Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 10:56, реферат
Гидротехнические сооружения являются сложными техническими объектами, которые одновременно подвергаются воздействию большого количества техногенных факторов и факторов внешней среды с переменной интенсивностью. По статистике в России более половины от общего количества причальных сооружений морских портов имеют значительные уровни физического износа, что в свою очередь значительно снижает их надежность и повышает опасность возникновения аварийных ситуаций. Таким образом, для безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений разрабатываются современные инженерные мероприятия, производится анализ, мониторинг и контроль их технического состояния.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Основные понятия паспорта технического состояния сооружения. 4
2.Задача проведения паспортизации зданий и сооружений 4
3. Общие правила проведения обследования и мониторинга технического состояния причальных сооружений. 6
4.ОБСЛЕДОВАНИЕ СООРУЖЕНИЙ. 9
4.1 Основные положения 9
5.2 Определение объема контроля при обследовании сооружений 13
5.3 Методы контроля технического состояния сооружений при их обследовании 14
5.4 Контроль планово-высотного положения сооружений 14
5.5 Оценка технического состояния материалов конструкций 17
5.6. Обработка и анализ результатов, оценка технического состояния и определение физического износа сооружения 18
6.МОНИТОРИНГ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СООРУЖЕНИЙ 21
6.1 Основные положения 21
6.2 Режим эксплуатации сооружений 21
6.3 Регулярные технические осмотры 24
6.4 Периодические технические осмотры 24
6.5 Мониторинг технического состояния крановых путей 26
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
При обнаружении во время проведения обследования дефектов сооружений и нарушений режимов их эксплуатации, которые привели или могут привести к недопустимому снижению несущей способности или устойчивости сооружений, разрушению отдельных конструкций или нарушению нормальной работы оборудования, руководитель работ по обследованию сооружения должен своевременно проинформировать об этом в письменном виде руководителя эксплуатирующей организации.
Мониторинг технического состояния сооружений проводят для обеспечения их безопасной эксплуатации путем своевременного выявления дефектов и нарушений режима эксплуатации и принятия мер по устранению данных дефектов и нарушений. Мониторинг технического состояния сооружений проводится эксплуатирующими организациями путем их регулярных и периодических технических осмотров с привлечением, при необходимости, специализированных организаций.
Методика и объем технических осмотров и наблюдений при мониторинге, включая измерения, должны обеспечивать достоверность и полноту получаемой информации для подготовки обоснованного заключения о текущем техническом состоянии сооружений и разработки мероприятий по их техническому обслуживанию в целях обеспечения безопасной эксплуатации объектов.
Результаты обследования и мониторинга технического состояния сооружений должны содержать необходимые данные для принятия обоснованных решений по устранению обнаруженных несоответствий параметров сооружений и режимов их эксплуатации проектной, исполнительной и нормативной документации.
Результаты обследования и мониторинга технического состояния сооружения в виде акта освидетельствования и акта периодического технического осмотра помещают в пополняемую часть паспорта сооружения.. Эти документы используются эксплуатирующей организацией в качестве основных доказательственных материалов при разработке декларации соответствия сооружения установленным требованиям по форме.
При выполнении работ по обследованию, мониторингу технического состояния и испытаниям сооружений должны соблюдаться правила охраны труда в портах, а также требования ГОСТ 12.0.004 и руководящих документов по безопасности работ, применяемых при обследовании сооружений.
Целями обследования сооружений являются выявление дефектов его конструктивных элементов, определение физического износа конструкций и сооружения в целом и составление заключения о техническом состоянии сооружения и его годности к эксплуатации.
При обследовании сооружений должно проверяться выполнение следующих общих требований:
-прочность конструктивных элементов и устойчивость сооружения должны соответствовать требованиям проекта;
-значения физико-механических характеристик материалов конструкций, геометрические размеры конструктивных элементов и их пространственное положение в процессе эксплуатации не должны выходить за установленные проектом или нормативными документами пределы;
глубины и габариты акваторий портов и судоходных каналов должны соответствовать проектным значениям;
-при выполнении технологических операций на эксплуатируемом сооружении должны исключаться превышения установленных эксплуатационных нагрузок и воздействий, а также возникновение нештатных ситуаций.
В основе комплексной системы технического контроля сооружений лежат
методики определения технического состояния и оценки физического износа сооружений (элементов). Также устанавливаются:
- номенклатура качественных и количественных признаков, характеризующих
техническое состояние объектов контроля;
- способы определения характеристик технического состояния;
- нормы характеристик технического состояния;
- порядок определения состава и объема контроля;
- порядок определения физического износа сооружений;
- порядок учета результатов.
Объектами технического контроля при обследовании сооружений является
эксплуатационно-техническая документация, характеризующая режимы эксплуатации, техническое обслуживание и ремонт сооружений, а также конструктивные элементы сооружений всех типов и назначений.
Методики контроля технического состояния сооружений основаны на использовании стандартизованных средств диагностирования и неразрушающего контроля, освоенных и выпускаемых промышленностью.
Средства измерений и контроля, применяемые при обследовании и мониторинге технического состояния сооружений, должны быть поверены (калиброваны) в установленном порядке, и соответствовать требованиям нормативных документов и технической документации по метрологическому обеспечению.
.При комплексном обследовании сооружений в общем случае предусматривается выполнение следующих контрольных операций:
- проверка технической документации;
- технический осмотр;
- измерительный (инструментальный) контроль.
