Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 07:36, курс лекций
Трудно назвать отрасль народного хозяйства, в которой не применялась бы тепловая энергия. Обеспечение нормальных микроклиматических условий в помещениях жилых, общественных зданий и зданий промышленного назначения, обеспечение нормального хода технологических процессов в промышленности, обеспечение чистоты атмосферы в помещениях и на рабочих местах — далеко не полный перечень сторон разнообразной деятельности и жизни человека, требующих применения тепловой энергии. Поэтому так остро поставлены вопросы развития техники теплогазоснабжения и вентиляции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...5
1. Логистика систем теплогазоснабжения и вентиляции…………………………………………………………….6
2. Проблематика систем теплогазоснабжения и вентиляции…………………………………………………………...13
2.1 Теплопотери в зданиях и сооружениях……………………………..13
2.1.1 Теплопотери через ограждающие конструкции………………….14
2.1.2 Теплопотери через оконные проемы……………………………...21
2.1.3 Теплопотери в системах вентиляции……………………………..26
2.2 Теплопотери в тепловых сетях ……………………………………...27
3 Пути решения проблем теплогазоснабжения и вентиляции…………………………………………………………..29
3.1 Теплозащита зданий и сооружений…………………………………29
3.1.1 Теплоизоляция внешних стен……………………………………..30
3.1.2 Теплоизоляция окон………………………………………………..33
3.1.3 Система вентиляции………………………………………………..38
3.2 Теплозащита тепловых сетей………………………………………...41
4 Энергоэффективность систем теплогазоснабжения и вентиляции………………………………………………………...46
4.1 Методика определения экономической целесообразности применения энергосберегающего мероприятия………………………..47
4.2 Экономия теплоты, воды и электроэнергии в системах водоснабжения жилых микрорайонов…………………………………..48
4.3 Эффективность изоляции стояков системы горячего водоснабжения……………………………………………………………49
4.4 Использование вторичных энергоресурсов для нагрева теплоносителей в системах отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха……………………………………………..50
4.5 Сокращение энергопотребления…………………………………….51
4.6 Повышение энергоэффективности теплосетей…………………….51
5 Методология научных исследований………………….53
5.1 Цели и задачи НИР…………………………………………………...53
5.1.1 Организация НИРС…………………………………………………54
5.2 Формы НИР…………………………………………………………...55
5.3 Финансирование НИР………………………………………………..57
5.4 Внедрение и эффективность научных исследовани ……………..59
5.5 Этапы НИР……………………………………………………………62
5.6 Основные методы НИР………………………………………………68
5.6.1 Методы эмпирического исследования…………………………….68
5.6.2 Методы теоретического исследования……………………………73
6. Информационные технологии в теплогазоснабжении и вентиляции……………………….76
6.1 Основные этапы работы с информацией……………………………76
6.1.1 Определение цели и план работы………………………………….76
6.1.2 Сбор информации…………………………………………………..77
6.1.3 Обработка и систематизация информации………………………..79
6.1.4 Интерпретация информации……………………………………….81
6.1.5 Составление информационного отчета…………………………...82
6.2 Культура работы с информацией …………………………………...83
6.2.1 Критерии оценки источников информации………………………83
6.3 Представление и распространение информации…………………...85
6.3.1 Уровни представления информации………………………………87
6.3.2 Каналы распространения информации……………………87
7. Планирование эксперимента………………………………92
8. Обработка результатов эксперимента…………………98
8.1 Предварительная обработка………………………………………….99
8.2 Дисперсия параметра оптимизации………………………………..102
8.3 Проверка однородности дисперсий………………………………..103
8.4 Рандомизация………………………………………………………..105
9. Экология систем теплогазоснабжения и вентиляции………………………………………………………….106
9.1 Технологии в энергетике……………………………………………106
9.2 Защита от шума, инфразвука и вибраций………………………….110
9.2.1 Акустический расчет и методы снижения шума………………..110
9.3 Загрязнение водных ресурсов………………………………………111
9.4 Мероприятия по охране атмосферы………………………………..113
Библиографический список…………………………………………….115
Эти характеристики не обязательно независимы друг от друга. Так, место группы в сложившейся ситуации нередко определяет не только ее возможности предпринимать те или иные действия, но и исходное отношение к проблеме.
