Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 18:22, курсовая работа
Большинство страховых организаций, особенно в регионах, испытывают серьезные трудности с привлечением профессионально подготовленных кадров, отвечающих современным требованиям ведения страховых операций. Практически не развита инфраструктура страхового рынка (институты брокеров, оценщиков риска, актуариев и других посредников). По основным макроэкономическим показателям российский страховой рынок значительно уступает развитым странам и не отвечает возрастающим потребностям в защите имущественных интересов юридических и физических лиц.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
1.1. Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
3. ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
4. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54
4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59
5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
5.1. Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70
Третья координирующая директива, касающаяся страхования иного, чем страхование жизни (1992г.). Различие, которое было сделано в 1988г. между «большими» и «массовыми» рисками, было отменено, в целях проведения радикальных реформ, обеспечивающих контроль со стороны страны происхождения страховщика в пределах Сообщества для всех видов страхования, не связанных со страхованием жизни. Директива уменьшает свободу страховщиков, и согласовывает меры, проводимые органами государственного надзора, с целью получения информации, включая получение информации на чужой территории. Были введены также минимальные требования к платежеспособности и требования к контролю за инвестициями страховщика.
Шесть координирующих директив – основные элементы законодательной базы ЕС по регулированию страхования. Они были расширены за период с 1973г. в соответствии с другими директивами, которые, например, требуют свободы и равенства прав регистрации страховщиков в любой стране Сообщества в случае принадлежности их создателей к разным странам-участницам; регулируют доступ на рынок страховщиков стран ЕС; определяют принципы создания товариществ совместного страхования; обеспечивают гарантии в области страхования кредитов; требует выделения страхования судебных издержек в особый вид страхования. Отдельная группа директив, принятых между 1972г. и 1990г., определяет поведение стран-участниц в области автострахования.
4.2. Канада
В Канаде ответственность за регулирование страхования разделена между федеральными властями и властями отдельных областей. Правительство разработало «Акт Страхового Единообразия» в качестве модели для местных законодательных органов. Эти условия существенно влияют на законодательную и управленческую политику в различных отраслях страхования.
В целом на федеральном уровне регулируются следующие вопросы:
лицензирование, установление требований платежеспособности и надзор за страховыми компаниями, которые работают на федеральном уровне, то есть, больше чем в одной провинции (уполномоченный на федеральном уровне страховщик должен быть также уполномочен отдельно каждой провинцией, в которой он работает):
регулирование страхования на федеральном уровне при поддержке Управления финансовых учреждений, расположенных в Оттаве;
минимальные требования к размеру капитала для уполномоченных на федеральном уровне страховщиков: размер капитал и резервов в общей сложности должен составлять не менее 2 млн. канадских долл. для страхования жизни и 1,5 млн. канадских долл. для иных видов страхования (провинции могут установить более высокие требования к размеру капитала);
строгие федеральные правила относительно оценки и допустимости активов страховых компаний с целью определения платежеспособности;
иностранные компании должны иметь зарегистрированного в соответствии с законом агента-представителя в Канаде, действующего от их имени, и располагать активами в Канаде, достаточными для покрытия своих обязательств;
обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев перед третьими лицами.
Местные регулирующие органы ответственны за следующие аспекты регулирования:
лицензирование и надзор за страховыми компаниями, действующими только на территории данной провинции, включая установление требований к капиталу и к платежеспособности выше федерального минимума;
разрешение и надзор за морским и ядерным страхованием, для которых не требуется федеральной лицензии;
регистрация посредников (брокеров, агентов, продавцов и ликвидаторов убытков):
обязательное страхование компенсаций рабочим;
страховщики, имеющие головной офис в другом районе Канады, должны назначить главного агента, действующего от их имени в данной провинции.
Страхование у страховщиков, не получивших подтверждения (договор страхования с которыми заключен, но это иностранные компании, осуществляющие бизнес в Канаде, и не уполномоченные федеральными или местными властями) разрешено в большинстве провинций, кроме случаев обязательного страхования. Страховые премии облагаются федеральным налогом по ставке от 2 до 3.1%. Местные власти вводят дополнительные налоги от 2 до 4.5 %.
