Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является оценка действующей системы контроля таможенной стоимости, выявление основных проблем на этапе таможенного оформления с момента заявления стоимости до ее принятия таможенным органом и предложение путей совершенствования применяемой таможенными органами системы контроля таможенной стоимости.
Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
рассмотрение нормативно - правовой базы, регламентирующей порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
изучение механизма контроля таможенной стоимости таможенными органами;
осуществление анализа деятельности Находкинской таможни и отдела контроля таможенной стоимости;

Содержание работы

Введение
1. Сущность и порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
1.1 Таможенная оценка товаров как необходимое условие перемещения товаров через таможенную границу
1.2 Законодательная и нормативно-правовая база оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
1.3 Система контроля таможенной стоимости
2. Организация контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
2.1 Динамика и особенности ввоза товаров через Находкинскую таможню
2.2 Механизм контроля таможенной стоимости в Находкинской таможне
2.3 Оценка итогов контроля таможенной стоимости товаров в Находкинской таможне
3. Предложения по совершенствованию системы контроля таможенной стоимости
3.1 Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы контроля таможенной стоимости
3.2 Информационное обеспечение системы контроля таможенной стоимости товаров
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров.doc

— 934.50 Кб (Скачать файл)

6. Завершающим этапом проверки правильности определения таможенной стоимости является оценка достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием СУР. Такая оценка проводится путем сравнения заявленной декларантом таможенной стоимости с имеющейся в таможенных органах ценовой информацией.

Исходя из требований приказа ФТС России от 22.11.2006 г. № 1206 "Об утверждении инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ", таможенный орган обязан обеспечить выбор источника информации для сравнения таким образом, чтобы описание выбранного для сравнения товара, его коммерческие, качественные и технические характеристики, условия поставки в наибольшей степени соответствовали описанию, характеристикам, условиям поставки оцениваемых товаров, а также условиям сделки с оцениваемыми товарами. При этом таможенный орган выбирает тот источник ценовой информации, который в наибольшей степени отвечает следующим требованиям:

а) наличие точного описания товара: коммерческое наименование товара, описание на ассортиментном уровне, сведения о фирме-изготовителе, материал, технические параметры и прочие характеристики, которые влияют на стоимость данного вида товара;

б) обеспечение максимального возможного подобия сравниваемых товаров, означающее, что при выборе источника информации таможенный орган подбирает для сравнения идентичные товары, затем однородные товары, а при их отсутствии - товары того же класса или вида.

В настоящий момент источников ценовой информации, удовлетворяющих требованиям указанного приказа и другим нормативным документам, в таможне практически не имеется. Пользуясь общероссийской базой данных "Мониторинг-Анализ", уполномоченные должностные лица вынуждены вручную осуществлять поиск идентичных (однородных) товаров, просматривая каждую ГТД, соответствующую заданным параметрам, так как метод определения таможенной стоимости в перечне выбираемых параметров не предусмотрен.

Отсутствие у таможни легитимных источников ценовой информации является на сегодняшний день одной из самых серьезных проблем. Не располагая такой информацией, невозможно, даже при наличии достаточных оснований для неприменения 1 метода определения таможенной стоимости, осуществить корректировку таможенной стоимости, не нарушив при этом таможенного законодательства.

В связи с данной проблемой в настоящее время источником информации для сравнительного анализа заявленной декларантом таможенной стоимости выступают стоимостные уровни, содержащиеся в профилях риска.

Имеет место, и несовершенство общероссийских стоимостных профилей рисков при применении системы управления рисками, в части осуществления контроля таможенной стоимости, которое характерно и для Находкинской таможни.

Большинство товаров ввозятся в Приморский край из КНР и имеют китайское происхождение, по своей себестоимости они значительно дешевле, чем товары, ввозимые в РФ из стран Европы или других развитых государств. Согласно поступающим в Находкинскую таможню из ФТС общероссийским профилям риска все эти китайские товары, номенклатура которых разнообразна, попадают под действие этих профилей, в которых установлен индикативный уровень цен без учета страны происхождения товара. В результате чего контрольный уровень цен для китайских товаров очень высок и не соответствует действительному. Таможенные органы, в свою очередь, руководствуясь уровнем цен, установленным в профиле риска, и той ценовой информацией, которая у них имеется, обязаны применять меры по минимизации риска, стремясь к тому, чтобы уровень цен декларанта был не намного ниже индикативных цен.