Выбор в качестве целевой группы аудитории какого-либо издания во многих случаях определяет объем материала, уровень его сложности и другие параметры, которые должны быть характерными для данного издания.
Чем детальнее определены целевые группы, чем точнее информационные материалы учитывают их специфику, тем более эффективной оказывается работа по доведению информации до аудитории.
В качестве материала первого уровня может использоваться серьезный информационный отчет, речь о котором шла выше, в разделе, посвященном интерпретации. Стандарты качества для такого документа близки к стандартам качества для научного отчета или литературного обзора. Он должен содержать ссылки на все необходимые источники, описание методик или ссылки на такое описание. Информационный отчет должен выдерживать серьезную содержательную критику специалистов. Даже если отдельные разделы (например, аннотация) написаны в терминах, понятных широкой аудитории, объем и характер такого документа могут оттолкнуть ее.
Поэтому необходимы информационные материалы другого уровня. Это может быть короткий аннотационный отчет, не содержащий сложных выкладок, но отражающий все значимые результаты исследования и, в той или иной степени, их фактическое подкрепление (например, в виде ссылок, ограниченного цифрового и фактического материала и проч.). Из него должны уйти детали и частности, технические и формальные подробности, но все ключевые моменты вашего исследования должны найти в нем отражение.
И, наконец, третий уровень подготовки материалов – «публицистический». Здесь форма подачи материала существенно зависит от целей и задач вашего проекта, а также от того, какой аудитории адресован материал. Вы можете подготовить, например, газетную статью, видеоматериал, листовку, информационный листок. Этот материал должен в яркой, сжатой, легкой для восприятия форме сообщить о наличии значимой проблемы, ее причинах.
Существенное место в таком материале должны занимать практические рекомендации, призывы к действию.
За подготовкой материалов следует их распространение, и самый важный вопрос здесь – каким методом донести до аудитории информацию, какие каналы распространения сведений использовать. Точный выбор этих каналов должен позволить донести информацию до адресата как можно более эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.
Если аудитория – общественные организации, занимающиеся конкретной проблемой, вам помогут специализированные бюллетени, печатные и электронные. Апеллируя к органам власти, вы, вероятно, будете писать официальные письма, возможно – налаживать индивидуальные контакты. Можно обратиться к ним через средства массовой информации, тем самым информируя о проблеме и общественность. Если ваша аудитория – местное население, оповестить его помогут те же средства массовой информации. Организация общественных слушаний, посвященных актуальной проблеме, также позволит сообщить информацию представителям разных целевых групп. Это мероприятие потребует специальной подготовки, и его аудитория будет относительно небольшой, но «качественной» – в слушаниях примут участие именно те, кто проявляет интерес к проблеме, и эффективность передачи информации в «живой» аудитории будет весьма велика.
Из приведенных примеров видны важные характеристики, которые полезно принимать во внимание при выборе различных каналов распространения:
Эти характеристики полезно учитывать, определяя приоритетные каналы распространения информации для целевой аудитории.
Если вы направляете в редакцию газеты пресс-релиз по факсу, это разумно сделать на специальном бланке, с продуманным шрифтовым оформлением, с логотипом организации и т.п. В то же время, по электронной почте тот же материал следует отправлять в виде простого текста, если нет другой договоренности с получателем. Отправка по электронной почте файла с картинками в формате MS Word, объем которого может превосходить собственно объем текста в десятки и сотни раз, будет воспринято многими пользователями как нарушение “сетевой этики” и вызовет резко негативную реакцию. Тем более, что и MS Word не обязательно установлен на каждой машине.
Если вы публикуете материал на WWW-странице в Интернете – его полезно снабдить ссылками на аналогичные материалы в сети, и, возможно, дискуссионным форумом («гостевой книгой») для его обсуждения. С помощью такого форума читатели смогут оставить комментарии к вашей публикации, доступные как для вас, так и для других читателей.
