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ ИХ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 23

Страховые фонды и формы их образования 23
Классификация страховых фондов 31
Фонд предупредительных мероприятий 38

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44

Анализ состояния и проблем развития страхового рынка Республики Беларусь 44
Основные направления достижения целей и задач развития страховой деятельности в Республике Беларусь 49
Применение зарубежного опыта при формировании капитала гарантийного фонда 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Файлы: 1 файл

Диплом Страховые фонды.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

Можно найти ряд аргументов за и  против каждого из «антагонистических» подходов (первого и второго). С одной стороны, предоставление функций управления местным органам (первый подход) власти приведет к увеличению общих операционных издержек, так в таком случае будет образовано множество региональных фондов с небольшим капиталом. С другой стороны, эти фонды смогут снизить издержки за счет лучшего знания специфики каждого региона. Более того, большое количество гарантийных фондов по всей стране может стимулировать конкуренцию между ними за одних и тех же клиентов. Первый подход более эффективен в больших странах (федерациях), которые состоят их ряда экономически разнородных регионов, в то время как второй подход более целесообразен в случае малых стран, с довольно сходными экономическими условиями в различных регионах.

Третий подход объединяет преимущества и недостатки первых двух и может  быть использован в промежуточных случаях. В условиях Беларуси, мы полагаем, что третий подход является наиболее приемлемым. Данный подход продемонстрировал свою эффективность в Венгрии, экономика которой имеет ряд сходных черт с белорусской экономикой. Несмотря на то, что в Венгрии большая часть гарантий сосредоточена в централизованной Hitelgarancia (около 90%), мелкие региональные гарантийные фонды также могут работать эффективно. Благодаря такому механизму разделения полномочий, доля кредитов, выданных под гарантии фондов, от всех выданных кредитов составила 2.1% (для «Hitelgarancia» данный показатель составил 1.9%). Использование преимуществ обоих «антагонистических» подходов согласуется с ситуацией в Беларуси, и оба вида гарантийных фондов смогут реализовывать свои преимущества [10, c.76].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовая система представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

Финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы.

Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании  определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Разработка и последовательная реализация мер направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, целенаправленное управление размером бюджета позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством.

Современный этап развития Республики Беларусь основан на стабилизации финансового  положения за счет полного и своевременного обеспечения предприятия основными средствами. Особую значимость в этих условиях приобретает создание и эффективное использование страховых фондов.

Страхование представляет собой особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователей) и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам.

Через страховой фонд, как материальное воплощение страхования, реализуются  все присущие финансам функции:

  • распределительная;
  • контрольная;
  • стимулирующая;
  • стабилизационная.

Также можно выделить следующие  формы страхового фонда:

  • централизованный страховой (резервный) фонд;
  • фонд самострахования;
  • страховой фонд страховщика.

Выполнение страховым фондом разнообразных  функций и его отличительные  особенности определяют место финансов сферы страхования в финансовой системе государства.

Следовательно, изменение содержания и масштабов финансовой деятельности государства, денежного характера  отношений в сфере страхования в условиях рыночной экономики, учет разнообразных функций и особенностей потребовало научного исследования вопросов сущности финансов в сфере страхования и их роли в финансовой системе.

Таким образом, в условиях рыночной экономики, в отличие от регулирования  процессов, связанных с использованием централизованных фондов, где государство выступает их полноправным хозяином, следует определять и понимать роль финансов сферы страхования.

Основными законодательными актами в  области регулирования и организации  страховой деятельности в Республике Беларусь являются Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также Закон о страховании и некоторые другие законодательные акты. Указанные документы определяют основные организационно-правовые требования к созданию страховой компании.

Финансы страховых фондов представляют собой одну из важнейших составляющих финансовой системы государства не  могут исключаться из процесса глобальной экономической интеграции [25, c.67].

 В странах с развитыми  рынками страховые организации  рассматриваются как институциональные  инвесторы, одной из основных функций которых в общественном воспроизводстве является мобилизация капитала по средствам страхования. Страховые взносы поступающие отнаселения и юридических лиц, аккумулируются в страховых фондах организации и играют весьма заметную роль в процессе расширенного воспроизводства, представляя тот источник денежного капитала, из которго экономика во многом удовлетворяет свой спрос на инвестиции.

