Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение страховых фондов на примере, финансовой системы Республики Беларусь, а также разработка мероприятий по развитию страховой деятельности.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена финансовая система Республики Беларусь, ее структура и звенья;
дана характеристика страховым фондам, рассмотрена их сущность и роль
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6
Финансы как целостная экономическая категория 6
Структура финансовой системы, ее звенья 14
2. СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ ИХ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 23
Страховые фонды и формы их образования 23
Классификация страховых фондов 31
Фонд предупредительных мероприятий 38
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44
Анализ состояния и проблем развития страхового рынка Республики Беларусь 44
Основные направления достижения целей и задач развития страховой деятельности в Республике Беларусь 49
Применение зарубежного опыта при формировании капитала гарантийного фонда 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Можно найти ряд аргументов за и против каждого из «антагонистических» подходов (первого и второго). С одной стороны, предоставление функций управления местным органам (первый подход) власти приведет к увеличению общих операционных издержек, так в таком случае будет образовано множество региональных фондов с небольшим капиталом. С другой стороны, эти фонды смогут снизить издержки за счет лучшего знания специфики каждого региона. Более того, большое количество гарантийных фондов по всей стране может стимулировать конкуренцию между ними за одних и тех же клиентов. Первый подход более эффективен в больших странах (федерациях), которые состоят их ряда экономически разнородных регионов, в то время как второй подход более целесообразен в случае малых стран, с довольно сходными экономическими условиями в различных регионах.
Третий подход объединяет преимущества и недостатки первых двух и может быть использован в промежуточных случаях. В условиях Беларуси, мы полагаем, что третий подход является наиболее приемлемым. Данный подход продемонстрировал свою эффективность в Венгрии, экономика которой имеет ряд сходных черт с белорусской экономикой. Несмотря на то, что в Венгрии большая часть гарантий сосредоточена в централизованной Hitelgarancia (около 90%), мелкие региональные гарантийные фонды также могут работать эффективно. Благодаря такому механизму разделения полномочий, доля кредитов, выданных под гарантии фондов, от всех выданных кредитов составила 2.1% (для «Hitelgarancia» данный показатель составил 1.9%). Использование преимуществ обоих «антагонистических» подходов согласуется с ситуацией в Беларуси, и оба вида гарантийных фондов смогут реализовывать свои преимущества [10, c.76].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая система представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.
Финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы.
Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.
По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Разработка и последовательная реализация мер направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, целенаправленное управление размером бюджета позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.
Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством.
Современный этап развития Республики Беларусь основан на стабилизации финансового положения за счет полного и своевременного обеспечения предприятия основными средствами. Особую значимость в этих условиях приобретает создание и эффективное использование страховых фондов.
Страхование представляет собой особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователей) и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам.
Через страховой фонд, как материальное воплощение страхования, реализуются все присущие финансам функции:
Также можно выделить следующие формы страхового фонда:
Выполнение страховым фондом разнообразных функций и его отличительные особенности определяют место финансов сферы страхования в финансовой системе государства.
Следовательно, изменение содержания и масштабов финансовой деятельности государства, денежного характера отношений в сфере страхования в условиях рыночной экономики, учет разнообразных функций и особенностей потребовало научного исследования вопросов сущности финансов в сфере страхования и их роли в финансовой системе.
Таким образом, в условиях рыночной экономики, в отличие от регулирования процессов, связанных с использованием централизованных фондов, где государство выступает их полноправным хозяином, следует определять и понимать роль финансов сферы страхования.
Основными законодательными актами в
области регулирования и
Финансы страховых фондов представляют собой одну из важнейших составляющих финансовой системы государства не могут исключаться из процесса глобальной экономической интеграции [25, c.67].
В странах с развитыми
рынками страховые организации
рассматриваются как
Отсюда следует, финансы сферы
страхования – система денежных
отношений по поводу образования
и использования государственны
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Страховые фонды как часть финансовой системы Республики Беларусь