4.3. США
В соответствии с Актом Маккарэна-Фергюсона от 1945 г., регулирование страхования в США относится к компетенции штатов, а не федеральных органов, хотя страхование подчиненно федеральному антимонопольному законодательству. Это означает, что на федеральном уровне не существует специального законодательства в области страхового бизнеса. Федеральные власти вовлечены в регулирование некоторых аспектов страхования, связанного с ядерным страхованием, а также в управление национальными программами страхования от наводнения, страхования против преступлений и страхования зерновых культур.
Несмотря на то, что целый диапазон регулирующих инструментов передан в руки властей отдельных штатов, имеются общие принципы регулирования. К их числу относятся:
внутренние меры (распространяющиеся на данный штат);
федеральные меры (распространяющиеся на другие штаты США);
внешние меры (распространяющиеся за пределы США).
Регулирующий орган штата несет ответственность за:
признание страховщиков в соответствии с их статусом (внутренним, федеральным или внешним);
определение требований к размеру капитала и требований к платежеспособности;
определение требований относительно резервов;
налогообложение;
формы страхового полиса;
регулирование норм, если это предусмотрено действующим законодательством;
надзор;
контроль за распределением прибылей страховщиков.
Координирующим органом на федеральном уровне является Национальная Ассоциация специальных уполномоченных страховщиков (NAIC), которая объединяет регуляторов отдельных штатов. Ассоциация не относится к органам федеральной власти. Необходимость в ее создании была вызвана трудностями и для страховых компаний, и для клиентов, учитывая различия в регулирующих условиях отдельных штатов. Это служило существенным препятствием к развитию страхового бизнеса в США.
Деятельность Ассоциации направлена на гармонизацию законов государственного страхования. С этой целью была разработана принципиальная модель законопроектов, охватывающих различные аспекты страхового дела. На основе этой модели законодательные органы штатов вырабатывают собственные законы. Благодаря этому достигнут реальный прогресс в общенациональном единообразии законов страхования. Если законодательные акты основываются на единой модели, то они получают Свидетельство об Аккредитации NAIC. Проблемы, которые стоят в настоящее время перед NAIC – создание «образцового» закона, согласно которому власти того или иного штата были бы подготовлены к лицензированию иностранных страховщиков (основанных за пределами США) без того, чтобы требовать (как в многих случаях в настоящее время) их регистрации и лицензирования в пределах каждого штата. Модельный закон позволил бы также разработать унифицированные требования, существующие уже в некоторых штатах, согласно которым в Совете директоров иностранной страховой компании должны присутствовать американские граждане.
Таким образом, основные особенности регулирования страхового дела в США включают в себя следующие аспекты:
детали, регулирующие уставы в каждом отдельном штате;
все страховщики, агенты и брокеры должны получить лицензию, и, например в Висконсине должны представлять детальный 5-летний бизнес-план и все необходимые данные, касающиеся руководства компании;
минимальные требования к капиталу для страховщиков (от 100 тыс. долл. в Алабаме до 3 млн. долл. страховых обществ взаимного кредитования в Канзасе);
требования платежеспособности в форме депозитов и/или минимальных резервов (от минимального депозита в 300 тыс. долл. в Иллинойсе до минимального резервного требования в 2,5 млн. долл. во Флориде и в 3 млн. долл. в Висконсине);
обязательное страхование множества рисков, включая автогражданскую ответственность в пользу «третьих» лиц, медицинское страхование и страхование компенсаций рабочим;
налогообложение премий в пределах от 1% для страхования жизни в Алабаме до 5% для некоторых видов страхования в Северной Каролине и Висконсине. В среднем оно равно 2%.