В период 2007-2008 гг. в регионе деятельности Находкинской таможни действовало от 50 до 64 стоимостных профилей рисков. Более 90 % относится к общероссийским профилям рисков. В целях адаптации установленных стоимостных уровней к особенностям ввоза товаров через Находкинскую таможню ОКТС проводит работу по актуализации действующих профилей рисков.

В настоящее время в отношении товаров, классифицируемых кодом 2008119600 "арахис обжаренный", действует профиль риска №ХХХ. Согласно данному профилю риска в случаях, когда таможенная стоимость декларируемых товаров в пересчете за 1 кг веса нетто меньше 2,60 долл. США, существует вероятность предоставления к таможенному оформлению недостоверных документов и сведений.

Ассортимент данного товара, оформляемого Находкинской таможней, представлен двумя видами: арахис обжаренный соленый и арахис обжаренный в кокосовой глазури. Контрактная цена данных видов товара по состоянию на октябрь 2008 года составила 1,94 долл. США/кг и 1,85 долл. США/кг, соответственно.

ОКТС таможни в рамках работы по реализации СУР проведен анализ информации коммерческих предложений на внутреннем рынке РФ по реализации обжаренного арахиса, произведенного во Вьетнаме. По результатам анализа установлено, что для арахиса обжаренного вьетнамского производства характерен более низкий ценовой интервал по сравнению с аналогичными товарами, произведенными в других странах.

Из полученных в результате расчета величин была выведена средняя цена, которая составила:

для арахиса обжаренного, соленого, страной происхождения которого является Вьетнам - 1,85 долл. США/кг;

для арахиса обжаренного, в глазури, страной происхождения которого является Вьетнам - 1,19 долл. США/кг.

Учитывая, что профилем риска №ХХХ не предусмотрены стоимостные критерии по данному коду товара с учетом страны происхождения, для целей повышения уровня достоверности сведений применяемых при контроле таможенной стоимости ОКТС Находкинской таможни предложено дополнить область риска профиля риска №ХХХ полученной информацией.

Актуализация профилей рисков предполагает проведение глубокого анализа, требующего больших временных затрат, что подчас и становится решающим фактором. Так, в 2007 году ОКТС актуализировано 9 профилей рисков, в 2008 году - только 1.

Если по результатам сравнения и анализа заявленной декларантом таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией выявляется расхождение между данными величинами, то это может служить признаком, указывающим на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными или имеются условия, которые повлияли на цену товара.

В таком случае согласно п.3 ст.153 ТК РФ таможенный орган проводит в рамках сроков выпуска товаров дополнительную проверку, а выпуск товара осуществляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам ее проведения. При этом уполномоченные должностные лица в целях выпуска товаров направляют декларанту требование с приложением расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости.

В процессе проведения проверки уполномоченные должностные лица анализируют пояснения по условиям продажи, пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров, а также иные запрошенные у декларанта документы и сведения.

Уполномоченные должностные лица принимают решение о корректировке таможенной стоимости товаров, если по результатам сравнения и анализа представленных декларантом документов, пояснений, дополнительных документов и сведений выявлено несоблюдение установленных пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 19 закона “О таможенном тарифе” условий принятия стоимости сделки в качестве таможенной стоимости товара.

В настоящее время порядка 80% всей номенклатуры товаров охвачено стоимостными профилями рисков. Они предполагают принятие мер по минимизации, в том числе принятие решения по таможенной стоимости отделом контроля таможенной стоимости.

С целью установления единого порядка действий уполномоченных должностных лиц в случаях выявления при таможенном оформлении рисков, предусматривающих принятие решений по отдельным видам документального контроля функциональными отделами таможни, было введено в действие распоряжение Находкинской таможни от 22.12.2008 г. № 170-р "Об установлении порядка". Изданное в соответствии со ст.358 ТК РФ и требованиями приказа ФТС России от 11.01.2008 г. № 11 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене" распоряжение устанавливает порядок взаимодействия ОТО и ТК с функциональными отделами таможни при применении СУР. В соответствии с данным распоряжением уполномоченное должностное лицо таможенного поста, отвечающее за прием таможенной декларации, формирует незамедлительно после выявления профиля риска направление для принятия решения и направляет оригинал ГТД с комплектом документов и направлением в отдел применения системы управления рисками (ОПСУР), предварительно согласовывая с ним последующие действия (Приложение 4).

