Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:46, реферат
Лаки и краски. Без этих химических продуктов невозможно представить жизнь современного человека. Посмотрите вокруг себя — окрашены стены, пол, потолок, оконные рамы и двери, мебель, сложная современная радиоэлектронная аппаратура — телевизоры, магнитофоны, приемники; индивидуальные средства передвижения — автомобиль, мотоцикл, велосипед, лодка; спортинвентарь — лыжи, ракетки; даже игрушки, которыми играют Ваши дети, окрашены в различные цвета.
Лаки и краски дают нам ощущение яркости, праздничности, радости. Вспомните: пасмурный осенний день — тусклое
Лаки и краски. Без этих химических продуктов невозможно представить жизнь современного человека. Посмотрите вокруг себя — окрашены стены, пол, потолок, оконные рамы и двери, мебель, сложная современная радиоэлектронная аппаратура — телевизоры, магнитофоны, приемники; индивидуальные средства передвижения — автомобиль, мотоцикл, велосипед, лодка; спортинвентарь — лыжи, ракетки; даже игрушки, которыми играют Ваши дети, окрашены в различные цвета.
Лаки и краски дают нам ощущение яркости, праздничности, радости. Вспомните: пасмурный осенний день — тусклое небо, серые дома, темные деревья с облетевшими листьями. Но стоит выглянуть солнцу, как все преображается, светлеет, играют краски, и Ваше настроение сразу изменится. По выражению Гёте, человек всегда радуется цветам.
Лаки и краски приходят в дом как добрые друзья и незаменимые помощники. Они защищают металл от коррозии, древесину от гниения, штукатурку и цемент от растрескивания, продлевают «жизнь» многочисленным предметам и изделиям, которыми мы постоянно пользуемся.
Зачастую мы не задумываемся о том, что пленка толщиной в несколько десятков микрометров (1 мкм—миллионная доля метра), т.е. равной толщине человеческого волоса, способна защитить поверхность изделия от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, влаги, химических реактивов, микроорганизмов, механических нагрузок (вибрация, удары, цара-,пины), высоких и низких температур.
ОТ ВЕКА КАМЕННОГО ДО ВЕКА АТОМНОГО
Сейчас уже трудно установить, когда человек впервые стал использовать краски. Можно лишь с уверенностью утверждать, что производство красок — одно из древнейших в химической технологии.
Немного воображения. Каменный век. Уже к этому далекому времени относятся сведения об использовании человеком красок. В провинции Сантандер (Испания) находится всемирно знаменитая пещера Альтамира, где на потолке грота в XIX в. было обнаружено 20 рисунков с изображением животных — бизонов, лошадей.
Ученые оценивают возраст рисунков 12—15 тыс. лет и относят его к мадленской культуре позднего палеолита, т. е. древнего каменного века, времени существования ископаемого человека, который пользовался каменными, костяными и деревянными орудиями. Ко времени неолита, последней эпохе каменного века (6—5-е тысячелетие до н. э.— 2-е тысячелетие до н. э. включительно), относятся первые найденные предметы и орудия для производства красок. Археологам посчастливилось найти не только палитру древнего художника, на которой сохранились остатки краски, но и маленькие плоские жернова и пестики, предназначенные для 'растирания цветных земель, а также чашечки для разведения красок. Методом радиоуглеродного анализа было установлено время изготовления этих предметов — 2780 г. до н. э.
Наскальные рисунки того же времени, обнаруженные в Африке и Европе (Испания, Франция), поражают современного человека своим совершенством. Нашими, предками использовалась богатая палитра земляных красок — желтоватых, зеленоватых, красноватых. Иногда, прежде чем писать красками, они гравировали рисунок. При исследовании наскальных рисунков в Сахаре обнаружили, что на росписях проникновение красящих веществ в песчаную породу достигало 1 мм, при этом не было обнаружено никаких следов связующего. Это объясняется тем, что краски, разведенные в воде, практически мгновенно поглощались песчаником.
Однако в других случаях для приготовления красок уже использовали вещества, способные к образованию пленки: в росписях Феззана обнаружен казеин, а в росписях, найденных в Южной Африке,— бычья кровь.
С момента, когда были открыты первые памятники доисторического пещерного искусства, перед исследователями встал вопрос: каковы же были движущие мотивы этого творчества?
Ученые пришли к выводу, что эта деятельность была необходима неолитическому роду, так как являлась формой познания. Человек, не обладая в то время способностью к обобщению явлений, был вынужден прибегать к помощи образно-эмоциональных средств. Кроме того, наскальная живопись передавала родоплеменные традиции.
Таким образом, уже в далекие доисторические времена краски играли в жизни человека большую роль: уже тогда проявилось их социальное значение — функция передатчика информации, культурная функция, которые трудно переоценить в развитии цивилизации. К тому же времени относится и проявление декоративно-эстетической функции красок. Стремление быть красивее, сделать привлекательнее свою нелегкую в постоянной борьбе за существование жизнь свойственно представителям рода человеческого.
Языку украшений и символов почти столько же лет, сколько и человечеству. Первоначально символика цветов обозначала четыре элемента, лежащие в основе всего сущего (земля, вода, воздух, огонь), а в дальнейшем — и четыре стороны света, которые были связаны с определенными понятиями (желтый — восток, огонь; красный — запад, воздух; черный — юг, вода; белый — север, земля). В средневековье краски широко использовались в геральдике. Каждый рыцарь носил на щите и военных доспехах свои цвета, которые повторялись и на шлеме. За прошедшие тысячелетия язык символов совершенствовался и превратился в сложную форму общения, которая нашла наибольшее распространение в Африке. Даже простейший орнамент с определенным сочетанием красок может поведать о социальном положении, возрасте, ратных подвигах или повседневной жизни того, кого он украшает.
Дальнейшее развитие лаков и красок сопровождалось поисками новых материалов, пригодных для получения покрытий. В Египте (2 тыс. лет до н.э.) храмы, дворцы, саркофаги украшались смоляными лаками и восковыми красками. Примерно в это же время в Китае и Восточной Азии для росписи архитектурных сооружений применяли восковые составы (метод энкаустики): различные изделия из дерева, бронзы, кожи и глины покрывали лаком из сока лакового дерева. Египтяне были знакомы с тремя красными пигментами — киноварью, прокаленной охрой и красным пигментом на органической основе (пурпуром). Использовали они также синие и зеленые пигменты на основе силикатов меди.
Более чем за 2 тыс. лет до н. э. был открыт способ производства свинцовых белил. Метод получения белил был описан греческим врачом Диоскридом, жившим в IV в. н. э. Следует отметить, что не последнюю роль в развитии естествознания в те далекие годы играл случай. Так, римский натуралист и историк Плиний, живший в I в. н. э., описывая пожар складов в гавани Пирея, сообщает, что в огне погибло много бочек со свинцовыми белилами, которые под действием высокой температуры превратились в сурик. Так был открыт способ получения еще одного красного пигмента — свинцового сурика. Современник Плиния, римский натуралист Витрувий, описывает производство сажи и медянки.
С древних времен при изготовлении лаков применялись копаловые смолы: мастике, сандарак, янтарь, даммара, конго и др. Слово «копалы» произошло от способа добычи этих смол — их выкапывали из земли. Задолго до того, как стала известна восточно-азиатская техника лакирования, в Европе также использовались лаки. Первые следы их применения были обнаружены в искусстве этрусков.
Многовековую историю, начинающуюся задолго до нашей эры, имеет и льняное масло как материал для приготовления масляных красок. .В Древнем Риме и Древней Греции уже знали свойства растительных масел, способы их варки, защитные свойства масляной пленки. Вспомните, какой совет дала Медея, дочь царя Эита, возлюбленному Язону накануне сурового испытания: «Встанет заря, распусти ты зелье мое и, как маслом, им до блеска натри, обнажившись, все тело... Нужно помимо копья и щит твой зельем намазать, также и меч».
Подробное описание приготовления лака на основе льняного масла и сандарака, предназначавшегося для художественной отделки дверей и мебели, сделал около 1100 г. монах Рогер Хольмерхаузен.
Изучение памятников древнерусской письменности показывает, что русские мастера располагали уже довольно большим ассортиментом красок. В Остромировом евангелии (1056—1057 гг.), Сборнике Святослава (1076 г.) и Архангельском евангелии упоминаются киноварь (сульфид ртути), сурик (оксид свинца), черлень (малиновая краска), черная краска из сажи.
Лучшим свидетельством высокого качества красок, изготовлявшихся русскими мастерами, могут служить знаменитые фрески и картины Рублева, написанные в XV в., а также роспись памятников древнего зодчества — московских, новгородских, ярославских храмов.
В уставах и указах, относящихся к XIII—XVII вв., приводятся не только способы, но и области применения различных красок. Так, учитывая свойство киновари чернеть на свету, епископ Нектарий рекомендует: «... а киноварем писать внутри церкви, а извне не писать, потому что чернит»; а в другом наставлении сообщает: «... а вне церкви писать за киноварию место вохрою горелой».
Масляные краски и олифы в течение многих сотен лет использовались либо как покрывной слой по живописи, исполненной яичной темперой, либо для покрытия изделий из олова, серебра и дерева. Переходя от отца к сыну, из рода в род, дошло до нашего времени неповторимое искусство мастеров Владимиро-Суздальской земли, возродившееся в работах палехских умельцев.
Палешане унаследовали от древних мастеров тонкое понимание возможностей красок, умение заставить по-разному звучать один и тот же цвет.
В качестве связующего использовали яичный желток, который разводили квасом или уксусом. Тончайший декоративный эффект достигается за счет того, что при нанесении красок в несколько слоев нижние слои просвечивают сквозь верхние, создавая множество оттенков. Под позолоту клали подслой — полимент, который готовили, тонко растирая красную краску на протухшем белке с добавлением кваса. Такой подслой придавал позолоте не только прочность, но и красивый красноватый тон.
В XV в. Ван Эйк, знаменитый мастер фламандской школы, впервые использовал для живописи масляные краски, что было новаторством в технике живописи. Уже через 100 лет применение масляных красок практически полностью вытеснило многовековую технику яичной темперы. Это обусловило широкий интерес к процессу получения лаков и красок. В это время появляются трактаты, посвященные рецептам и методам приготовления лаков и красок. Так, в знаменитых трактатах по технике живописи Челлини и Леонардо да Винчи имеется ряд указаний по очистке, отбелке и уплотнению масел для получения красок.
Существует мнение, что во времена, когда жил Леонардо да Винчи, было немало художников, которые не уступали по мастерству великому художнику. Что же случилось с картинами этих мастеров? В те времена каждый художник сам изготавливал для себя краски. Мало было быть художником, нужно было еще знать секреты и способы приготовления красок. Леонардо да Винчи был одним из выдающихся ученых своего времени и, вероятно, знал тонкости получения пигментов и красок. Возможно, именно по этой причине его картины сохранились лучше, чем картины других мастеров.
В начале XV в. в Италии вошло в моду цветное декорирование мебели, которое затем быстро распространилось и в других странах.
Для истории техники представляют интерес относящиеся к концу XV в. русские записи о составе, способах получения и применения красок, свидетельствующие о глубине знаний древнерусских мастеров в области химии красок. В развитии лакокрасочного дела в России важную роль сыграли кустарные производства свинцового сурика, белил, лазури, цветных земель, олиф и масляных лаков.
В новую фазу вступило производство красок в России при Петре I. Повышение спроса на краски явилось следствием экономических и военных реформ. Для производства красок широко привлекаются природные ресурсы страны. Определяются и главные центры производства лаков и красок: Москва, Петербург, Ярославль. С древних времен в Палехе научились приготавливать прекрасные смоляные лаки и олифы. Широко славилась русская ложкарная олифа, битумно-масляные лаки, которые использовались для окраски предметов домашнего обихода.
Более 100 лет назад в России появилось первое систематизированное, научно обоснованное руководство по малярному делу — книга К. Осовецкого «Малярное дело». Приведем только одну цитату: «Все причины, содействующие разрушению окраски, дают понятие о том, что всякая окраска должна производиться настолько обдуманно, чтобы все зависящее от нашей воли было исполнено в пользу наибольшей прочности красочного слоя».
Давайте прервем на некоторое время наш рассказ об использовании человеком лаков и красок и попытаемся рассмотреть, что же характерно для всего рассмотренного периода, длившегося несколько тысяч лет.
Лаки и краски применялись главным образом для декоративных и художественных работ, хотя их функция как защитного покрытия была известна давно. Уже во времена Геродота древние греки красили корпуса судов суриком, так как знали, что краски, содержащие свинцовые пигменты, хорошо защищают поверхности от разрушающего действия влаги. Количество производившихся красок и их ассортимент были крайне ограниченными, поэтому их применяли только для уникальных архитектурных сооружений — храмов, дворцов знати и в живописи. Продукты, необходимые для изготовления красок, получали путем переработки природного, растительного и животного сырья. Так, пурпур — один из самых ценных красите лей античного мира — добывали из желез, расположенных в голове пурпурной улитки (для получения 1 г краски требовалось 10 000 моллюсков); карминовый краситель — из насекомого кошенили. Ученые Института зоологии Академии наук Армянской ССР попытались разгадать утерянный и забытый секрет изготовления этой замечательной краски. Их попытка увенчалась успехом; однако для получения 1 г- красителя потребовалось переработать 10-15 кг жучков, что совершенно неэкономично. Красители для кож добывали из лотоса, марены; красители для тканей — из сафлора, хны, шафрана, резеды, синильника, дуба, ореха, черники. За использование красителей, полученных химическим путем, при изготовлении знаменитых персидских ковров мастерам по указу шаха отрубали руку.