Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 03:29, курсовая работа
Исходные данные: полезная сила, передаваемая лентой транспортера
Р = 24 кН, скорость ленты V = 0,8 м/с, диаметр приводного барабана D = 320 мм, режим работы – средний нормальный, время работы передачи - tx = 10000 ч, коническая передача – с круговыми зубьями, цилиндрическая передача – с косыми зубьями, нагрузка реверсивная.
По табл. 9.18 [10,с.402]. Х=0,4; Y=1,947
Эквивалентная нагрузка в опоре D [10,с.212]:
РD = (X · V · FrD + Y · FaD) · Кб · Кт = 21 916 Н
Расчетная долговечность:
Такой же подшипник установлен и в менее нагруженной опоре С.
4.7.3 Тихоходный вал
Осевая сила на валу F111 = Fа4 = 7725 Н и направлена к опоре Е
Определяем параметр [9,с.9] l = L / dn = (159+74)/90=2,6<10
Где L – расстояние между опорами L = L4 + L5
dn - внутренний диаметр подшипника.
Для валов малой жесткости l > 10 рекомендуется использовать двухрядные сферические шарико- и роликоподшипники [9,с.9] . Считаем , что осевая сила воспринимается более нагруженным подшипником, тогда [9,с.9]
f = Fа4 / Fr = Fа111 / FrЕ = 7725/20220=0,35<0,35
Где Fr – радиальная нагрузка на наиболее нагруженный подшипник.
Со = 300000
Составляем отношение
Fа / Со = 0,0746
и определяем параметр осевого нагружения
[9, с.14]
е = 0,518 · (Fа /Со ) 0,24 = 0,278
Сравниваем f и е
Эквивалентная нагрузка в опоре Е
РЕ = (X · V · FrE +Y · FaE ) · Кб · Кт = 30000 Н
Определяем расчетную долговечность:
4.8 Уточненный расчет валов
Расчет вала на усталостную
прочность заключается в
S = Ss · St / (Ss2+St2)1/2 ³ [S]
где [S] - допускаемый коэффициент запаса прочности, рекомендуется принимать [S] =2,5;
Ss и St - коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям.
4.8.1 Быстроходный вал
Значения Ss и St определяются по формулам [9,с. 20]
Ss = s-1 / (sа · КsD / KCs + ys sm),
St = t-1 / (ta · KtD / KCt + yt tm)
Где s-1 , t-1 - пределы выносливости стали при изгибе и кручении,
KCs , KCt - коэффициенты долговечности,
ys yt - коэффициенты ассиметрии циклов;
sа и ta – амплитудные, sm tm - средние значения нормальных и касательных напряжений;
КsD KtD - приведенные эффективные коэффициенты концентрации напряжений в детали. Предел выносливости зависит от предела прочности материала вала
sВ и определяется по формулам [9,с.20]:
s-1 = 0,43 · sВ - для углеродистых сталей;
s-1 = 0,35 · sВ + 100 - для легированных сталей;
t-1 = 0,58 · s-1.
Материал быстроходного вала сталь 40ХН ГОСТ 4543-71
s-1 = 0,35 · sВ +100= 422 МПа
t-1 = 0,58 · s-1 = 245 МПа
Коэффициенты КsD и KtD равны [7,с.20]:
КsD = ( Кs / es + b - 1 )/bу , KtD = (Kt / et + b - 1 )/bу ,
Где Кs и Kt - эффективные коэффициенты концентрации напряжений,
es и es - масштабные факторы, b - фактор шероховатости,
bу - коэффициент , учитывающий поверхностное упрочнение вала. Фактор шероховатости зависит от способа обработки поверхности вала и прочности материала вала [9,с.20]
b = 0,97 – 1,5 · 10-4 (sВ – 400) - для шлифованной поверхности,
b = 0,96 – 2,5 · 10-4 (sВ – 400) - при чистовой обточке,
b = 0,9 – 3 · 10-4 (sВ – 400) - при грубой обточке.
Для быстроходного вала ( чистовая обработка )
b = 0,96 – 2,5 · 10-4 (sВ – 400) = 0,83.
