Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа
Строительная полоса сооружения линейной части магистрального газопровода представляет собой линейно-протяженную строительную площадку, в пределах которой передвижными механизированными производственными подразделениями - колоннами, бригадами, звеньями - выполняется весь комплекс строительства трубопровода, в том числе:
• основные - строительные, строительно-монтажные и специальные строительные работы (СМР);
• вспомогательные - погрузка, транспортировка и разгрузка труб, изоляционных, сварочных и других материалов, оборудования, машин, механизмов, конструкций, изделий, деталей и др., обеспечивающих бесперебойное производство СМР;
4.1. Открытый (траншейный) способ строительства переходов в защитном кожухе под автомобильными дорогами включает в себя различные способы организации работ, которые, в основном, сводятся к трем:
- прокладке защитных кожухов с временным перекрытием движения транспорта по дороге (без устройства объезда или проезда);
- прокладке защитных кожухов в два этапа с перекрытием движения транспорта на половине ширины дороги;
- прокладке защитных кожухов без нарушения интенсивности движения транспорта (с устройством объезда или проезда).
4.2. Прежде чем приступить к выполнению работ по прокладке защитного кожуха открытым способом с устройством объезда необходимо:
- выбрать и обустроить объездную дорогу или проезд, по которым будет осуществляться движение транспорта;
- установить ограждения, препятствующие движению транспорта и посторонних лиц на участке производства работ;
- установить предупреждающие, запрещающие и предписывающие дорожные знаки, а также световые сигналы, видимые днем и ночью, которые запрещают движение транспорта на перекрытом участке дороги. Места установки всех знаков необходимо согласовать с ГАИ;
- нанести в натуре границы разработки дорожной насыпи и рытья траншеи;
- уточнить места расположения подземных коммуникаций совместно с представителями организаций, ведающих этими коммуникациями.
4.3. После проведения указанных мероприятий (см. п.4.2) необходимо нанести в натуре границы разборки дорожных покрытий и разрытия насыпи, а также траншей за ее пределами.
4.4. Прокладка защитного кожуха открытым способом с временным перекрытием движения транспорта по дороге возможна при пересечении газопроводом автомобильных дорог III-V категорий, имеющих малую интенсивность движения и верхние дорожные покрытия низких типов.
4.5. Строительство объездной дороги для временного движения автотранспорта выполняют в пределах границ полосы, отведенной для дороги.
4.6. Сооружение объездной дороги рекомендуется поручить бригаде, выполняющей работы по инженерной подготовке трассы для газопровода.
4.7. Необходимо приступить к геодезической разбивке трассы, установить границы траншеи с выносом ее оси и привязкой к постоянным ориентирам, разборке дорожных покрытий, разметке границы, разрытия насыпи и траншеи за ее пределами.
4.8. Границы разрытия насыпи и траншеи закрепляют обносками, на которых укрепляют планки, показывающие крутизну откосов. Столбы обносок закапывают в грунт на глубину не менее 0,7 м и не ближе 0,7 м от края выемки или траншеи.
4.9. Дорожные покрытия разбирают на ширину, превышающую ширину разрытия насыпи при асфальтовом покрытии на 0,2 м (или 0,1 м на сторону), при булыжном или брусчатом покрытиях - на 0,6 м (или 0,3 м на сторону). Разборку дорожных покрытий допускается вести по линии границы разработки насыпи. Материалы от разобранных дорожных покрытий складывают в специально отведенных местах на сооружаемом переходе.
4.10. Разработку траншеи на участке перехода и раскапывание насыпи можно производить одноковшовыми экскаваторами и бульдозерами.
4.11. Ширина траншеи для защитных кожухов, укладываемых открытым способом, определяется в соответствии с требованиями СНиП-3.02-01-87 "Земляные сооружения. Основания и фундаменты".
Наименьшая ширина по дну траншей с вертикальными стенками без учета их крепи при укладке газопровода:
- плетями или отдельными секциями при наружном диаметре Dн труб (включая изоляцию) более 0,7 м составляет 1,5 Dн;
- отдельными трубами при наружном диаметре Dн (включая изоляцию) от 1,6 до 3,5 м равна Dн + 1,4 м.
4.12. Профиль траншеи ниже подошвы насыпи зависит от гидрогеологических условий и может иметь прямоугольную, трапециевидную или смешанную форму. В устойчивых грунтах нормальной влажности допускается рытье траншей с вертикальными стенками без крепления на следующую глубину:
- в насыпных песчаных и гравелистых грунтах - до 1 м;
- в супесчаных и суглинистых грунтах - до 1,25 м;
- в глинистых грунтах - до 1,5 м.
При рытье траншей с вертикальными стенками, глубина которых больше приведенных выше, целесообразно вместо крепления стенок траншей сделать их профиль трапециевидным.
4.13. Для крепления стенок траншей в грунтах повышенной влажности рекомендуются виды крепи указанные в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Грунтовые условия |
Виды крепи траншей глубиной, м | |
до 3 |
от 3 до 5 | |
Грунты оптимальной влажности, за исключением сыпучих |
Горизонтальная с прозором в одну доску |
Сплошная горизонтальная |
Грунты повышенной влажности и сыпучие |
Сплошная горизонтальная или вертикальная | |
Грунты всех видов при сильном притоке грунтовых вод |
Шпунтовая в пределах уровня грунтовых вод до глубины на 0,5-0,7 м ниже проектной отметки |
Кроме распорной крепи возможно применение анкерного типа.
4.14. Горизонтальная крепь изготавливается из деревянных досок толщиной 40-70 мм, длиной 4500-6500 мм и распорок диаметром 100-180 мм. При установке досок с прозором расстояние между смежными досками равно ширине доски (250-300 мм). При сплошном креплении доски располагают вплотную с минимальным прозором.
4.15. Для крепления котлованов и траншей глубиной до 3 м горизонтальной крепью необходимо:
- в грунтах оптимальной влажности (кроме песчаных) применять доски толщиной не менее 40 мм, а в песчаных грунтах или в грунтах повышенной влажности - не менее 50 мм, закладывая их за вертикальные стойки вплотную к грунту с закреплением распорками;
- стойки крепи устанавливать не реже чем 1,5 м;
- распорки крепи размещать на расстоянии одна от одной по вертикали не более 1 м, при этом под концами распорок (сверху и снизу) прибивать бобышки;
- верхние доски крепи должны выступать над бровками траншеи не менее чем на 15 см.
4.16. Горизонтальная деревянная крепь возводится на месте при производстве земляных работ.
Для экономии лесоматериалов и уменьшения затрат ручного труда применяют горизонтальные инвентарные крепи, состоящие из металлических распорных рам и закладных щитов, изготовленных из листовой волнистой стали или дерева.
4.17. Шпунтовые крепи устраивают в соответствии с проектом из деревянных шпунтовых досок (брусьев) толщиной 50 мм, а также из металлического плоского шпунта (ГОСТ 4781-55) или корытного (ГОСТ 4181-55).
Крепь из шпунта забивают в грунт на всю глубину сразу или с постепенной осадкой по мере разработки грунта. На небольшую глубину шпунт целесообразно погружать вибромолотами или вибронагружателями. Для подъема шпунта и погружных механизмов следует использовать автомобильные краны или пневмоколесные краны.
4.18. При наличии грунтовых вод на участке строительства перехода грунт следует осушить методом открытого водоотлива или способом закрытого понижения уровня грунтовых вод.
4.19. При закрытом способе понижения уровня грунтовых вод используются иглофильтры и водопонижающие установки. Для осушения мелкозернистых грунтов (пылеватых и глинистых песков, супесей, легких суглинков, илов и лессов) целесообразно применять одноярусную двухрядную установку типа УВВ-2.
Способ закрытого водопонижения имеет преимущества перед методом открытого водоотлива; во-первых, исключается необходимость применения сложных видов крепи; во-вторых, создаются условия для рытья траншей механизированным способом - одноковшовыми экскаваторами.
4.20. Стальные кожухи, устанавливаемые открытым способом, обычно сваривают из отдельных труб непосредственно на площадках строительства переходов, на берме рядом с траншеями, в которые они должны быть уложены.
4.21. После сварки стыки зачищаются стальными щетками и все они подвергаются контролю физическими методами.
Если защитный кожух изготовлен из изолированных труб, то после контроля стыков на них наносят изоляционное покрытие усиленного типа из полимерных лент.
При использовании неизолированных труб после сварки защитного кожуха и контроля стыков его покрывают изоляционным покрытием усиленного типа.
4.22. В траншею с незакрепленными стенками защитный кожух укладывают при помощи кранов - трубоукладчиков соответствующей грузоподъемности.
4.23. Укладку защитного кожуха, покрытого изоляцией, осуществляют с использованием мягких полотенец.
4.24. В траншею с крепленными стенками защитный кожух укладывают путем проталкивания кранами - трубоукладчиками вдоль траншей под нижними распорками крепи.
4.25. Защитный кожух, уложенный на дно траншеи, засыпается в пределах насыпи дороги грунтом с послойным трамбованием. Толщина одного слоя засыпки составляет 0,25 - 0,3 м.
Для послойного трамбования грунта применяют пневматические трамбовки. Трамбование каждого слоя необходимо осуществлять до тех пор, пока степень уплотнения его не станет равной или большей плотности грунта дорожной насыпи. Засыпку защитного кожуха сначала осуществляют в пределах насыпи дороги, а затем по всей его длине.
Чтобы предотвратить повреждения изоляционного покрытия кожуха, выполняют предварительную присыпку его мелкозернистым грунтом. Присыпка должна вестись одновременно с двух сторон, чтобы устранить возможный сдвиг защитного кожуха с оси газопровода. Присыпка ведется с трамбовкой грунта в пазухах во избежание овализации кожуха.
Одновременно с засыпкой защитного кожуха производят разборку крепи траншеи в направлении снизу вверх. При этом количество одновременно удаляемых закладных досок по высоте не должно превышать трех для плотных грунтов и одной доски при сыпучих или неустойчивых грунтах. При удалении досок переставляют распорки, причем нижние распорки вынимают только после установки над ними новых.
4.26. Разборка крепи выполняется только в присутствии мастера или прораба.
4.27. Эффективность уплотнения грунтов зависит от их влажности. Оптимальная влажность грунтов находится в следующих пределах:
Влажность грунта, %
Песчаный грунт 8-12
Супесчаный -"- 9-15
Пылеватый -"- 16-22
Суглинистый -"- 12-15
Тяжелый суглинок 16-20
Пылеватый суглинок 18-20
Глина 19-23.
При необходимости грунты следует увлажнять перед их трамбованием.
4.28. После засыпки кожуха и восстановления насыпи дороги восстанавливают покрытия. Насыпи дорог без покрытий трамбуют гусеницами тракторов или трубоукладчиков.
При этом следует учитывать возможную осадку грунта в процессе эксплуатации дороги и необходимо насыпать верхний слой несколько выше полотна дороги. Величина осадки зависит от вида грунта и способов засыпки или возведения насыпи (табл. 4.2).
Таблица 4.2.
Величина осадки насыпи в зависимости от вида грунта
Осадка насыпей высотой (до 4 м) при засыпке машинами, % | ||
Грунт |
бульдозерами, автомобилями, самосвалами |
одноковшовыми экскаваторами, траншеезасыпателями |
Песок мелкий |
3 |
4 |
Песок крупный |
4 |
6 |
Супесь, легкий суглинок |
4 |
6 |
Тяжелый суглинок |
8 |
10 |
Глина |
9 |
10 |
4.29. Прокладка защитного кожуха в два этапа с перекрытием движения транспорта на половине ширины дороги возможна при пересечении газопроводом автомобильных дорог III и IV категории с шириной полотна не менее 6 м и высотой насыпи до 2 м.
4.30. Прокладываемый защитный кожух состоит из двух секций, примерно равных половине его общей длины.
4.31. Проезжую часть дороги делят на две зоны:
На первой зоне перекрывают движение транспорта и производят работы, а по второй открывают двухстороннее движение. Перед началом работ проводят мероприятия по установке предупреждающих, запрещающих и предписывающих знаков.
4.32. На закрытой для движения транспорта зоне дороги последовательно выполняют следующие работы:
- разборку верхнего покрытия;
- разрытие насыпи и рытье траншеи;
- крепление стенок траншеи и особенно тщательно ее торца, примыкающего к насыпи дороги, по которой осуществляется движение транспорта;
Информация о работе Свод правил сооружения магистральных газопроводов