Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:37, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является оценка действующей системы контроля таможенной стоимости, выявление основных проблем на этапе таможенного оформления с момента заявления стоимости до ее принятия таможенным органом и предложение путей совершенствования применяемой таможенными органами системы контроля таможенной стоимости.
Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
рассмотрение нормативно - правовой базы, регламентирующей порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
изучение механизма контроля таможенной стоимости таможенными органами;
осуществление анализа деятельности Находкинской таможни и отдела контроля таможенной стоимости;
Введение
1. Сущность и порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
1.1 Таможенная оценка товаров как необходимое условие перемещения товаров через таможенную границу
1.2 Законодательная и нормативно-правовая база оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
1.3 Система контроля таможенной стоимости
2. Организация контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
2.1 Динамика и особенности ввоза товаров через Находкинскую таможню
2.2 Механизм контроля таможенной стоимости в Находкинской таможне
2.3 Оценка итогов контроля таможенной стоимости товаров в Находкинской таможне
3. Предложения по совершенствованию системы контроля таможенной стоимости
3.1 Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы контроля таможенной стоимости
3.2 Информационное обеспечение системы контроля таможенной стоимости товаров
Заключение
Список использованных источников
Уполномоченным должностным лицам таможенных постов необходимо придерживаться установленного порядка контроля таможенной стоимости и максимально обосновывать принимаемые решения с учетом правоприменительной практики и имеющихся методических рекомендаций во избежание отмены принятых решений в порядке ведомственного контроля или в судебном порядке.
Правовым отделам таможни следует более детально проводить анализ правоприменительной практики для выявления противоречий и пробелов в действующем законодательстве РФ, обобщение и анализ судебной практики; осуществлять информирование судов о правовой позиции таможенного органа по применению норм таможенного законодательства по таким направлениям деятельности таможни, как контроль таможенной стоимости товаров и правовое информирование должностных лиц ОКТС таможни при возникновении проблем в применении положений законодательства.
В целях обеспечения максимальной защиты интересов таможни при оспаривании в судебном порядке ее решений или действий со стороны участников ВЭД, в обязательном порядке к участию в судебных заседаниях должны привлекаться должностные лица ОКТС, что создаст соответствующие условия для изложения суду максимально возможных доводов в защиту интересов таможни. Также это даст возможность повышения квалификации и профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов.
Для сокращения числа обращений участников ВЭД в судебные органы с заявлениями об оспаривании решений, действий (бездействия) таможенных органов, связанных с корректировкой таможенной стоимости товаров и (или возвратом (зачетом) излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин налогов; оптимизации работы структурных подразделений таможенными органами должна проводиться работа, направленная урегулирование споров до рассмотрения судебного дела по существу и вынесения судебного решения. В порядке досудебного разбирательства по вопросам, связанным с корректировкой таможенной стоимости, должна организовываться оперативная работа по проверке деятельности участников ВЭД, достоверности представленных документов (проведение таможенных ревизий, оперативно-розыскных мероприятий и т.д.).
В целях обеспечения уполномоченных должностных лиц необходимой ценовой информацией ДВТУ целесообразно внести предложение по доработке программного продукта "Мониторинг-Анализ". Кроме того, необходимо налаживать сотрудничество с таможенными органами сопредельных государств в рамках обмена бланками таможенных деклараций, информацией о фактическом существовании и роде деятельности на их территории организаций, фигурирующих в документах, представленных для таможенного оформления - данное направление является самым многообещающим, позволяющим максимально повысить эффективность контроля таможенной стоимости.
Таким образом, практика работы Находкинской таможни показывает, что только комплексный подход к проблемным вопросам может повысить качество контроля таможенной стоимости и уровень соблюдения законности при принятии решений должностными лицами таможенных органов.
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы поставленная цель исследования была достигнута. А именно: произведен анализ нормативно-правовой базы регулирующей организацию контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств, изучена методика, используемая таможенными органами, при организации данного вида контроля; дана характеристика показателей деятельности Находкинской таможни и отдела контроля таможенной стоимости; выявлены актуальные проблемы, возникающие у таможенных органов с момента заявления стоимости участником ВЭД и до ее принятия уполномоченными должностными лицами; разработаны предложения по совершенствованию системы контроля таможенной стоимости и определены пути решения выявленных проблем.
Таможенная оценка является необходимым условием перемещения товаров через таможенную границу РФ. Но процедура определения и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, не должна выступать в качестве административного барьера, сдерживающего продвижение товаров. В связи с этим государство стремится к уменьшению таможенных формальностей в случаях, когда это может быть сделано без ущерба для эффективности таможенного контроля. Такой подход соответствует и международным правилам.
Приближение норм таможенного законодательства РФ к существующим международным нормам привело к значительному изменению системы таможенного контроля, в том числе и системы контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
На современной стадии развития экономики РФ основной задачей контроля таможенной стоимости стала необходимость принятия принципиального решения по формированию четкой концепции реализации и совершенствования таможенного законодательства в этой области. Основными факторами формирования такой концепции остаются мероприятия по предупреждению недостоверного заявления налогооблагаемой базы для взимания таможенных платежей, как основной составляющей доходной части федерального бюджета, и соответствию национального законодательства международным правовым нормам оценки товаров в таможенных целях, даже в ущерб деятельности таможенных органов по пресечению правонарушений, связанных с заявлением недостоверных сведений о стоимости перемещаемых через границу РФ товаров. В этой связи следует отметить, что если законодательная база приведена в соответствие с международными принципами, действующими в данной сфере, то вопрос о возможностях таможенного органа по проведению мероприятий по предупреждению недостоверного заявления и по доказательству факта занижения таможенной стоимости остается открытым.
Противостояние таможенных органов и участников ВЭД в борьбе за объективность и достоверность при определении и контроле таможенной стоимости находит решение в российских арбитражных судах. Это в полной мере прослеживается и в деятельности Находкинской таможни.
По результатам проведенного анализа показателей деятельности отдела контроля таможенной стоимости Находкинской таможни была выявлена общая тенденция увеличения количества корректировок таможенной стоимости, также при этом наблюдается значительное увеличение числа решений по таможенной стоимости, обжалуемых участниками ВЭД в судебных инстанциях. Таможенные органы, в большинстве случаев, проигрывают дела данной категории. Увеличение количества корректировок таможенной стоимости обусловлено ежегодным ростом товарооборота, а также усилением контроля таможенной стоимости. Тенденция увеличения числа решений обжалуемых участниками ВЭД в судах общей юрисдикции и арбитражных судах объясняется наличием целого ряда следующих причин: непонимание судьями сущности таможенного контроля и границ достаточности, предпринятых таможенным органом мер в части контроля таможенной стоимости; разночтение законодательной и нормативной базы, возникающие у судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции и у должностных лиц таможенных органов; нарушения установленного порядка контроля таможенной стоимости со стороны таможенных органов. Однако вследствие проведения ведомственного контроля и принятия мер по повышению законности принимаемых решений суммы возврата таможенных платежей снижаются.
Проблемам определения и контроля таможенной стоимости уделяется сегодня большое внимание как со стороны таможенных органов, так и со стороны участников ВЭД. При этом подходы к формированию, определению и, наконец, контролю таможенной стоимости у них совершенно разные. Это и очевидно, так как таможенная стоимость - основа начисления таможенных пошлин, налогов и сборов. Участники ВЭД, в свою очередь, не желая терять свою сверхприбыль, ищут всевозможные "пробелы" законодательства, идут на прямое его нарушение, для того чтобы как можно больше занизить фактическую стоимость сделки и уплатить, соответственно, наименьшую сумму таможенных платежей. Таможенные органы, со своей стороны, пытаются различными способами пресечь такие незаконные действия участников ВЭД.
Разрешить сложившуюся ситуацию не просто, но вполне реально. Для этого необходимо изменить соотношение распределения обязанностей при заявлении и контроле таможенной стоимости. Внедрить практику предварительного информирования таможенных органов о совершенных поставках в рамках взаимодействия с уполномоченными органами иностранных государств. В целях обеспечения соблюдения законности принятых судами решений не в пользу таможенного органа, по корректировке таможенной стоимости, необходимо вести конструктивный диалог по единообразному понимаю норм таможенного права. Также следует искать компромисс в построении принципов механизма взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.
