Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение страховых фондов на примере, финансовой системы Республики Беларусь, а также разработка мероприятий по развитию страховой деятельности.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена финансовая система Республики Беларусь, ее структура и звенья;
дана характеристика страховым фондам, рассмотрена их сущность и роль
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6
Финансы как целостная экономическая категория 6
Структура финансовой системы, ее звенья 14
2. СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ ИХ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 23
Страховые фонды и формы их образования 23
Классификация страховых фондов 31
Фонд предупредительных мероприятий 38
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44
Анализ состояния и проблем развития страхового рынка Республики Беларусь 44
Основные направления достижения целей и задач развития страховой деятельности в Республике Беларусь 49
Применение зарубежного опыта при формировании капитала гарантийного фонда 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
приобретение пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих составов, средств связи, аппаратов защиты органов дыхания, снаряжения и оборудования, обеспечивающих безопасную работу при пожарах и авариях;
проведение пожарно-
осуществление исследований и испытаний огнетушащих средств, пожарной техники, огнетушителей и других средств противопожарной защиты на соответствие требованиям пожарной безопасности;
проведение работы с внештатными пожарными формированиями;
приобретение и изготовление витрин, стендов, плакатов, памяток, буклетов, листовок и другой наглядной продукции, необходимой для организации обучения и информирования населения республики о состоянии пожарной безопасности;
проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах и жилых домах граждан;
техническое оснащение системы оперативного доведения информации об опасных гидрометеорологических явлениях до граждан и организаций, а также государственной сети гидрометеорологических наблюдений современными приборами и оборудованием для обнаружения этих явлений и слежения за ними, приобретение техники для оперативного предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях;
финансирование мероприятий по предотвращению наводнений и других стихийных бедствий, в том числе строительству и ремонту водохранилищ и водопроводящих каналов, сооружению дамб;
финансирование строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений пожарных аварийно-спасательных подразделений, гаражей, стоянок для транспортных средств;
5. по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, добровольному страхованию медицинских расходов, добровольному страхованию жизни на:
финансирование научных
разработку межотраслевых
обучение и повышение
финансирование мероприятий по: пропаганде безопасных условий труда; разработке индивидуальных и коллективных средств защиты; проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях; выполнению запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях работ по приведению уровней шума, запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с законодательством об охране труда;
созданию, развитию и материально-техническому обеспечению организаций, осуществляющих реабилитацию граждан, в том числе обеспечению техническими средствами социальной реабилитации лиц, потерпевших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
обеспечению безопасного и устойчивого функционирования организаций здравоохранения, капитального и текущего ремонта их зданий, приобретения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Оплата расходов, производится в соответствии с утвержденными сметами. Контроль за целевым использованием средств осуществляется Министерством финансов.
Средства фондов, не израсходованные в течение финансового года, в установленном порядке направляются на расходы республиканского бюджета.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Анализ состояния и проблем развития страховых фондов Республики Беларусь
Страхование является защитным экономическим механизмом, направленным на поддержание производства и качества жизни людей. Современный этап развития страховых фондов Республики Беларусь начался в 2001 году и характеризуется устойчивостью функционирования в результате стабилизации ситуации в экономике страны, а также качественных структурных изменений, обусловленных введением новых видов обязательного страхования.
Развитию страховых фондов Республики Беларусь способствовало принятие указов Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7870) и от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 121, 1/9719), а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1750 «Об утверждении Порядка инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24459).
На 1 января 2011 г. на страховом рынке Республики Беларусь осуществляли деятельность 24 страховые организации, в том числе 4 — осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни. Контрольные пакеты акций 8 страховых организаций, осуществлявших деятельность в 2010 году, принадлежали государству, 2 страховые организации созданы со 100-процентным иностранным капиталом. Доля иностранного капитала в совокупном уставном фонде страховых организаций республики на 1 января 2011 г. составила 2,4 процента.
Страховые организации в 2010 году получили страховые взносы в общей сумме 1342 млрд. рублей (0,82 процента к ВВП) и выплатили физическим и юридическим лицам страховое возмещение и страховое обеспечение на сумму 804,5 млрд. рублей, что к уровню 2005 года составило в действующих ценах 280 и 399 процентов соответственно.
В структуре страховых фондов за 2010 год на долю добровольных видов страхования приходится 50 процентов (в 2005 году — 32,3 процента).
Развитие страховых фондов осуществляется в трех ключевых его сегментах — обязательном страховании, добровольном страховании ином, чем страхование жизни (далее — общее страхование), и добровольном страховании жизни. При этом развитие обязательного страхования зависит главным образом от проводимой государством политики.
В 2010 году объем поступлений страховых взносов по видам обязательного страхования достиг 673 млрд. рублей, выплат — 440 млрд. рублей, что к уровню 2005 года составило в действующих ценах 207 и 284 процента соответственно. Однако если в абсолютном выражении для объемных показателей сегмента обязательного страхования характерен постоянный рост, то в относительном выражении их динамика в последние годы существенно замедлилась (со 135 процентов в 2008 году до 113 процентов в 2010 году).
Основная доля (более 90 процентов) поступлений страховых взносов и соответственно страховых выплат по обязательному страхованию приходится на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страхование строений, принадлежащих гражданам [36, c.41].
Сокращение объемов
Развитие добровольного
Недостаточно высокими темпами с точки зрения своего потенциала развивалось личное страхование (не включающее виды, относящиеся к страхованию жизни) и страхование ответственности. Объемы страховых взносов, полученных на указанных сегментах, в 2010 году составили 89,7 млрд. рублей и 45,1 млрд. рублей соответственно, что в 5,3 и 4,6 раза выше уровня 2005 года.
В период интенсивного развития белорусской экономики, когда возрастает потребность в долгосрочных инвестиционных ресурсах, особую актуальность приобретают виды страхования, относящиеся к страхованию жизни. В 2010 году объем поступления в страховые фонды по таким видам добровольного страхования составил 79 млрд. рублей, выплат — 14,8 млрд. рублей, что соответственно в 3,9 и 4,7 раза выше уровня 2005 года.
Данный сегмент в значительной степени будет определять перспективы развития национального страхового рынка. Это подтверждает и современная мировая практика, где на долю накопительного страхования приходится 59 процентов общего объема полученных страховых взносов. В Республике Беларусь такой показатель в 2010 году составил 5,9 процента (по данным за 2009 год в России — 2 процента, Казахстане — 8 процентов, Литве — 10 процентов, Чехии — 42 процента, Польше — 51 процент).
Развитие страховых фондов зависит от финансового потенциала страховых организаций. На 1 января 2011 г. собственный капитал страховщиков составил 1979 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2005 годом более чем в 15,3 раза. В структуре собственного капитала уставный фонд составляет 86 процентов, или 1703 млрд. рублей.
Уровень реализации инвестиционной функции страхования определяется величиной страховых фондов, сформированных страховщиками. На 1 января 2011 г. страховые фонды сформированы в сумме 1030 млрд. рублей, что в 4 раза больше, чем на начало 2006 года. В их структуре удельный вес видов страхования, относящихся к страхованию жизни, составляет 26 процентов (на 1 января 2006 г. — 17 процентов).
Отношение суммы страховых фондов к величине размещенных в банковской системе республики вкладов граждан составило менее 1 процента, что указывает на недостаточную значимость сформированных страховщиками ресурсов для решения общегосударственных задач в области инновационных процессов и делает актуальным вопрос о развитии накопительных видов страхования, в том числе при участии государства [22, c.3].
Оценка современных тенденций развития страховых фондов Республики Беларусь свидетельствует о росте его роли в системе социально-экономических и финансовых отношений и необходимости дальнейшего повышения уровня обеспечения страховой защитой граждан и предприятий, реализации механизма, гарантирующего стабильный экономический рост вне зависимости от неблагоприятной экономической конъюнктуры, природных и техногенных катастроф.
Несмотря на определенные положительные результаты, уровень важнейших макроэкономических индикаторов, характеризующих потенциал национальных страховых фондов, остается низким.
Отношение страховых фондов к ВВП в 2010 году составило 0,82 процента, что на 0,08 процентного пункта выше уровня 2005 года (0,74 процента).
В большинстве стран Европейского союза при среднедушевом уровне ВВП около 25–40 тыс. долларов США доля страховых фондов в ВВП составляет от 5 до 16 процентов, тогда как в странах Центральной и Восточной Европы — менее 4 процентов при ВВП на душу населения от 10 до 20 тыс. долларов США.
Аналогичным образом складывается показатель суммы страховых фондов на душу населения. Так, плотность страхования в странах Центральной и Восточной Европы варьируется от 75–140 долларов США (Болгария, Сербия, Румыния, Украина) до 200–495 долларов США (Венгрия, страны Балтии, Польша, Словакия). В Беларуси сумма страховых взносов, приходящаяся на одного человека, в 2010 году составила 142 тыс. рублей, или в эквиваленте 48 долларов США.
На низком уровне остается капитализация страховых организаций республики — отношение активов страхового рынка к ВВП в 2010 году составило 1,7 процента. Для сравнения в Польше — около 5 процентов.
Приведенная дифференциация индикаторов в разрезе стран указывает, что развитие рынка страховых услуг тесно связано с общеэкономическими процессами в стране.
Развитие страховых фондов подвержено влиянию обязательного страхования. Введение массовых видов обязательного страхования доказало пользу страхования для каждого гражданина республики и стимулировало спрос на соответствующие услуги по видам добровольного страхования. В 2010 году доля добровольных видов страхования составила 50 процентов от общего объема поступлений страховых взносов по всем видам страхования (в 2005 году — 32 процента).
Приоритетными направлениями развития страховых фондов являются обеспечение оптимального сочетания обязательной и добровольной форм страхования, введение новых видов обязательного страхования и совершенствование действующих, а также обеспечение финансовых гарантий в сферах общественной жизни, связанных с использованием источников повышенной опасности и возникновением крупных рисков, затрагивающих интересы всего общества в целом.
Развитие добровольного
Несмотря на развитие в 2006–2009 годах
видов добровольного
Информация о работе Страховые фонды как часть финансовой системы Республики Беларусь