Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 18:22, курсовая работа
Большинство страховых организаций, особенно в регионах, испытывают серьезные трудности с привлечением профессионально подготовленных кадров, отвечающих современным требованиям ведения страховых операций. Практически не развита инфраструктура страхового рынка (институты брокеров, оценщиков риска, актуариев и других посредников). По основным макроэкономическим показателям российский страховой рынок значительно уступает развитым странам и не отвечает возрастающим потребностям в защите имущественных интересов юридических и физических лиц.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
1.1. Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
3. ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
4. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54
4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59
5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
5.1. Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70
Основные оговорки для физических лиц. Генеральное соглашение предусматривает «горизонтальные» обязательства для участников, то есть, унификацию обязательств и ограничения, которые распространяются на все сектора услуг. В отношении четвертой категории услуг (присутствие физических лиц) общий подход всех участников Генерального соглашения состоит в том, чтобы путем принятия на себя обязательств позволить открытый доступ на рынок, учитывая чувствительность проблем иммиграции и права правительств определять условия доступа на рынок отдельных физических лиц.
Анализ ограничений и обязательств относится только к ограничениям, которые были сделаны на случай несвязанных обязательств. Это означает, что даже при наличии либерального или недискриминационного режима власти сохраняют право вводить определенные ограничения. В тех случаях, когда ограничение не упомянуто, действует либеральный режим и это является связанным обязательством. Необходимо учитывать, что в соответствии с Генеральным соглашением перечни обязательств относятся к доступу на рынок и вопросам дискриминации поставщиков услуг. Участники Соглашения не ограничены в отношении характера регулирования, которое они применяют.
Доступ на рынок. Некоторые страны ограничивают действия страховщиков, не входящих в Сообщество, кроме агентской деятельности, морского страхования и обязательного страхования типа автострахования и страхования воздушного транспорта. Специальные разрешения требуются в Бельгии и Испании. В Австрии иностранный страховщик должен быть зарегистрирован как акционерное общество.
Национальный режим. Некоторые страны вводят более высокий налог на премию, уплаченную для приобретения страхового полиса компанией, базирующейся в стране, не входящей в ЕС. Шведские налоги на страховщиков «третьих» стран в области страхования иного, чем страхование жизни, выше, чем для страховщиков стран ЕС. Существуют требования к гражданству для членов совета директоров страховых компаний в Финляндии и Швеции (часть из них должна быть гражданами Финляндии или Швеции).
Согласно принятым дополнительным обязательствам, Европейское Сообщество и страны-участницы ставят задачу ускорять и разъяснять процесс лицензирования и признания. В частности, они обязуются рассмотреть просьбу о разрешении на деятельность по прямому страхованию в течение 6 месяцев и давать информацию претендентам относительно анализа их запросов. ЕС дает гарантию, что национальные регулирующие органы стран-участниц вообще не будут требовать предварительного одобрения условий страхового договора тарифов или уровня премий.
Канада
Доступ на рынок. Требования к страховым услугам как на федеральном уровне, так и на уровне провинций должны распространяться через местные коммерческие представительства, то есть через зарегистрированные канадцами компании или местные отделения. Там, где посредники осуществляют страхование грузоперевозок, страхование воздушного транспорта и товаров в международной торговле, агент или брокер должен осуществлять деятельность в соответствующей области. В провинциях Альберта и Ньюфаундленд установлен предел в 25% от всех рисков, которые могут быть перестрахованы за границей.
Национальный режим. Премии, уплаченные страховщику-нерезиденту, облагаются федеральным налогом в 10%, включая премии, оплаченные агентам-нерезидентам для страхования воздушного транспорта и грузоперевозок. В Альберте и Саскачеване для нерезидентов введены ограничения в некоторых областях, включая специальные сборы. Предпочтение отдается компаниям, зарегистрированным в Онтарио. В Квебеке установлены требования в отношении участия канадских директоров в руководстве страховых компаний. В Саскачеване полисы противопожарного страхования и страхования от градобития должны распространяться местным агентом.
Освобождение от принципа наибольшего благоприятствования. В Онтарио льготный доступ предоставляется для американских страховых агентов, в Квебеке для операторов Великобритании и ирландских кредитных и инвестиционных компаний.
США
Доступ на рынок. Существует небольшое количество ограничений, за исключением того, что во многих штатах не может действовать находящийся в госсобственности или контролируемый правительством страховщик. Некоторые штаты не регистрируют филиалы или отделения иностранных страховщиков или посредников, даже если претендент признан другим штатом. В некоторых случаях разрешение деятельности посредников – американских граждан тоже ограничено. В Mиннесоте и Неваде может осуществляться перестрахование только у местного перестраховщика. В Южной Дакоте и Вайоминге лицензирование брокеров-нерезидентов не разрешено. В некоторых штатах имеются требования в отношении минимального количества директоров-граждан США.
Национальный режим. В некоторых штатах от нерезидентов требуют высокую плату за лицензию. Требуется уплатить федеральный налог в 1% на премии по страхованию жизни и перестраховочные премии, уплаченные нерезидентам по американским рискам и 4% - на не связанные с жизнью риски, если бизнес осуществляется через офисы в Америке.
Другие обязательства. Власти США расценивают унификацию законов по страхованию, которая выполняется при посредстве NAIC, как достаточно важный вопрос повестки дня в сфере финансовых услуг.
Бразилия
Доступ на рынок. Введены некоторые ограничения, хотя обязательства Бразилии вообще не связаны. Иностранные страховщики могут создавать новые филиалы при наличии соглашения со стороны правительства, но не расширять сферу деятельности. Коммерческое присутствие требуется для страхования импортированных товаров. Иностранный страховщик и посредники на рынке должны быть признаны в соответствии с президентским декретом. Страхование от несчастного случая работников осуществляется Национальным институтом социального обеспечения (INSS), и перестраховывается в настоящее время в IRB.
Национальный режим. Никакие специальные ограничения не введены, хотя обязательства Бразилии главным образом не связаны.
Другие обязательства. Бразилия обязуется разрешить коммерческое участие при страховании несчастного случая работника и перестраховании в течение 2 лет после принятия Национальным Конгрессом нового законодательства для этой цели.
Чили
Доступ на рынок. Чили не связана обязательствами. В сфере страхования жизни услуги могут предоставлять только корпорации, созданные в соответствии с чилийским законом. Отделения учреждать не разрешается. Иностранные компании перестрахования и все брокеры должны быть уполномочены регулирующим органом.
Национальное регулирование. Обязательства главным образом не связаны, но единственное ограничение – 6%-ный налог на премии, уплаченные иностранными компаниями перестрахования и брокерами.
Доступ на рынок. Обязательства по страхованию жизни не связаны. Иностранный страховщик может осуществлять страхование и перестрахование, инвестируя в местные компании, удовлетворяющие требованиям регулирующего органа относительно их финансового положения. Управление компании иностранцами не допускается в течение 3 лет после вступления в ВТО. Посредники должны быть зарегистрированы.
Национальный режим. Большинство обязательств не связано. Установлено мало ограничений, за исключением того, что страховые средства должны быть инвестированы в Болгарии, и иностранные страховщики не могут работать через брокеров при страховании болгарских граждан.
Чешская Республика
Доступ на рынок. Иностранные страховщики могут работать через зарегистрированные компании путем объединения капиталов или через отделения. Коммерческое присутствие и разрешение регулирующего органа требуется для предоставления страховых услуг и посреднических услуг. Единственное ограничение состоит в том, что резиденты не могут застраховать жизнь за границей, собственность и риски потерь в Чешской Республике не могут быть застрахованы за границей.
Национальный режим. Никаких ограничений не введено.
Венгрия
Доступ на рынок. Никакие ограничения не установлены, кроме прямого страхования при страховании жизни и не связанных с жизнью рисков, где власти стремятся побудить иностранные компании страховать международные сделки и случаи за границей.
Национальный режим. Ограничения не установлены.
Освобождение от принципа наибольшего благоприятствования. Соответствие требованиям некоторых директив по страхованию Европейского Сообщества, обязательства в отношении коммерческого присутствия могут быть подчинены принципу соответствия национального регулирования в стране-партнере.
Польша
Доступ на рынок. Для всех видов страхования и действий посредника обязательства в отношении предоставления услуг за границей и коммерческого присутствия не связаны. Было установлено мало ограничений, за исключением того, что коммерческое присутствие должно осуществляться акционерными компаниями. Создание компаниями под управлением иностранцев своих отделений разрешены с 1 января 1999 г. До 1999 г. требовалось приобретение 15% или более акций страховых компаний. Сейчас допускается 100%-ный иностранный контроль. Страховые посредники обязаны быть резидентами.
Национальный режим. Обязательства в отношении внешней торговли услугами и предоставления услуг за границей не связаны, кроме перестрахования и страхования товаров в международной торговле. Других ограничений не установлено.
Общие черты регулирования страхования
Все девять рассмотренных стран с рыночной и переходной экономикой решили основную проблему регулирования страхования - формирование стабильной и надежной системы страхования, которая может играть заметную роль в экономике. Страхование – наглядный пример важного принципа рыночной либерализации, состоящего в том, что для обеспечения подлинной конкуренции и прозрачности действий на рынке необходимо детальное регулирование.
Страховые законодательства девяти стран имеют много общих черт. Все они содержат сильные регулирующие системы, включая лицензирование страховщиков и посредников (брокеров и агентов, которым разрешают работать во всех видах страхования). В странах существуют официальные регулирующие органы, требования к минимальному объему капитала и платежеспособности. Практически везде в законодательном порядке разделено страхование жизни и других рисков. Но в разных странах системы меняются в силу необходимости отразить национальные или региональные экономические и социальные приоритеты. Такие различия есть не только между странами, но и в пределах федеральных государств типа США, Канады, Бразилии, и в пределах ассоциации государств типа Европейского Союза. Детали процедур разрешения, необходимого для страховщика, различны. Разрешение посредников подвержено изменениям с точки зрения их анализа и процедур. В ряде стран деятельность посредников не допускается в некоторых видах страхового бизнеса. Различаются конкретные требования к минимальному размеру капитала и платежеспособности. Главным образом, национальные регулирующие органы являются организациями с законодательно определенными функциями и отделены от правительства. Однако в некоторых случаях (Бразилия и Великобритания) национальное правительство само является регулирующим органом в сфере страхования.
Деятельность иностранных инвесторов разрешена, хотя везде на несколько разных условиях. Некоторые страны ввели строгие требования к платежеспособности инвесторов и могут, например, требовать детального отчета о наличии у иностранных инвесторов разрешения в их собственной стране. Другие ограничивают долю страховых средств, которые иностранные страховщики могут вкладывать за пределами страны. Иностранные операторы подвержены в некоторых странах другим формам ограничений, в частности, не допускаются к некоторым видам страхового бизнеса или облагаются более высокими налогами.
Такие ограничения могут вводиться с целью поддержания государственного контроля за условиями обязательного страхования. В любом случае, процесс унификации законов страхования в пределах ЕС, Канады и США, формирование общего рынка с помощью Генерального соглашения носит прогрессивный характер в силу установления лишь незначительных местных ограничений.
Обязательное страхование для рисков автовладельцев перед «третьими» лицами введено во всех девяти странах. В ряде стран обязательное страхование введено и в других областях, но установление этих видов соответствует уже существующим социальным приоритетам и направлено на создание фонда компенсаций рабочим для содействия национальной системе социального обеспечения.
Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России