Если речь идет о публикации в СМИ – например в газете или журнале, полезные сведения о том, как наилучшим образом приспособить материал к специфике данного издания, можно получить от редакции или журналистов. Как правило, они хорошо представляют себе свою аудиторию, ее интересы и ожидания.
Наконец, методами распространения информации являются не только публикация в газете или массовая рассылка, но и личные беседы, даже не организованные как слушания или специальные встречи. Личное общение чрезвычайно эффективно благодаря непосредственной обратной связи, позволяющей немедленно уточнить ваше сообщение, скорректировать его форму. Разумеется, это справедливо, если общение не навязывается аудитории. Как показывает опыт, достаточно начать, например, отбирать пробы воды и производить измерения на глазах у дачников или рыбаков, как оживленная беседа о проблемах качества воды завязывается сама собой.
Еще один канал распространения информации – работа с детьми (занятия в кружке, участие в проведении уроков и т.п.) Хорошо известно, что дети, если удается их заинтересовать, активно распространяют информацию как среди сверстников, так и среди родителей.
Для того чтобы ваши материалы были убедительными, пользователь должен иметь возможность проверить приводимую в них информацию. Поэтому целесообразно приводить ссылки на использованные источники информации и документы, описания использованных методик. Разумеется, нет смысла перегружать множеством ссылок материал публицистического характера. Для него может оказаться достаточно и единственной ссылки – упоминания материала следующего уровня, в котором проблема рассмотрена более подробно и указаны все необходимые источники информации. В любых материалах желательно избегать ссылок на редкие и труднодоступные источники; при прочих равных условиях следует выбирать для цитирования более доступную публикацию.
Вообще, открытость информации, применяемых методик является одним из важнейших принципов работы общественных организаций. В конечном счете, естественная цель общественной организации, работающей с информацией, – не только представить «информационный продукт», но и дать общественности инструмент для работы с информацией.
Готовя материал по острой, конфликтной проблеме, следует принимать во внимание основные концепции, точки зрения на проблему. Разумеется, это не означает, что позиция, излагаемая вами, должна представлять собой нечто среднее между всеми точками зрения. В ваших материалах вы можете полемизировать с этими концепциями, аргументировано отстаивая свою точку зрения, или просто упомянуть о них «вскользь», обозначив таким образом знакомство с ними. Речь идет о том, что отсутствие упоминаний о какой-либо концепции может создать впечатление, что вы не знакомы с ней и поэтому не учли ее доводов. Если существуют значимые факты, которые не укладываются в вашу точку зрения или противоречат вашим выводам, их тоже не следует игнорировать. Нужно ли, собрав дополнительные сведения, изучить проблему подробнее, или же стоит признать существующую неоднозначность – решать вам. Но просто обходя молчанием точку зрения оппонентов, вы даете им легкую возможность оспорить ваши утверждения.
Еще раз отметим, что вряд ли кто-нибудь готовит информационные материалы просто для того, чтобы их распространить. Как правило, это делается в расчете на тот или иной практический результат. Таким результатом могут быть конкретные действия людей, изменения в поведении аудитории, принятие каких-либо решений. Разумеется, распространение информации может влиять на практические действия и непрямым, косвенным образом. Например, можно информировать широкую аудиторию с целью сформировать определенное общественное мнение по отношению к проблеме, своего рода «информационную среду», которая затем в той или иной мере повлияет на принимаемые решения.
Тем не менее, там, где это возможно, в материалы любого уровня, предназначенные для любой аудитории, следует включать конкретные, выполнимые предложения и рекомендации. Характер этих рекомендаций существенно зависит от аудитории, которой адресован материал.
Отметим, что наличие практических рекомендаций – еще и прием, повышающий эффективность восприятия информации аудиторией. Тот факт, что из сообщаемой информации вытекают какие-то следствия практического характера, демонстрирует значимость и актуальность проблемы. Материал же, из которого не следует никаких практических шагов, как бы «повисает в воздухе» – будь то официальный отчет, написанный сухим языком с использованием специальной терминологии, или алармистские статьи, посвященные констатации тревожных фактов.
Отметим, что если на предыдущих этапах сбор и интерпретация информации выполнены грамотно, если построена связная картина, описывающая ситуацию, то сделать практические выводы, предназначенные для разных целевых групп, во многих случаях оказывается несложной задачей.