Контроль таможенной стоимости в этом случае осуществляется ОКТС таможни при участии уполномоченного должностного лица таможенного поста, осуществляющего при необходимости обоснованный запрос дополнительных документов и сведений или поручение проведения таможенного досмотра, при ОПСУР обо всех осуществляемых действиях.

После принятия решения по направлению, должностное лицо ОКТС обеспечивает незамедлительную передачу оригинала ГТД с комплектом документов и направлением в следующий функциональный отдел, с учетом порядка, определенного ОПСУР, либо обеспечивает возвращение комплекта в ОПСУР. После принятия решений всеми структурными подразделениями таможни ОПСУР проводит проверку соблюдения сроков принятия решений, проставляет необходимые отметки и не позднее 1 часа обеспечивает передачу направления с комплектом документов в таможенный пост.

Таким образом, порядок осуществления контроля таможенной стоимости довольно подробно оговорен приказом ФТС от 22.11.2006 г. № 1206 "Об утверждении инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ". Но для реализации контроля должны быть созданы соответствующие условия: уполномоченные должностные лица должны располагать необходимой ценовой информацией; должны иметь возможность удостовериться в факте существования сделки, указанной в представляемом контракте - проверить через уполномоченные органы сопредельных государств наличие фирмы-поставщика, род его деятельности и т.д.; должны получать из правоохранительных подразделений информацию в отношении участников ВЭД, таможенные декларации которых находятся в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, а также иные условия.

2.3 Оценка итогов контроля таможенной стоимости товаров в Находкинской таможне

 

Отдел контроля таможенной стоимости является структурным подразделением таможни и подчиняется непосредственно заместителю начальника по экономике.

Данное подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии со структурными подразделениями таможни, отделом контроля таможенной стоимости ДВТУ, а также в пределах своей компетенции, с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и гражданами.

Контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров осуществляют должностные лица ОКТС таможни, если:

заявленная таможенная стоимость определена декларантом по методу по стоимости сделки с идентичными товарами, методу по стоимости сделки с однородными товарами или по резервному методу на их основе, а также таможенное оформление идентичных или однородных товаров производилось вне зоны деятельности того таможенного поста, где проходит декларирование оцениваемых товаров;

заявленная таможенная стоимость определена декларантом по методу вычитания стоимости или резервному методу на его основе;

заявленная таможенная стоимость определена декларантом по резервному методу;

проверка правильности определения таможенной стоимости, а также проверка документов и сведений, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости по результатам анализа рисков уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов, отнесена ГТК России, ФТС России к компетенции специализированного подразделения по контролю таможенной стоимости таможни, поскольку уровень таможенный стоимости является признаком, указывающим на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными;

изменяется первоначально заявленный таможенный режим;

заявленная декларантом таможенная стоимость определена по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, но участники сделки, в соответствии с которой перемещаются товары через таможенную границу РФ, являются взаимозависимыми лицами и имеются основания полагать, что взаимозависимость повлияла на стоимость сделки;

в отношении товаров необходим контроль стоимостной квоты, установленной законодательством РФ или международными договорами РФ.

ОКТС осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями таможни, в соответствии с установленным порядком взаимодействия.

В целях повышения эффективности работы по контролю таможенной стоимости, рационализации таможенного оформления Находкинской таможней издан приказ от 18.02.2008 г. № 157 "Об утверждении порядка взаимодействия отдела контроля таможенной стоимости и отделов таможенного оформления и таможенного контроля таможенных постов при осуществлении контроля таможенной стоимости". В соответствии с данным приказом уполномоченные должностные лица таможенных постов направляют копии (оригиналы) ГТД и прилагаемые к ним документы в ОКТС таможни в следующих случаях:

а) не позднее двух рабочих дней после принятия окончательного решения по таможенной стоимости:

если принятая таможенная стоимость ниже контрольного уровня, указанного в приложении к профилю риска;

если решение принимается по первой поставке во исполнение долгосрочных внешнеторговых контрактов (на сумму не менее эквивалентной 2 млн. долларов США);

в) по запросу ОКТС таможни для проведения проверочных мероприятий с целью реализации:

указаний, изложенных в письмах ДВТУ, ФТС России,

резолютивной части решений вышестоящих таможенных органов, если решением прямо определено, что действия по его реализации должны быть совершены ОКТС таможни,

резолютивной части решений судебных актов.

Информация о работе Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров