Административная ответственность перевозчика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 07:37, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение наиболее актуальных нарушений перевозчиком таможенных правил, развитие их проблематики на базе судебной практики.
Основные задачи:
1.Оценить, как в таможенном и административном праве оценивается предоставление перевозчиком недостоверных сведений о грузе.
2.Определить последствия недоставки груза перевозчиком.
Учитывая актуальность, остроту, комплексность проблемы ответственности перевозчиков за нарушение таможенных правил, я и решил затронуть ее в настоящей работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОМУ ОРГАНУ НЕ ДОСТАВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ 5
1.1 Таможенные правила, предъявляемые к перевозчику при организации международных перевозок. 5
1.2 Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом. 7
1.3 Установление вины перевозчика при привлечении его к административной ответственности. 8
Глава 2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА НЕДОСТАВКУ ГРУЗА. 19
2.1.Ответственность и обязательства перевозчика перед таможенными органами за недоставку груза. 19
2.2 Особенности привлечения к ответственности перевозчика при повреждении таможенной пломбы. 23
2.3 Особенности привлечения к ответственности перевозчика если таможенной пломба не повреждена. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.17 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОМУ ОРГАНУ НЕ ДОСТАВЕРНЫХ  СВЕДЕНИЙ 5

1.1 Таможенные правила, предъявляемые  к перевозчику при организации  международных перевозок. 5

1.2 Отношения, связанные с международной  перевозкой грузов автомобильным  транспортом. 7

1.3 Установление вины перевозчика  при привлечении его к административной  ответственности. 8

Глава 2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ  К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА  ЗА НЕДОСТАВКУ ГРУЗА. 19

2.1.Ответственность  и обязательства перевозчика  перед таможенными органами за  недоставку груза. 19

2.2 Особенности  привлечения к ответственности  перевозчика при повреждении  таможенной пломбы. 23

2.3 Особенности  привлечения к ответственности  перевозчика если таможенной  пломба не повреждена. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Список использованных источников 29

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одна из особенностей международных  перевозок заключается в том, что собственно деятельность транспортных организаций в области международных автоперевозок (грузов, пассажиров, багажа) и многие другие вопросы регулируются одновременно нормами международного частного права, закрепленными в международных договорах (соглашениях), и национального законодательства (гражданского, административного и др.).

После введения в действие в 2010 г. Нового Таможенного Кодекса Таможенного Союза и по настоящее время в деятельности таможенных органов особенно актуально и остро стоит вопрос об административной ответственности перевозчиков за нарушение таможенных правил.

Актуальность этого вопроса  вызвана: во-первых, переложением львиной доли административной ответственности за нарушение таможенных правил законодателем на плечи перевозчика. Во-вторых, увеличившимся в последнее время грузопотоком через таможенную границу РФ. В-третьих, сильной конкуренцией на международном транспортном рынке.

Особенностью рассматриваемого вопроса является еще и наличие  международно-правовых норм, регулирующих и связанных с регулированием отношений в области международных перевозок. Эти нормы, содержащиеся в международных договорах с участием РФ, является в силу п.4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы России и имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Правильное разрешение вопросов, связанных с привлечением к ответственности за нарушения таможенного законодательства перевозчиков, возможно только при условии систематического толкования соответствующих норм внутригосударственного законодательства с учетом международно-правовых норм.

Основной целью данной работы является рассмотрение наиболее актуальных нарушений перевозчиком таможенных правил, развитие их проблематики на базе судебной практики.

Основные задачи:

1.Оценить, как в таможенном  и административном праве оценивается  предоставление перевозчиком недостоверных сведений о грузе.

2.Определить последствия недоставки груза перевозчиком.

Учитывая актуальность, остроту, комплексность проблемы ответственности перевозчиков за нарушение таможенных правил, я и решил затронуть ее в настоящей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОМУ ОРГАНУ НЕ ДОСТАВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ

1.1 Таможенные правила, предъявляемые к перевозчику при организации международных перевозок.

 

 При организации международных перевозок автотранспортные компании должны соблюдать не только частноправовые нормы в сфере транспорта, но и таможенные правила, в частности ст. 159 Таможенного кодекса ТС.

В соответствии с п. 1 ст. 158 ТК ТС при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

Например, применительно к документам и сведениям, которые должны содержаться в документах, представляемых автомобильным перевозчиком таможенному органу при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (п. 1 ст. 159 ТК ТС), административная ответственность установлена за заявление недостоверных сведений о документах на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; наименование и адрес перевозчика товаров; наименование страны отправления и страны назначения товаров; наименование и адрес отправителя и получателя товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

При международной  перевозке морским (речным) транспортом  перевозчик обязан сообщать таможенному органу сведения о наименовании, общем количестве и описании ввезенных им товаров, а также о количестве грузовых мест, об их маркировке и видах упаковки товаров (п. 2 ст. 159 ТК ТС). В данном случае административная ответственность установлена за сообщение недостоверных сведений о наименовании товаров, их весе и (или) объеме (а именно об общем количестве товаров), количестве грузовых мест и их маркировке.

Железнодорожный перевозчик может  быть привлечен к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о количестве и маркировке грузовых мест, наименовании товаров и весе брутто товаров (в килограммах).

При осуществлении международной  перевозки воздушным перевозчиком таможенному органу должны быть сообщены сведения о количестве мест по каждой грузовой накладной с указанием видов товаров (п. 3 ст. 159 ТК ТС)1.

Итак, обязанность сообщить сведения о количестве грузовых мест при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации возложена на перевозчика независимо от вида транспорта.

1.2 Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом.

 

В настоящее время особенно актуальны  вопросы привлечения перевозчика к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ при международной перевозке товаров автомобильным транспортом.

Согласно ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, административная ответственность перевозчика предусмотрена за сообщение недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, либо при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов.

Отношения, связанные с международной  перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются международными договорами, участником которых является Российская Федерация. При этом в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы международного права обладают приоритетом по отношению к национальному законодательству. Одним из таких международно-правовых документов в области автомобильных сообщений и перевозок является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г2.

Остановимся более подробно на проблеме установления вины перевозчика при привлечении его к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

1.3 Установление вины перевозчика при привлечении его к административной ответственности.

 

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Возможность для соблюдения правил и норм должна быть обеспечена правовыми  условиями, позволяющими исполнить  требования закона, а фактические обстоятельства должны позволять соблюсти соответствующие правила и нормы и не должны быть объективно непреодолимыми. Иными словами, нужно ответить на вопрос: существует ли у перевозчика возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность.

Анализируя правовое положение  и возможности перевозчика, обратимся к положениям КДПГ.

Согласно общему подходу, сформулированному  в данной Конвенции, все необходимые  для прохождения таможенного  контроля документы и сведения должен предоставить отправитель груза. Проверка правильности и полноты этих документов не входит в обязанности перевозчика (ст. 11 КДПГ).

Однако в силу п. 1 ст. 8 КДПГ обязанностью перевозчика является проверка точности записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнего состояния груза и его упаковки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение названной обязанности влечет только гражданско-правовую ответственность в рамках правоотношений, складывающихся между отправителем, перевозчиком и получателем.

Факт неисполнения или ненадлежащего  исполнения перевозчиком упомянутой обязанности  не является достаточным основанием для привлечения его к административной ответственности, но имеет принципиальное значение для установления вины перевозчика, а именно правовой возможности для исполнения таможенных обязанностей.

Более того, КДПГ не устанавливает  ни обязанности, ни самостоятельного права перевозчика на проверку достоверности перечисленных данных. Таким образом, у перевозчика отсутствуют достаточные правовые возможности для проверки указанных сведений. Это является причиной, по которой суды в некоторых случаях не усматривают состава (а именно субъективной стороны) правонарушения в действиях перевозчика по сообщению недостоверных сведений о весе товара3.

• По делу № А56-15086/2007 Арбитражный  суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской  области, отменив постановление  таможенного органа о привлечении общества к административной ответственности, указал: «Согласно ст. 8 и п. 2 ст. 9 КДПГ, при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку4.

Если перевозчик не имеет достаточной  возможности проверить правильность указанных записей и внешнее состояние груза, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.

Приведенными международными правовыми  нормами предусмотрен исчерпывающий  перечень сведений, которые перевозчик обязан проверить. Вес товара не отнесен  к сведениям, проверка точности которых  входит в обязанности перевозчика».

ФАС Северо-Западного округа, оставив  решение без изменения, в постановлении от 15.02.2008 указал, что с учетом отсутствия у водителя реальной технической возможности самостоятельно проверить вес товара дальнейшие действия перевозчика по проверке веса товара выходят за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, значимых для таможенных целей.

• Из постановления ФАС Северо-Западного  округа от 18.02.2008 по делу № А56-22382/2007 следует, что «согласно п. 1 и 2 ст. 8 КДПГ, при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность соответствующих записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.

Приведенными нормами вес товара не отнесен к сведениям, проверка точности которых входит в обязанности  перевозчика. Перевозчик обязан проверить  правильность ограниченных сведений о  товаре только в накладной, которая в соответствии с п. 28 ст. 11 ТК РФ относится к транспортным документам.

Правовые нормы не наделяют перевозчика  правом требования проверки веса товара. В силу п. 3 ст. 8 КДПГ право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения, имеет отправитель; он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик же может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную. Таким образом, в каждом конкретном случае действия перевозчика обусловлены соответствующим правом отправителя и реализацией этого права, возложение на перевозчика обязанности проверять вес товара является неправомерным».

ФАС Московского округа, оставив  без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы и постановление апелляционного суда по делу о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в постановлении от 14.01.2008 № КА-А40/13859-07 указал следующее.

Информация о работе Административная ответственность перевозчика