Отсюда следует, финансы сферы  страхования – система денежных отношений по поводу образования  и использования государственных и негосударственных, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, направляемых на возмещение ущерба, возникающего в экономике государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1.    Агапова Т. А. Макроэкономика// Учебник / Т.А.Агапова, С.Ф.Серегина.; Под общ.ред. Сидоровича А.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ДНС, 1999. – 416с.
  2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы//учеб. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. 687 с.;
  3. Бежаев О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования// М.: Экзамен, 2001. 128с.;
  4. Бондарь, А.В. Макроэкономика// учебное пособие. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория// – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 544с.
  6.    Вавилов Ю.Я. Финансы// М. Социальные отношения, 2004.- 356с.
  7. Войтов, А.Г. Экономика. Учебник фундаментальной теории экономики// Общ. курс. - М.: Дашков и К, 2004. - 598 с.
  8. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998г. – глава 48;
  9.    Грязнова А.Г. Экономическая теория// Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова-4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 608с.
  10. Дегтярев Г.П. Страхование в переходный период: основные принципы // Общество и экономика. - 1992 г. - №2 - стр.83.
  11. Декрет Президента республики Беларусь от 28 сентября 2000 г.  
    № 20 ”О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь»
  12. Декрет Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. N 18 "Об обязательном страховании строений, принадлежащих гражданам".
  13.    Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика// – М.: МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784с.
  14. ДорошенкоМ.Е. Введение в макроэкономику// Учебное пособие / Под ред. М.Е.Дорошенко. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 175с.
  15. Дробозина Л. А. Финансы// Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2001.- 527с.
  16. Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. ”О страховании”
  17. Заяц Н.Е. Государственный бюджет// Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич, Т.В. Сорокина и др.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240 с.;
  18.       Ивашковский, С.Н. Макроэкономика// - Москва: Дело, 2008. - 473 с
  19.       Иохин В.Я. Экономическая теория// – М.: Экономистъ, 2004. – 861с.
  20. Иохин, В.Я. Экономическая теория// Учебник: Для вузов по специальности "Финансы и кредит". - М.: Юристъ, 2004. - 861 с.
  21. Коломина Е.В. Словарь страховых терминов// Под ред. Коломина Е.В., Шахова В.В. - М, 2007. - 435 с.
  22. Кредисов А., Бодров В., Леоненко П. Сущность, структура и принципы организации социального рыночного хозяйства // Дело, №4,1993.
  23.      Кузнецов Б.Т. Макроэкономика// – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463с.
  24. Левант Н.А. Долгосрочное страхование жизни в условиях нестабильной экономики // Финансы. - 1996 г. - №6 - стр.42-44.
  25.     Николаева И.П. Экономическая теория// Учебник / ВЗФЭИ; Под ред. Николаевой И.П. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527с.
  26.     Николаева И.П. Экономическая теория// Учебник / И.П.Николаева. – М.: Кнорус, 2006. – 224с.
  27. Орлов А. Угрозы в социальной сфере, их диагностика и возможности их упреждения // Вопросы экономики, № 1, 1995 г.
  28.    Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит// Учебник для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2001. – 512с.
  29. Родионова В.М. Финансы // Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995 г.
  30.     Романовский Г.Н. Финансы и кредит//Учебник / Под.ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, Юрайт – Издат, 2009. – 609с.
  31. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь// Мн.: БГЭУ, 2000. 298 с.;
  32. Сорокина Т.В. Государственный бюджет// Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2003. 289 с.;
  33. Социальное страхование и его перспективы в современной Беларуси // Дело, №6, 2001
  34.     Чепурин М.Н. Курс экономической теории// Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – 4-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2009. – 848с.
  35. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. - М.: Финансы и статистика, 1992 г.
  36. Шахов В.В. Некоторые итоги и перспективы развития отечественного страхового рынка // Финансы. - 1997г. - №3 - стр. 41-43.
  37. Шахов В.В. Страхование как самостоятельная экономическая категория // Финансы. - 1995 г. - №2 - стр.38-41
  38. Шахов В.В. Страхование: Учебник для ВУЗов. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997 г.
  39. Шеремет А.Д., Сайфулик Р.С. Финансы. М., 1997.

 


Информация о работе Страховые фонды как часть финансовой системы Республики Беларусь