В выпускной квалификационной работе предложены пути повышения эффективности контроля таможенной стоимости, основными направлениями являются:
внесение изменений в законодательную и нормативно-правовую базу с целью закрепления за декларантом обязанности по обоснованию и доказательству заявленной таможенной стоимости товара и предоставлению всех необходимых для принятия решения по таможенной стоимости документов;
проведение мероприятий по повышению квалификации уполномоченных должностных лиц таможенных органов для обеспечения законности принимаемых ими решений по таможенной стоимости, а также для обеспечения обоснованности данных решений;
организация тесного взаимодействия ОКТС с отделами, располагающими информацией, которая может повлиять на принятие решения по таможенной стоимости;
продолжение практики ведомственного контроля, организация оперативной работы в рамках досудебного разбирательства по вопросам, связанным с корректировкой таможенной стоимости, по проверке деятельности участников ВЭД, достоверности представленных документов. Привлечение к данным мероприятиям отдела таможенной инспекции, правоохранительных подразделений;
выявление и анализ разночтений правовых актов судом и таможенными органами и приведение к единому пониманию;
обеспечение уполномоченных должностных лиц таможенных органов необходимой ценовой информацией для целей проверки сведений, указанных в документах, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости, а также для корректировки таможенной стоимости в соответствии с очередностью методов определения таможенной стоимости;
совершенствование действующих профилей рисков в соответствии со с ценовыми особенностями страны происхождения товара.
Таким образом, практика работы Находкинской таможни показывает, что только комплексный подход к проблемным вопросам может повысить качество контроля таможенной стоимости и уровень соблюдения законности при принятии решений должностными лицами таможенных органов. Необходимо осуществлять мероприятия направленные на повышение эффективности контроля таможенной стоимости на всех уровнях системы одновременно, начиная с таможенных постов и заканчивая ФТС России. Данные мероприятия требуют волевых решений, финансовой поддержки и других вложений.
Приложение 1
Перечень документов и сведений, представляемых для помещения товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ, под выбранный таможенный режим (за исключением таможенного режима международного таможенного транзита)
а) документы, подтверждающие полномочия лиц на совершение таможенных операций;
б) грузовой таможенной декларации (ГТД);
в) документы, подтверждающие правоспособность лиц, сведения о которых указаны в таможенной декларации, по осуществлению деятельности на территории РФ;
г) документы, свидетельствующие о постановке лиц, сведения о которых указаны в таможенной декларации, на учет в налоговых органах;
д) декларация таможенной стоимости, за исключением случаев, когда правовыми актами не предусмотрено ее заполнение, документы, подтверждающие заявленные сведения по таможенной стоимости;
е) коммерческие документы;
ж) договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписка из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенного оформления;
з) паспорт сделки/паспорт бартерной сделки, либо иные документы, выдаваемые уполномоченным органом, подтверждающие особенности осуществления валютных операций;
и) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки со счетов; иные документы, подтверждающие совершение валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу РФ декларируемых товаров в случае, если указанные валютные операции совершены до дня подачи таможенной декларации;
Окончание прил. 1
к) документы, подтверждающие право на получение тарифных преференций или льготного налогообложения;
л) предварительные решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России, о происхождении товара из конкретной страны, если они имеются;
м) разрешения, лицензии, сертификаты, акты и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными органами;
н) платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей;
о) документы, подтверждающие внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
п) транспортные (перевозочные) документы;
р) предшествующая таможенная декларация (ГТД или иной документ, используемый в качестве таможенной декларации), если в отношении товаров изменяется (завершается) ранее выбранный таможенный режим;
с) иные документы и сведения, представление которых таможенным органам требуется в соответствии с законодательством РФ, а также которые лицо сочтет необходимым представить для целей помещения товаров под выбранный таможенный режим;
т) опись документов, прилагаемых к таможенной декларации.
Информация о работе Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров