Страховые резервы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

целью работы стало рассмотрение значения страховых резервов для страховых компаний, как основного источника формирования инвестиционного портфеля.
Задачи курсовой работы:
1) изучить основы формирования страховых резервов страховых компаний, как основного источника инвестиционного портфеля;
2) исследовать проблемы формирования страховых резервов в практике страховых компаний, как источника формирования инвестиционного портфеля;
3) рассмотреть перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных инициатив.

Содержание работы

Введение 3

1 Основы формирования страховых резервов страховых компаний, как

основного источника инвестиционного портфеля 5

1.1 Страховые резервы, их содержание и действующая структура 5

1.2 Страховые резервы: виды и методы расчета 15

2 Проблемы формирования страховых резервов в практике страховых

компаний, как источника формирования инвестиционного портфеля 26

2.1 Роль страховых резервов в развитии российского рынка 26

2.2 Инвестирование и размещения страховых резервов в России:

особенности управления 35

3 Перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных

инициатив 42

Заключение 51

Библиографический список 53

Приложение А Состав страховых резервов 55

Приложение Б Сборы и выплаты СГ «СОГАЗ» в I полугодии 2010г. 56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 376.00 Кб (Скачать файл)

     С другой стороны, существуют отличия  в обязанностях УК при управлении пенсионными накоплениями, страховыми и пенсионными резервами. Согласно действующему законодательству УК не вправе гарантировать какую-либо доходность, возникающую от управления переданным имуществом. Тем не менее многие НПФ и СК так или иначе обговаривают с УК вопрос о минимальной гарантированной доходности либо включают в договор пункт о гарантии возвратности переданных в доверительное управление средств. По пенсионным накоплениям у УК нет таких обязательств, однако в случае ее убыточной деятельности Пенсионный фонд России (ПФР) может расторгнуть с ней договор и все средства ПН под ее управлением будут возвращены в ПФР.

     В заключение приведем некоторые цифры. В 2007 г. инфляция составила 11,9%. Согласно опубликованным данным, Внешэкономбанк, управляющий пенсионными накоплениями так называемых "молчунов", показал доходность в 5,98%. По результатам деятельности 53 (из 56) отчитавшихся управляющих компаний, допущенных Минфином к управлению ПН, доходность составила от -1,33% до +8,7% (средняя доходность - 4,4%). Однако некоторые УК получили в управление средства ПН не напрямую от ПФР, а по договорам с НПФ. Показатели таких УК не вошли в статистику, но доходность отдельных компаний по итогам 2007 г. превышала инфляцию. Информация по результатам управления пенсионными и страховыми резервами, как правило, разрозненная, публикации совокупных данных по НПФ и СК отсутствуют. На страницах известного информационно-аналитического интернет-ресурса www.investfunds.ru приведены данные за 2007 г. по управлению ПР только по одному НПФ - НПФ "Русь". Средняя доходность составила 15,03%. В то же время ряд крупных УК показали по управлению ПР за прошедший год низкие результаты, как следствие, некоторые крупные НПФ переводят свои пенсионные резервы из этих УК в другие. Таким образом, формирование инвестиционных портфелей на денежные средства пенсионных накоплений, страховых и пенсионных резервов и управление ими имеет как схожие черты, так и свои особенности. С целью снижения риска и повышения эффективности управления названными средствами необходимо дальнейшее комплексное совершенствование действующего законодательства. (СУСАНОВ Дмитрий, независимый эксперт, канд. экон. наук. Рынок ценных бумаг, 16 ноября 2008 г. Особенности управления пенсионными накоплениями, пенсионными и страховыми резервами)

     Минюст  зарегистрировал изменения в правилах размещения страховых резервов. В частности, до конца 2010 г. запрещено размещать страховые резервы в переводные векселя организаций. Ранее этот актив был разрешен, если организация-акцептант располагала рейтингом не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ- агентств Standard & Poor`s, Moody`s Investor Service и Fitch Inc, или рейтингом российского агентства категории, соответствующей уровню удовлетворительной кредитоспособности. В векселя и депозиты банков, имеющих рейтинги, теперь можно разместить до 60% суммарной величины страховых резервов (ранее действующий норматив – 50%). С 50% до 60% суммы резервов увеличен норматив для максимальной стоимости векселей банков и депозитов. Также Минфин увеличил разрешенную долю дебиторской задолженности страхователей, перестрахователей, страховых агентов по страховым премиям (кроме обязательного страхования): с 5% до 10% от величины резервов по страхованию жизни и с 45% до 50% от величины резерва незаработанной премии по страхованию иному, чем страхование жизни.

     Данные  поправки к правилам размещения резервов также действуют до 31 декабря 2010 г. Изменения утверждены приказом Минфина  № 72н от 13 июля 2009 г. и зарегистрированы в Минюсте 24 августа 2009 г. /3/. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Перспективы развития страховщиков в фокусе

        законодательных  инициатив 
 

     Пережитый российским и мировым страховым  рынком кризисный период 2009 года поставил перед профессиональным сообществом  и регулирующими страховую отрасль  государственными органами немало вопросов, среди которых одним из наиболее острых стала проблема обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков.

     В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.11.1992г. №4015-1 «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков являются экономически обоснованные страховые тарифы, страховые резервы, собственные средства и перестрахование.

     И в последнее время рассмотрение данного вопроса существенным образом активизировалось, став основным вектором изменений в страховом законодательстве.

     Так, в апреле 2010 года в рамках изменений  к Федеральному закону от 27.11.1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» было зафиксировано увеличение требования к минимальному уставному капиталу страховщиков с 01.01.2012 г. с 30 млн. рублей до 120 млн. рублей (кроме страховщиков, осуществляющих исключительно медицинское страхование, минимальный размер уставного капитала которых устанавливается в сумме тридцать миллионов рублей), и определены меры по предупреждению несостоятельности и особенности банкротства страховых организаций. В сентябре-октябре 2010 года, в соответствии с проектом ФЗ №391338-5 также будет законодательно предусмотрено уточнение требований к структуре капитала страховой организации, введение системы внутреннего контроля и аудита, введение процедуры финансового мониторинга страховых организаций со стороны ФССН на основе систематизированного перечня финансовых показателей, возможность привлечения субординированных займов, определение процедуры передачи страхового портфеля и введение 2-летнего запрета на профессию для топ-менеджеров компаний, лишившихся лицензий.

     По  нашему мнению, меры по увеличению размера  уставного капитала страховщиков можно рассматривать как своеобразную форму компенсации того, что на сегодняшний день страховой надзор работает в несколько ретроспективном режиме, принимая те или иные решения в отношении страховщиков на основании анализа предоставляемой ими отчетности за прошедшие периоды времени. В этой связи, пока не имея возможности работать в режиме онлайн, надзор обладает ограниченным спектром инструментов для предупреждения проблемных моментов, связанных с недостаточной финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков. Поэтому повышение требований к минимальному размеру уставного капитала – действенная форма защиты сложившейся системы страхования в целом, поскольку больший размер уставного капитала подразумевает наличие большего объема средств, которые могут быть направлены на закрытие кассовых разрывов в случае возникновения проблем с платежеспособностью страховой компании.

     Однако, введение такого, достаточно высокого требования, к минимальному размеру  уставного капитала целесообразно  далеко не для всех страховых компаний, что обусловлено совершенно разными по уровню объемами бизнеса действующих на рынке игроков. К примеру, существуют региональные, кэптивные компании, которые действуют в очень узких сегментах рынка, с незначительным оборотом – очевидно, что для них размер уставного капитала на уровне 120 млн. рублей будет, по меньшей мере, избыточным. По этим причинам, установление единой нормы по размеру уставного капитала для всех страховщиков представляется не очень логичным. Для нивелирования этой проблемы можно было бы законодательно утвердить так называемые «размерные» классы страховых компаний исходя из объема их бизнеса и установить по отношению к каждому из них разные требования к размеру уставного капитала.

     В целом, реализацию мер по повышению финансовой устойчивости страховщиков необходимо было разделить на два этапа. На первом из них нужно было добиться того, чтобы страховщики обеспечили наполнение реальными активами заявленных ими на сегодня уставных капиталов, и уже на втором – повышать требования к их размеру. Иными словами, введение жесткого контроля качества на первом этапе позволило бы снизить потенциальный риск фиктивного увеличения объемов активов под новые требования к уставному капиталу.

     Федеральный закон об ответственности за создание препятствий к банкротству финансовых организаций предусматривает введение в силу поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовному кодексу, устанавливающих ответственность за неправомерные действия в период процедуры банкротства финансовых организаций, в том числе страховых.

     Данная  законодательная инициатива носит  исключительно позитивный характер, поскольку, к сожалению, случаи, когда  страховые компании уходят с рынка  «красиво», в полной мере соблюдая процедуру  банкротства – это скорее исключение, а не правило сложившейся на нашем рынке практики. Поэтому если людям самим не хватает правовой сознательности, то установление уголовной ответственности за несоблюдение законодательных норм вполне справедливо. Государство должно иметь в своем арсенале инструмент, способный оказать решающее влияние на изменение достаточно пагубной для рынка ситуации.

     В свою очередь, Федеральный закон  от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» определил требования к порядку составления, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности. При этом данные нормы применяются к отчетности за год, следующий за годом признания МСФО для применения на территории РФ.

     При оценке данного законодательного изменения  хочется выразить некоторое удивление по поводу той спокойной реакции, с которой страховое сообщество отнеслось к его появлению. По-видимому, нескольку расхолаживающий эффект оказало то, что реально сдавать отчетность по стандартам МСФО необходимо будет не раньше, чем в 2015 году, что представляется достаточно далекой перспективой. Однако, на самом деле, эти изменения носят поистине революционный характер, и уже сегодня и государству, и операторам страхового рынка необходимо начинать тщательную подготовку к вступлению в силу нового формата работы. В первую очередь, это касается разработки принципиально новых IT-систем, набора и обучения кадров, а также планирования дополнительных затрат на международный аудит, к проведению которого, на сегодняшний день, готовы далеко не все страховщики.

     В 2009 году Госдумой РФ приняты в первом чтении поправки в Закон РФ «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» – в части регулирования  профессиональной деятельности страховых  актуариев. Позитивный характер этих изменений  очевиден. Страховые актуарии не случайно определены законодательно в качестве одного из субъектов страхового дела – наряду со страховыми компаниями, обществами взаимного страхования и страховыми брокерами. Законодательное регулирование их правового статуса очень важно с точки зрения значимости выполняемой ими работы для всей страховой отрасли в целом. Это касается и расчета экономически обоснованных страховых тарифов, учитывающих финансовую устойчивость страховщиков, и той высокой степенью информативности, которую носит актуарная отчетность для надзорных органов. Ответственность, лежащая на плечах актуариев, велика – и в этом смысле требования к должному уровню квалификации и созданию СРО страховых актуариев вполне заслуженны.

     Еще одна плоскость законодательного регулирования вопросов финансовой устойчивости страховщиков – расширение полномочий одного из основных органов страхового регулирования – Министерства финансов Российской Федерации.

     В настоящее время, Минфин РФ утверждает нормативные акты, регулирующие вопросы платежеспособности и финансовой устойчивости страховых организаций. В их числе – порядок расчета нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, правила формирования страховых резервов, правила размещения страховщиком собственных средств и средств страховых резервов, план счетов и стандарты бухгалтерского учета, формы и состав отчетности, предоставляемой в порядке надзора, а также порядок составления статистической отчетности.

     Уже в ближайшее время, в соответствии с проектом ФЗ № 391338-5, планируется введение таких новаций, как наделение Министерства финансов РФ обязанностью по утверждению систематизированного перечня финансовых показателей в целях мониторинга финансового состояния страховщиков, а также состава и объема информации, содержащийся в отчетности страховщиков, обязательной к раскрытию в средствах массовой информации. Дополнительно предлагается наделить Министерство финансов РФ обязанностью по установлению правил организации внутреннего контроля страховщика и требований к содержанию положения об организации и осуществлении внутреннего аудита страховщика.

     Целесообразной  также представляется подготовка дополнительного  законопроекта о внесении поправок в Закон об ОСАГО, в соответствии с которыми РСА наделяется правом квотирования БСО в зависимости от финансовой устойчивости страховых компаний. Законопроект подразумевает, что страховые компании необходимо разделить на категории по параметру финансовой устойчивости и, соответственно, ввести для менее финансово устойчивых компаний ограничения по выдаче бланков строгой отчетности, а для более устойчивых по данному показателю вообще отказаться от таких ограничений. Но здесь встает вопрос о том, кто определяет степень этой финансовой устойчивости. Представляется, что Минфин РФ должен разработать определенные показатели финансовой устойчивости, надзор – разнести страховые компании по категориям на основании разработанных Минфином показателей, а РСА, в свою очередь, определить квоты по БСО для каждой из категорий. Такая комплексная цепочка позволила бы обеспечить справедливое и адекватное решение задачи квотирования, поставленной законопроектом, и именно в такой реализации квотирование могло бы выступить хорошим управленческим инструментом для страховой отрасли.

     В работе также находятся проекты изменений в Приказы Министерства финансов №100н и №149н: «Правила размещения страховщиками средств страховых резервов» и «Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика». Проекты предполагают новации по исключению векселей организаций из состава активов, принимаемых в покрытие средств страховых резервов, повышению требований к части активов, а также изменению предельных размеров отдельных активов. Кроме того, в покрытие собственных средств и средств страховых резервов не будут приниматься активы, не являющиеся оплаченными. Данные изменения будут введены в действие с 30 июня 2011 года, и, по нашему мнению, будут иметь исключительно позитивное влияние на повышение финансовой устойчивости страховщиков.

Информация о работе Страховые резервы