Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:28, диссертация
Цель диссертационного исследования заключается в получении новых юридических знаний о сущности форм и методов страховой деятельности и формировании практических рекомендаций по повышению эффективности страховой деятельности в Российской Федерации и совершенствованию законодательства о страховании.
Достижение названной цели предполагается через решение следующих задач диссертационного исследования:
Изучить исторические аспекты страховой деятельности в России;
Раскрыть сущность страховой деятельности в Российской Федерации;
Рассмотреть методы правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации;
Введение………………………………………………………………….………….4
Глава 1. Теоретические основы страховой деятельности
в Российской Федерации ……………………………….………………….….…...8
1.1. Исторические аспекты страховой деятельности в
Российской Федерации ………………………………………………………....….8
1.2. Сущность и основы страховой деятельности в
Российской Федерации……………………………………...……………………..16
1.3. Правовое регулирование института страхования в
современной России…………………………………………………………......…26
Глава 2. Методы правового регулирования страховой
деятельности в Российской Федерации………………………………….……….38
2.1. Содержание методов правового регулирования
страховой деятельности……………………………………………………………38
2.2. Совершенствование правового регулирования налогообложения
субъектов страховой деятельности ……………………………….……………....50
Административно правовое регулирование
страхового надзора в РФ………………………………………………………..….62
Заключение……………………………………………………………………….....76
Список использованной литературы……………………………………...………82
Юридический аспект выразился в окончательном оформлении трехступенчатой системы страхового законодательства. Это время связано с резким изменением нормативной базы страхования , выражавшемся в следующих законодательных действиях: введение в действие второй части Гражданского Кодекса РФ; принятие Закона РФ «Об акционерных обществах»; отмена налогообложения превышения фонда оплаты труда; принятие серии нормативных актов по начислению взносов в пенсионный фонд на страховые платежи; принятие серии нормативных актов то запрещавших, то разрешавших отнесение страховых взносов на себестоимость страхователя - юридического лица.
В результате была окончательно сформирована трехступенчатая система правового регулирования страхования , которая в своей основе сохранилась до сегодняшнего дня. Она включает три группы документов: общее гражданское законодательство; специальное страховое законодательство; подзаконные акты и ведомственные нормативные акты.
Но если с законодательством, регулирующим страховое дело, ситуация в начале третьего этапа стала относительно ясной (за исключением ряда частных вопросов), то экономическая ситуация оказалась гораздо более сложной,
На тот момент в экономике в целом не закончился процесс «передела» собственности. Напротив, после того как в ходе приватизации закончился этап первичного распределения бывшей государственной собственности, началось ее активное перераспределение. И оно касалось не только собственности, но и, если понимать шире, бизнеса вообще.
Разумеется, это повлияло и на страховой рынок, причем такое влияние было двойственным. С одной стороны, вовлечение в передел собственности потенциальных и реальных страхователей отрицательно сказывалось на их отношении к страхованию. С другой стороны, начались процессы перераспределения и внутри самого страхового рынка.
Все перечисленные проблемы могли быть разрешены одним из двух путей. Либо за их решение должно было взяться государство, и путем регулирующих мер в короткий срок изменить структуру рынка. Либо государство отказывалось от участия в судьбе страхового рынка, предоставив завершить его реструктуризацию механизму стихийных рыночных сил. Отечественный рынок пошел по второму пути, который оказался более длительным и болезненным, к тому же механизм свободного рынка был сильно потеснен монополистическими действиями крупных финансовых групп.
Кроме того, в решающий
для рынка момент в ходе преобразований
системы органов
По данному поводу мы разделяем мнение большинства специалистов в области страхового дела и считаем, что в результате этого коренным образом был изменен статус самого органа страхового надзора. Конечно, это был существенный шаг назад: из самостоятельного органа, имеющего статус Федеральной службы России , Росстрахнадзор стал структурным подразделением Министерства финансов, что значительно уменьшило его возможности защищать интересы страхового рынка на федеральном уровне, снизило авторитет и влияние руководства, из кадрового состава ушли многие квалифицированные сотрудники.
Однако, несмотря на смену
организационного оформления, сама модель
страхового надзора в связи с
передачей функций
Крушение пирамиды ГКО в августе 1998 года нанесло экономике страны огромный ущерб. Страховому рынку РФ также был нанесен ощутимый удар: по некоторым оценкам - более 8 миллиардов рублей (свыше 60 %) активов страховых фирм, размещенных в ГКО, считаются потерянными ими, хотя имевшихся страховых резервов до этого еле-еле хватало на покрытие обязательств перед страхователями по текущим выплатам.
В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль, т.к. оно является не только частью финансового механизма, но и частью социальной сферы, непосредственно затрагивающей самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния людей, сбалансированности их денежных доходов и расходов, устранению негативных явлений в распределительных отношениях. Совершенно очевидна была необходимость разработки страховой «идеологии» и внедрение ее, в первую очередь в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.
В итоге, Правительство
РФ утвердило краткосрочную Програ
В 2004 году Правительством РФ была скорректирована принятая ранее Концепция развития страхования к 2007 году. Основные направления развития страхования в Российской Федерации на 2002 - 2006 годы включили в себя такие основные положения, как: развитие обязательных и добровольных видов страхования , повышение капитализации страхового рынка, совершенствование налогообложения, регулирование страховых операций в плане перекрытия каналов отмывания доходов, создание инструментов инвестирования средств страховых резервов, антимонопольного регулирования страхового рынка, либерализация условий участия иностранного капитала на российском страховом рынке и усиление государственного страхового надзора, а также совершенствование и развитие страхового законодательства в стране.
В результате реализации концепции повысился уровень защищенности организаций и граждан от различных групп рисков, повышено качество и расширен спектр предлагаемых страховых услуг; увеличился приток в российскую экономику значительных инвестиционных ресурсов и расширятся структурные основы для развития массовых добровольных видов страхования ; создана система правовых основ страховой защиты имущественных интересов, соблюдения прав и гарантий имущественной безопасности отдельной личности, сферы предпринимательства.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что современная система страховых институтов рыночного типа, сформировавшаяся в нашей стране, характеризуется как полиморфная, относительно сбалансированная в функциональном и структурном отношении, ориентированная на поступательную интеграцию в мировую систему страхового хозяйства, при этом нуждающаяся в государственной субординации и координации на стратегической основе.
Глава 2. Методы правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации
Страховой рынок как
часть финансово-кредитной
Принимая во внимание свойства предмета и метода финансового права, можно предложить следующий тест для выявления публичной (финансово-правовой) составляющей в страховых отношениях.
1. Правовой статус
страховщика. Наличие либо
2. Правовой режим страхового фонда (фондов).
3. Цели деятельности
страховщика и иных участников
страхового правоотношения. В частности,
публичные интересы могут быть
обусловлены высокой
4. Отсутствие диспозитивных, в частности, договорных, начал в регулировании страховых отношений.
5. Правовая природа
страховых взносов, механизм
6. Характер санкций за неуплату страховых взносов и иные правонарушения в сфере страхования.
7. Общая направленность правого регулирования. Возможность применения к страховым правоотношениям положений Налогового кодекса РФ (Гражданского кодекса РФ).
Применяя указанный тест к имеющимся на сегодняшний день страховым отношениям, можно структурно обозначить финансово-правовой институт страхования и его границы.
Во-первых, нормами финансового
права регулируются отношения по
образованию, распределению и использованию
фондов денежных средств в системе
обязательного социального
Обязательное социальное страхование в Российской Федерации (далее — ОСС) регулируется «рамочным» нормативным актом — Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ, законами о конкретных видах ОСС — Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 28 июля 1998 г. № 125-ФЗ, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ и иными нормативными актами.
Финансово-правовое регулирование
обязательного социального
1. Страховщиками выступают государственные внебюджетные фонды — Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ.
2. Бюджеты государственных
внебюджетных фондов включены
в бюджетную систему,
3. Страховщики в отношениях
по ОСС преследуют
4. Правоотношения в
сфере ОСС лишены какой-либо
диспозитивности, а подчинены
исключительно императивным
5. По правовой природе основной источник средств ОСС — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, — является обязательными платежами, хотя формально они, входят в систему налогов и сборов (ст. 13-15 НК РФ). Страховые взносы нельзя отнести к налогам по признаку их индивидуальной возмездности. Ситуацию не меняет даже то обстоятельство, что к отношениям, связанным с уплатой страховых взносов, субсидиарно применяется налоговое законодательство. Такое применение еще не означает полного тождества страховых взносов и налогов, но свидетельствует об их некоторых общих признаках. Таким признаком является обязательность уплаты, обеспечиваемая сходными мерами контроля и государственного принуждения.
Имеется и другая точка зрения, согласно которой страховые взносы являются целевыми налогами. Мы полагаем, что выход из ситуации заключается в отнесении страховых взносов не к налогам, а к иным «обязательным платежам».
6. Санкции, предусмотренные ст. 22.1, 22.2 Федерального закона от 28 июля 1998 г. № 125-ФЗ, ст. 25-27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, включают в себя меры карательного (штраф) и восстановительного (взыскание неуплаченных страховых взносов и пени) характера. Указанные санкции носят публично-правовой характер и схожи с налоговыми санкциями. С другой стороны, они имеют мало общего с последствиями несоблюдения условий обязательного страхования, указанными в ст. 937 ГК РФ. Таким образом, наряду с регулятивными финансовыми правоотношениями в системе ОСС возникают и охранительные финансово-правовые отношения.
7. Правое регулирование
отношений в системе ОСС имеет
ярко выраженный публично-
Информация о работе Теоретические основы в страховой деятельности в РФ