Каждая из этих операций и методик контроля регламентируется настоящим
стандартом. При этом методики технического осмотра носят рекомендательный характер и могут изменяться, уточняться и конкретизироваться исполнителями. Методики измерительного контроля и испытаний являются обязательными.
Методология технического контроля сооружений и основные термины основаны на положениях стандартов по надежности в технике, испытанию, контролю и управлению качеством продукции (ГОСТ 27.002, ГОСТ 19919, ГОСТ 15467, ГОСТ 16504), а также по техническому обслуживанию и ремонту техники (ГОСТ 18322). Технический контроль сооружений сводится к контролю технического состояния составляющих его элементов, узлов их соединений, конструкций. По ГОСТ 27.002 выделены следующие категории технического состояния объектов: исправное (нормативное), работоспособное, ограниченно-работоспособное, неработоспособное, предельное (аварийное). Переход объекта из одного состояния в другое происходит в связи с появлением или устранением дефектов (рисунок 5.1)
1 – отклонение отдельных характеристик технического состояния сооружения (элемента)
от установленных, не приводящее к нарушению работоспособности; 2 – отказ;
3 – переход в предельное состояние из-за наличия критического дефекта; 4 – ремонт
Рисунок 5.1 – Основные технические состояния (А, В1, В2, С, D) и изменяющие их события
Технический контроль элементов сооружений предусматривает выявление дефектов и оценку их влияния на техническое состояние элемента (малозначительный, значительный, критический дефекты). Наличие и размеры дефектов выявляют в соответствии с установленными качественными и количественными характеристиками (признаками) технического состояния объекта контроля.
Технический контроль сооружения (элементов) выполняют в три этапа. На первом определяют объем контроля, проводят выбор номенклатуры контролируемых свойств, определяют качественные и количественные характеристики технического
состояния объекта и составляют алгоритм контроля.
Второй этап
связан с выполнением натурных
работ в целях получения
На третьем этапе обрабатывают и анализируют результаты второго этапа работ, идентифицируют дефекты элементов и составляют ведомость дефектов. Определяется износ основных конструкций и сооружения в целом, составляется заключение об их техническом состоянии, рекомендации по устранению выявленных дефектов и изменению режима эксплуатации (при необходимости).
Информацию о признаках технического состояния объектов контроля получают с помощью их обследований по установленным методикам с использованием
средств контроля. При этом работы должны выполняться в следующем порядке:
- обследование
объекта без специальных
осмотра в целях определения качественных характеристик его технического состояния;
- выявление
элементов, для которых
- корректировка
объема измерительного
необходимости выполнения дополнительных контрольных операций;
- испытания (при необходимости) отдельных элементов, узлов, конструкций объекта.
Техническое состояние сооружения определяют по совокупности результатов обследования всех охваченных контролем элементов. Состояние каждого элемента следует определять по ряду характерных для него признаков.
Обследование сооружений должно проводиться в три этапа:
- подготовка к проведению обследования;
- предварительное (визуальное) обследование;
- детальное (инструментальное) обследование.
Подготовительные работы проводят в целях составления алгоритма контроля работ. Им предшествуют анализ проектной и исполнительной документации, материалов инженерно-геологических изысканий, знакомство с объектом обследования, его конструктивным решением, условиями его эксплуатации.
При подготовительных работах от заказчика необходимо получить следующую техническую документацию:
- техническое задание на обследование;
- паспорт портового гидротехнического сооружения;
- журнал технического
контроля за состоянием и
- отчеты о
ранее проводившихся
- проектную
и исполнительную документацию
Предварительное (визуальное) обследование проводят в целях оценки
технического состояния сооружения по внешним признакам и корректировки состава детального (инструментального) обследования.
Результатом проведения предварительного (визуального) обследования
сооружения являются:
- перечень выявленных дефектов с фиксацией их мест и характера;
- перечень признаков деформаций сооружения (осадки, смещения, крены, прогибы, изломы и т. п.);
- предварительная оценка технического состояния сооружения по характерным
признакам дефектов, количеству и размерам повреждений.
Детальное (инструментальное) обследование сооружения включает в себя:
- измерение
геометрических параметров
- инструментальное
определение параметров
- определение
фактических характеристик
По результатам первичного обследования сооружения составляют его
Паспорт. По результатам очередного, внеочередного или специального обследования сооружения, в случае изменения его паспортных характеристик, проводят соответствующую корректировку паспорта.
Объем контроля при выполнении комплексного обследования сооружений
должен определяться по рекомендациям, независимо от физического износа сооружения, установленного в результате предыдущего обследования.
Определение объема контроля сводится к выбору номенклатуры свойств
объекта, характеризующих возможность его использования по назначению и определению признаков объекта, характеризующих эти свойства с необходимой и достаточной полнотой (рисунок 5.2)
Определение объема контроля сооружения следует начинать с проверки
технической документации в целях ретроспективного анализа изменения технического состояния сооружения и выявления факторов, способствовавших этому изменению в период между обследованиями. Таким путем выявляют основные направления контроля, контролируемые элементы и конструкции, определяют предварительный объем отдельных осмотров и измерительного контроля. Результаты проверки технической документации фиксируются в акте освидетельствования портового гидротехнического сооружения.
После проверки технической документации следует провести рекогносцировочный осмотр сооружения и по его результатам определить предварительный объем контроля. Определение объема контроля должно завершаться составлением алгоритма контроля, определяющего последовательность действий исполнителей и использования средств контроля, необходимых и достаточных для проведения обследования.
Информация о работе Паспортизация и техническая эксплуатация причальных сооружений