Как бы тщательно ни был продуман с самого начала информационный проект, всего предусмотреть невозможно. Оценка хода проекта, внесение необходимых корректив в планы должны проводиться на каждой его стадии. Но особенно богатый материал для оценки способен дать этап распространения информации – именно на этом этапе ваши материалы встречаются с той аудиторией, для которой они предназначены. Хорошо организованный процесс распространения информации является на самом деле процессом двусторонней коммуникации с вашей аудиторией. Вы сможете узнать, как аудитория воспринимает ваши материалы, являются ли они убедительными, есть ли в них ответы на вопросы, интересующие ее. Возможно, вы сочтете нужным скорректировать материалы или вернуться к предыдущим этапам информационной работы, чтобы собрать недостающие сведения.
Как уже отмечалось, лучше всего механизм обратной связи работает в случае непосредственного общения с аудиторией. Однако важно добиться того же и для других каналов распространения информации. Вы можете указывать в своих материалах контактную информацию (телефон, адрес), просить ваших «пользователей» направлять свои комментарии и замечания. Возможно, вы предложите ответить на какие-то определенные вопросы. Можно попытаться вступить в беседу с теми, кто читает ваши листовки, расклеенные на улице. Так или иначе, организация канала обратной связи требует специальных усилий и может оказаться решающей для успеха всего информационного проекта.
Применение результатов информационной работы на практике, те или иные действия на основе этих результатов, строго говоря, выходят за рамки информационной работы. Эти действия могут быть столь же различны, сколь многообразны формы работы общественных экологических организаций, и здесь мы не посвящаем им отдельного раздела. Некоторые примеры практического применения результатов информационной работы были описаны выше. Отметим лишь, что только на основании результатов этих действий может быть сделан окончательный вывод о действенности, эффективности информационной работы.
7. Планирование эксперимента
Планирование эксперимента (активный эксперимент) в теплоснабжении – раздел материальной статистики, изучающий методы организации совокупности опытов с различными условиями для получения наиболее достоверной информации о свойствах исследуемого объекта при наличии неконтролируемых случайных возмущений. Планирование эксперимента используют для изучения и математического описания процессов и явлений путем построения математических моделей (в форме так называемых уравнений регрессии) – соотношений, связывающих с помощью ряда параметров значения факторов и результаты эксперимента, называемых откликами. Основное требование, предъявляемое к планам факторного эксперимента, в отличие от пассивного эксперимента – минимизация числа опытов, при которой получают достоверные оценки вычисляемых параметров при соблюдении приемлемой точности математических моделей в заданной области факторного пространства. В этом случае задача обработки результатов факторного эксперимента заключается в определении численных значений указанных параметров.
Теория ПЭ охватывает практически все встречающиеся на практике варианты исследования объектов. В дальнейшем будут рассмотрены следующие типовые задачи экспериментального исследования:
– поиск значений параметров системы, обеспечивающих достижение оптимального значения показателя качества исследуемого объекта при известных ограничениях на значения этих параметров. Перебор всех допустимых сочетаний значений параметров системы с целью поиска оптимального варианта нерационален по затратам ресурсов. Для решения указанной задачи ТПЭ предлагает такую последовательность проведения опытов, которая позволяет применить градиентные методы поиска при априорно неизвестной функции, связывающей показатель качества с параметрами системы;
– приближенное аналитическое описание функциональной связи показателей качества с параметрами системы по результатам проведенного эксперимента. Традиционные методики проведения экспериментов из-за зависимости компонентов восстанавливаемого аналитического описания не позволяют определить раздельное влияние каждого фактора на результирующий показатель, т.е. эти методики обеспечивают получение аналитических зависимостей, пригодных лишь для решения интерполяционных задач. В отличие от них ТПЭ дает возможность оценить вклад каждого параметра в значение показателя, т.е. приближенно восстановить закон функционирования объекта по экспериментальным данным. Полученное аналитическое описание объекта можно использовать для предварительного исследования вариантов построения системы или в интересах построения модели старшей системы, включающей данный объект на правах элемента;