При отсутствии упрочнения поверхности вала принимают bу =1, иначе – по табл. 4 [9,с.21]. Опасным сечением для быстроходного вала является сечение под опорой В, где действует максимальный изгибающий момент
Концентратом напряжений в данном сечении является запрессовка подшипника. Для оценки концентрации напряжений в местах установки на валу деталей с натягом используют отношение Кs / es и Kt / et = 0,4 + 0,6 · Кs / es.
Для быстроходного вала при dп=45 и σв=920 МПа
Кs / es = 4,36 по табл. 12.18 [1,с.215].
Kt / et = 0,4 + 0,6 · Кs / es =0,4 +0,6 · 4,36=3,02
Определяем коэффициенты КsD и KtD
КsD = ( Кs / es + b - 1 )/bу=(4,36 + 0,83 - 1)=4,19
KtD = (Kt / et + b - 1 )/bу=( 3,02 + 0,83 -1)=2,85
ys = 0,02 · (1 + 0,01 sВ )=0,02 + (1 + 0,01 · 920)=0,2
yt = 0,5 ys =0,5 · 0,2=0,01
При определении амплитудных и средних значений напряжений цикла при изгибе учитывают его симметричный характер.
sа = Ми max · 103 / WХ = 263 · 103 / 16334 = 16 МПа
Где WХ – осевой момент сопротивления сечения вала в мм3
WХ = p · dn3 /32 = 3,14 · 553 / 32 = 16334 мм3
Среднее напряжение цикла нормальных напряжений при наличии осевой нагрузки Fа
sм = 4 · Fа /p · dn2 = 4 · 4300 /3,14 ·552 = 1,81 МПа
Для касательных напряжений более характерным является отнулевой цикл, что позволяет принять
tа = tм = 500 · Т1 / Wr = 500 · 283 / 32668 = 4,3 МПа
где Wr - полярный момент сопротивления в мм3,
Wr = p · dn3 /16 = 16334 · 2 = 32 668
Где mf = 6 при НВ £ 350 и mf = 9 при НВ > 350.
NFE - эквивалентное число циклов напряжений, определяемое по формуле
NFE = Nå · КFE [9 ,с.23].
Принимаем для быстроходного вала
mf = 9 [Сталь 40ХН, термообработка – улучшение),
Nå = 5,84 · 108 [7,с.20]
КFE = 0,06 [7,табл. 3],
NFE = Nå · КFE = 3,5 · 107
При NFE > 4 · 106 принимают KCs = KCt = 1.
Определяем значения Ss и St
Ss = 8,574
St = 39
Определяем коэффициент запаса прочности:
Большой коэффициент запаса прочности получился потому, что пришлось увеличивать диаметр выходного участка вала для соединения с электродвигателем стандартной муфтой.
Материал промежуточного вала определяется материалом цилиндрической шестерни (вал – шестерня)
Наиболее опасными по нагружению являются сечения под шестерней тихоходной передачи и под колесом конической передачи (см. рис. 6)
Вычисление запасов прочности промежуточного вала полностью аналогичны вычислениям быстроходной ступени:
МИMAX = 1425 Н·м Т11= 955 Н·м
WХ = p · dn3 /32 = 3,14 · 703 / 32 = 33674 мм3
Wr = p · dn3 /16 = 16334 · 2 = 67 348 мм3
sа = Ми max · 103 / WХ = 1425 · 103 / 33674 = 42,3 МПа
sм = 4 · Fа /p · dn2 = 4 · 1530 /3,14 ·702 = 0,4 МПа
tа = tм = 500 · Т1 / Wr = 500 · 955 / 67348 = 7,1 МПа
Ss = 2,3
St = 19,4
Определяем коэффициент запаса прочности:
4.8.3 Тихоходный вал
Материал тихоходного вала выбираем сталь 45 ГОСТ 1050-88
Определяем пределы выносливости стали:
sВ =780 МПа
s-1 = 0,43 · sВ =0,43 х 780=335,4 МПа - для углеродистых сталей;
t-1 = 0,58 · s-1.=0,58 х 335,4=194,5 МПа
Наиболее опасным сечением по нагружению является сечение под опорой Е, здесь действует максимальный изгибающий момент и крутящий момент. Концентратом напряжений в данном сечении является напрессовка подшипника.
Определяем отношение Ks / es =3,89
Kt /et = 0,4 + 0,6 · Ks /es=0,4 + 0,6 ∙ 3,89=2,73
Фактор шероховатости
b = 0,96 – 0,25 · 10-4 · (sB - 400) =0,96 – 0,25 · 104 (780-400)= 0,95
Определяем коэффициенты KCs и K Ct
K Cs = (Ks / es + b - 1) / by =(3,89 + 0,95 –1 )= 3,84
K Ct = (K t / e t + b - 1) / by =(2,73 + 0,95 –1 )=2,68
Коэффициенты асимметрии цикла
Ys = 0,02 · (1 + 0,01 · sB) =0,02 ∙ (1 + 0,01 х 780)= 0,18
Yt = 0,5 · Ys =0,5 · 0,18= 0,09
Амплитудные напряжения цикла
sa = M и · 103 / WХ=1513 · 103 / 130,7 = 18,3 МПа
WХ = p · dп 3/ 32 =3,14 · 1103 / 32 = 130700 мм3
Средние напряжения цикла нормальных и касательных напряжений
sm = 4 · Fa111 / p · d 32 =4 · 7725 /3,14 · 1102= 0,7 МПа
tа = tm = 500 · Т 111 / W r =500 · 4152 / 260000 = 7,6 МПа
Wr = p · dп 3/ 16 =3,14 · 1103 /16 = 260000
Коэффициенты долговечности
mF = 6 (Сталь 45, термообработка – улучшение );
NS = 4,63 · 107 [ 7, c. 20 ];
KFE = 0,06 [ 7, таб.3 ];
NFE = NS · KFE = 4,63 · 107 · 0,06 = 2,78 · 106
Определяем значения Ss и St .
Ss = s-1 / (sа· KsD / K Cs + Ys · sm)=335,4 / (18,3 · 3,84/ 1,06 + 0,18 · 0,7) = 5,65
St = t-1 / (tа · KtD / K Ct + Yt · tm)=194,5 / (7,6 ∙ 2,68 / 1,06 + 0,09 · 8,82) = 14,5
5. Смазка редуктора
Смазочные материалы в машинах применяют с целью уменьшения интенсивности изнашивания, снижения сил трения, отвода от трущихся поверхностей теплоты и продуктов изнашивания, а также для предохранения деталей от коррозии. Снижение сил трения благодаря смазке обеспечивает повышение КПД машин. Кроме того, большая стабильность коэффициента трения и демпфирующие свойства слоя смазочного материала между взаимодействующими поверхностями способствуют снижению динамических нагрузок, увеличению плавности и точности работы машин.
В редукторах общего назначения обычно применяется комбинированное смазывание. Одно или несколько зубчатых колёс смазываются погружением в ванну с жидким смазочным материалом в нижней части корпуса редуктора (картере) (рисунок 9), а остальные узлы и детали, в том числе подшипники качения, смазываются за счёт разбрызгивания масла погруженными колёсами и циркуляции внутри корпуса образовавшегося масляного тумана. По времени – это непрерывное смазывание.
В двухступенчатых коническо–
Заливают масло через отверстия, закрываемые пробками.
Слив масла осуществляют через отверстия, расположенные в средней плоскости редуктора со стороны тихоходного вала. Здесь следует предусмотреть уклон дна редуктора порядка 1 : 100 – 1 : 200.
Сливные отверстия закрывают пробками с конической трубной резьбой, не требующей обработки торца и надёжно уплотняющими без прокладок.
Перед началом работы редуктор заливают маслом выше уровня нормы на 5 – 15 мм. Контролируют уровень масла жезловыми маслоуказателями.
Для смазки подшипников выбираем солидол УС – 2 ГОСТ 1033 – 73
Для смазки передач используем масло ВНИИ НП-403 ГОСТ 16728-78
Для защиты подшипников от внешней среды и удержания смазки в опорных узлах служат уплотнительные кольца.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Расчет и проектирование коническо-цилиндрического редуктора