Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:28, диссертация
Цель диссертационного исследования заключается в получении новых юридических знаний о сущности форм и методов страховой деятельности и формировании практических рекомендаций по повышению эффективности страховой деятельности в Российской Федерации и совершенствованию законодательства о страховании.
Достижение названной цели предполагается через решение следующих задач диссертационного исследования:
Изучить исторические аспекты страховой деятельности в России;
Раскрыть сущность страховой деятельности в Российской Федерации;
Рассмотреть методы правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации;
Введение………………………………………………………………….………….4
Глава 1. Теоретические основы страховой деятельности
в Российской Федерации ……………………………….………………….….…...8
1.1. Исторические аспекты страховой деятельности в
Российской Федерации ………………………………………………………....….8
1.2. Сущность и основы страховой деятельности в
Российской Федерации……………………………………...……………………..16
1.3. Правовое регулирование института страхования в
современной России…………………………………………………………......…26
Глава 2. Методы правового регулирования страховой
деятельности в Российской Федерации………………………………….……….38
2.1. Содержание методов правового регулирования
страховой деятельности……………………………………………………………38
2.2. Совершенствование правового регулирования налогообложения
субъектов страховой деятельности ……………………………….……………....50
Административно правовое регулирование
страхового надзора в РФ………………………………………………………..….62
Заключение……………………………………………………………………….....76
Список использованной литературы……………………………………...………82
Из изложенного можно сделать вывод, что нормами финансового права регулируются основанные на властном подчинении имущественные и связанные с ними неимущественные отношения по образованию, распределению и использованию целевых денежных фондов в системе обязательного социального страхования.
Во-вторых, финансовые правоотношения
имеют место в сфере
Значительная часть отношений по ОГС, в частности, между страхователем (органом исполнительной власти) и страховой организацией, между страховой организацией и застрахованным лицом по поводу выплаты страховой суммы, носят частноправовой характер и регулируются нормами гражданского права. Это обусловлено тем, что для страховщика осуществление такого вида страхования не является обязательным, он действует в своих частных интересах (извлечение прибыли), реализуя частную правосубъектность. Одной из особенностей заключения договора ОГС является конкурсный отбор страховой организации в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.
Система нормативно-правового регулирования отношений по ОГС представлена значительным числом актов. Они весьма подробно освещены в вышеуказанных учебниках по финансовому праву.
В-третьих, к сфере финансово-правового регулирования следует отнести отношения по страхованию вкладов физических лиц в банках, точнее, имущественные и связанные с ними неимущественные отношения по образованию, распределению и использованию фонда обязательного страхования вкладов, предусмотренного Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ. Данный вид страхования — новый для Российской Федерации, однако во многих странах он успешно функционирует уже давно.
Финансово-правовая природа значительного числа норм Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ обусловлена следующим.
1. Страховщик — Агентство
по страхованию вкладов —
Публично-правовой статус Агентства подтверждается и таким немаловажным обстоятельством, как наделение его широкими полномочиями в процессе банкротства кредитных организаций. Так, Агентство в силу закона является конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение средств физических лиц во вклады, может участвовать во временной администрации, назначаемой Банком России. Сказанное выше позволяет, на наш взгляд, считать Агентство по страхованию вкладов, как и ранее существовавшее Агентство по реструктуризации кредитных организаций, обладающим соответствующей компетенцией в сфере финансовой деятельности государства, следовательно, субъектом финансового права.
Как в ОСС, в страховании банковских вкладов не допускается участие иных субъектов, помимо Агентства, в качестве страховщика, т.е. отсутствует рынок страховых услуг.
2. Фонд обязательного
страхования вкладов,
3. В отношениях по
страхованию вкладов без
Вероятность масштабного
возникновения страховых
4. Правовое регулирование
отношений по страхованию
5. Страховые взносы
носят обязательный характер, что
позволяет отнести их, по мнению
одних авторов, к разряду
6. За нарушение требований Федера
7. Отношения по образованию,
распределению и использованию
фонда обязательного
Итак, можно заключить,
что сегодня в системе
Теперь необходимо возвратиться к изначальной посылке о том, что предмет финансового права образуют отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований — образование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств.
Очевидно, что в современных условиях средства и методы финансовой деятельности государства меняются. Если ранее финансовая деятельность государства сводилась к «закачиванию» денежные ресурсов в бюджетную систему, плюс создание и управление децентрализованными финансами — фондами унитарных предприятий, то теперь государство стремится передать финансирование части публичных расходов (несение рисков таких расходов) негосударственным (квазигосударственым) субъектам. Нельзя не согласиться, что с развитием рыночной экономики происходит объективное усложнение финансовых аспектов деятельности государства, обусловленное необходимостью привлечения для удовлетворения публичных потребностей различных финансовых институтов, например, негосударственных управляющих компаний для формирования накопительной части трудовой пенсии, привлечение в ряде случаев коммерческих банков для обслуживания счетов бюджетов и т.д.
Наглядным примером может служить механизм инвестирования средств обязательных пенсионных накоплений. Государство, обязавшее страхователей уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, посчитало возможным доверить их инвестирование по желанию застрахованных лиц негосударственным организациям — управляющим компаниям или негосударственным пенсионным фондам. Одновременно оно ограничило их инвестиционные возможности строгими рамками. Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ установлен ряд ограничений, включая прямые запреты отдельных операций. Таким образом, движение «государственных» денег через негосударственные организации происходит под бдительным оком государства и регулируется, по нашему мнению, нормами финансового права.
Явление передачи государственных полномочий в области финансов квазигосударственым субъектам не единично и, как представляется, будет прогрессировать. Например, в настоящее время активно обсуждается возможность перевода высших учебных заведений в разряд специализированных некоммерческих организаций с финансированием по схеме госзаказа, а не путем бюджетных ассигнований). Однако от этого не изменится финансово-правовая направленность в регулировании публичных по своему значению отношений по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих денежных фондов.
Преимущества новой
модели финансовых правоотношений известны.
Частично о них говорилось применительно
к правому статусу
Особо следует отметить,
что видоизменение предмета финансового
права — финансовой деятельности
государства — влечет за собой
определенное изменение методов
финансово-правового
Информация о работе Теоретические основы в страховой деятельности в РФ