Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа
В настоящее время роль тоннелей очень велика. Тоннели на путях сообщений служат для преодоления различных препятствий или для развития линии под землей с использованием ограниченного уклона. Применение транспортных тоннелей (железнодорожных, автодорожных, судоходных, пешеходных тоннелей, метрополитенов) позволяет преодолевать значительные препятствия (горные массивы, воду), сокращать длину трассы, увеличивать безопасность движения. Применение метрополитенов в городах позволяет снизить интенсивность наземного транспорта.
Введение
Геологические условия, план и трасса тоннеля.
Проектирование тоннельных конструкций.
Габариты и поперечное сечение тоннеля
Обделка первого типа
Обделка второго типа
Притоннельные сооружения
Конструкции порталов
Конструкции камер и ниш
Статический расчет тоннельной обделки
Оглавление
Введение
Введение
Тоннелем называют горизонтальное или наклонное подземное искусственное сооружение, имеющее значительную протяженность по сравнению с поперечным сечением и предназначенное для транспортных целей, пропуска воды, прокладки городских коммунальных сетей или размещения производственных предприятий.
В настоящее время роль тоннелей очень велика. Тоннели на путях сообщений служат для преодоления различных препятствий или для развития линии под землей с использованием ограниченного уклона. Применение транспортных тоннелей (железнодорожных, автодорожных, судоходных, пешеходных тоннелей, метрополитенов) позволяет преодолевать значительные препятствия (горные массивы, воду), сокращать длину трассы, увеличивать безопасность движения. Применение метрополитенов в городах позволяет снизить интенсивность наземного транспорта.
Сооружение тоннеля дорогостоящее, трудоёмкое и продолжительное мероприятие. Для сведения к минимуму сроков строительства и стоимости тоннеля, а так же снижения трудоёмкости в настоящее время необходимо стремиться к максимальной комплексной механизации проходческих работ. Применение современных технологий и конструкций позволяет не только увеличить скорость проходки, уменьшить стоимость и снизить трудоёмкость, но и расширить возможный диапазон применения тоннелей – в слабых и сильно трещиноватых грунтах, в условиях вечной мерзлоты, позволяет сооружать тоннели под водой и сильно обводненных грунтах.
При
проектировании поперечного сечения,
продольного профиля и плана
автодорожного тоннеля
Проектируемый автодорожный тоннель имеет четыре полосы движения с шириной проезжей части 17000мм, с двумя служебными проходами 2×750мм.
Общая длина тоннеля равна 1200м. При такой длине тоннель проектируем односкатным, т.к. известняк необводнен.
Для автодорожных тоннелей минимальный продольный уклон составляет 3 , а максимальный уклон не должен превышать 40 .
i = (515-505)/1200*1000=8,3 .
Таблица 1.1 – Характеристики грунтов
Наименование грунта | Плотность, т/м3 | Коэффициент, f | Кажущийся угол внутреннего трения, | Коэффициент упругого отпора, Ко кН/ м3 | Степень | |
Трещиноватости | Обводненности | |||||
|
2,7 | 5,6 | 73 | 1,4×106 | Средняя | Слабо обв. |
|
2,7 | 3,0 | 67 | 0,6×106 | Сильная | Необвод. |
Таблица 1.2 – Отметки точек
Точка | А | Б | В |
Отметка, м | 505 | 825 | 515 |
2. Проектирование тоннельных конструкций
Комплекс сооружений транспортного тоннеля включает собственно тоннель с нишами и камерами, сервисную штольню, дренажные камеры, порталы и шахтные стволы. В курсовом проекте основное внимание уделено проектированию самого тоннеля.
Основой для построения внутреннего очертания автодорожного тоннеля является габарит приближения строений заданный стандартом. Его вид с размерами показан на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Габарит Г приближения строений.
Согласно требованиям норм необходимо:
-
Во въездной зоне тоннеля
-
Через каждые 750м – местные
уширения с площадками для
аварийной остановки
- В автодорожных тоннелях на протяжении не менее 100м от портала необходимо применять осветленные асфальтобетонные дорожные покрытия, белую плитку для облицовки или белую окраску стен на высоту не менее 1,4м от уровня служебного прохода, либо другие технические решения обеспечивающие адаптацию зрения водителей. Наружные углы ниш и камер должны быть окрашены флуоресцирующей краской на высоту не менее 0,5м. Для облицовки лобовой поверхности порталов и подпорных стен должны применяться материалы темного цвета.
Поперечное
сечение тоннеля имеет
В проекте предусмотрено два типа обделок. В обоих случаях используется бетон класса В 30 согласно указаниям [1]. Такое решение принято в связи с недостаточной крепостью грунтов на этом участке и большим сечением выработки.
Проектные
марки бетона по морозостойкости
и водонепроницаемости
Согласно табл. 3.3 [1] проектные марки бетона:
- F300 по морозостойкости;
- W12 по водонепроницаемости.
Таблица 2.1 – Классы и расчетные характеристики используемых бетонов
1. Класс по прочности на сжатие | В 30 |
2.
Бетон, расчетное Осевому сжатию Rв Осевому растяжению Rвt |
17 1,2 |
3. Бетон,
расчетное сопротивление для
предельных состояний второй
группы, МПа:
Осевому сжатию Rв,ser Осевому растяжению Rвt,ser |
22,0 1,80 |
4.
Набрызгбетон, расчетные сопротивления
осевому сжатию Rв
в конструкциях, МПа:
армированных неармированных |
16,4 14,5 |
5.
Набрызгбетон, расчетные сопротивления
осевому растяжению Rвt
в конструкциях, МПа:
армированных неармированных |
1,4 1,2 |
6. Бетон,
начальные модули упругости |
32,5 |
7. Набрызгбетон, начальные модули упругости при сжатии и растяжении Eв • 10-3, МПа | 27 |
Задача проектирования тоннельной обделки заключается в выборе типа и материала конструкции, а также в установлении их внутреннего и наружного очертания.
Внутреннее
очертание проектируем так, чтобы
удовлетворять условию
- для грунта №1 (f=5.6): в замке 550мм, в условной пяте свода 935мм, в стене – 770мм, в уровне образа фундамента – 1165мм, обратный свод имеет толщину 400см. Заблаговременно необходимо предусмотреть пространство для вентиляционных каналов и для водоотвода.
- для грунта №2 (f=3,0): в замке 750мм, в условной пяте свода 1350мм, в стене –1125мм, в уровне обреза фундамента – 1487мм, обратный свод имеет толщину 600см.
Переход от тоннеля в предпортальной выемке осуществляется при помощи портала для обеспечения устойчивости лобового и боковых откосов выемки, отвода воды с лобового откоса и архитектурного оформления входа в тоннель. В данном проекте выбран прямой портал с выносной искусственной засыпкой. Место расположения портала назначается исходя из минимальных нарушений естественного равновесия горных склонов. Для слабых грунтов (западный портал) глубина предпортальной выемки достигает 12-15 м для скальных (восточный портал) 15-20 м.
Для устройства портала предусмотрена срезка и укрепление лобового откоса. Торцевая стена связывается с первым кольцом обделки с помощью отрезков прокатных профилей и опирается на боковые откосы выемки. Уклон откосов 1: для западного портала выбран по причине достаточной устойчивости грунтов в этом месте.
В верхней части лобовой стенки устраивают парапет с козырьком, возвышающийся не менее чем на 2 м над верхом головного звена обделки. Между задней гранью парапета и горным склоном оставлено пространство шириной не менее 1,5 м, заполняемое амортизирующей засыпкой из песка и крупнообломочных материалов (высотой не менее 1,5 м) для смягчения ударов падающих камней. По верху засыпки устраивается водоотводной лоток с уклоном 2 ‰ в обе стороны от оси тоннеля, по которому вода сбрасывается в кюветы подходной выемки.
Согласно действующим нормам в проектируемом тоннеле необходимо устройство камер и ниш.
Камеры служат для укрытия людей, хранения материалов и размещения эксплуатационного оборудования. Их располагают в шахматном порядке по обеим сторонам тоннеля через 300 м.
Ниши также служат для укрытия людей и расположения в них различного эксплуатационного оборудования. Они несколько меньше по размерам, чем камеры и располагаются в шахматном порядке между ними через каждые 60 м.
Таблица 2.3 – Размеры камер и ниш
Размеры, мм | ширина | высота | глубина |
Камеры | 2000 | 2500 | 2000 |
Ниши | 2000 | 2500 | 500 |
При расчете обделки на основное сочетание нагрузок в расчете учитываются все вертикальные нагрузки, действующие на обделку (горное давление, собственный вес, и в обводненных грунтах – гидростатическое давление).
Расчет необходимо выполнять на самые неблагоприятные сочетания нагрузок с учетом требований [3]. В курсовом проекте расчет выполнен на основное сочетание, состоящее из постоянных нагрузок. Поэтому коэффициент сочетания в расчет не включен.
Коэффициент надежности по ответственности для тоннельных обделок принимают
γh = 1, как для сооружений первого повышенного уровня ответственности.
При выполнении данного курсового проекта в основное сочетание нагрузок включены нагрузки от горного давления – вертикальная и горизонтальная, вычисленные по гипотезе сводообразования Протодьяконова, а также от собственного веса верхней половины конструкции обделки, вычисленного по проектным размерам и плотности материала. Вертикальные нагрузки принимаются равномерно распределенными. А горизонтальная нагрузка от горного давления распределена линейно по высоте обделки.