Некоторые штаты регулируют страховые тарифы. Так, Алабама регулирует большинство тарифов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни и страхованию здоровья, Иллинойс - тарифы на страхование компенсаций рабочим, ответственность предпринимателей и медицинское страхование. В Канзасе регулируются тарифы при страховании от несчастных случаев, болезней и некоторых других видов страхования. В Северной Каролине установлены обязательные стандартные требования для некоторых видов автотранспорта и страхования риска пожара. Формы полиса и их формулировки могут также регулироваться. В некоторых штатах власти сами могут быть вовлечены в процесс обязательного страхования или страхование профессиональной ответственности, например в страхование компенсаций рабочим, медицинское страхование, или страхование на случай стихийных бедствий.
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика, Венгрия и Польша)
В данном разделе выделяются особенности регулирования, свойственные различным странам, и рассматриваются существенные различия между ними. В табличной форме особенности страховых систем в шести указанных странах приведены в Приложении.
Страховое законодательство. Все шесть стран имеют всесторонние законы в области страхования. Начало регулирования страхования в Бразилии и Чили относится к 30-м годам, хотя в Чили закон был радикально изменен в 1980г. Предыдущая система полного государственного контроля за деятельностью страховщиков была отменена в условиях либерализации финансового сектора Чили. Польша и Венгрия начали экономические реформы раньше, чем другие восточноевропейские страны, и их первое законодательство, касающееся частного рынка страхования, датируется 1984г. и 1986г. соответственно. Все восточноевропейские страны имеют всесторонние законы страхования, принятые в 1992-97 гг. Закон о страховании в Чешской Республике в определенном отношении отстает от законов других стран.
Лицензирование страховщиков. Системы лицензирования применяются всеми странами или непосредственно путем выдачи разрешения регулирующим органом или косвенно, через установление минимального размера капитала и финансовых требований в отношении депозита. В некоторых случаях от страховщиков требуют внести определенный депозит на счет регулирующего органа.
Регулирующий орган. Все страны имеют специальный регулирующий орган в сфере страхования, работающий в соответствии с действующим законодательством и подотчетный в конечном счете соответствующему министру и национальному парламенту. В Бразилии и Чили регулирующим органом является департамент правительства.
Минимальные требования к размеру капитала. В каждом случае существуют требования для страховщиков, устанавливающие минимальный размер капитала. Вообще самые высокие требования к размеру капитала относятся к страховщикам, осуществляющим страхование жизни, но в Болгарии и Чили еще более высокие требования действуют в отношении перестраховщиков. В Чешской Республике установленные законом минимумы могут быть увеличены в специфических случаях по усмотрению регулирующего органа, в Бразилии – по усмотрению региональных правительственных органов для страховщиков, находящихся под их юрисдикцией. В некоторых случаях требования к минимальному размеру капитала сформулированы в иностранной валюте с целью избежать влияния инфляции. Необходимый минимум, установленный Польшей, выражен в ЭКЮ, а в Бразилии и Чили в индексных единицах.
Минимальные требования платежеспособности. Минимальные требования платежеспособности введены во всех странах, кроме Чешской Республики, которая вырабатывает их. Характер требований платежеспособности различен. В Болгарии требуется, чтобы страховщик имел доступные ликвидные активы в зависимости от видов страхования в размере до 600 млн. левов для страховщиков, осуществляющих страхование жизни (на этот показатель очень сильно повлияли инфляционные процессы). Болгарское правительство планирует увеличить минимальные требования к размеру капитала страховщиков в левах в десять раз. В Венгрии страховые компании должны держать 40% технических резервов в наличных деньгах, банковских депозитах или краткосрочных правительственных ценных бумагах. В Чили действуют показатели максимального отношения обязательств к собственному капиталу 15:1 для страховщиков, осуществляющих страхование жизни, и 5:1 для остальных видов страхового бизнеса. В Польше и Бразилии требования к платежеспособности выражены в сложных формулах, связанных с объемом собранных премий. В Польше требуется иметь размер капитала и свободных резервов в размере 18 % от объема собранных премий, и удержания как минимум в 10 % от нетто-премии по перестрахованию. В Бразилии необходимо, чтобы чистые активы превышали 20% от среднего объема собранных нетто-премий за предыдущие три года деятельности.
Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России