Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:37, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является оценка действующей системы контроля таможенной стоимости, выявление основных проблем на этапе таможенного оформления с момента заявления стоимости до ее принятия таможенным органом и предложение путей совершенствования применяемой таможенными органами системы контроля таможенной стоимости.
Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
рассмотрение нормативно - правовой базы, регламентирующей порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
изучение механизма контроля таможенной стоимости таможенными органами;
осуществление анализа деятельности Находкинской таможни и отдела контроля таможенной стоимости;
Введение
1. Сущность и порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
1.1 Таможенная оценка товаров как необходимое условие перемещения товаров через таможенную границу
1.2 Законодательная и нормативно-правовая база оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
1.3 Система контроля таможенной стоимости
2. Организация контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
2.1 Динамика и особенности ввоза товаров через Находкинскую таможню
2.2 Механизм контроля таможенной стоимости в Находкинской таможне
2.3 Оценка итогов контроля таможенной стоимости товаров в Находкинской таможне
3. Предложения по совершенствованию системы контроля таможенной стоимости
3.1 Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы контроля таможенной стоимости
3.2 Информационное обеспечение системы контроля таможенной стоимости товаров
Заключение
Список использованных источников
В пункте 1 постановления "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" Пленум ВАС РФ пояснил, что условие о количественной определенности не выполнено, если в документах, выражающих содержание сделки, отсутствует ценовая информация, относящаяся к количественно определенным характеристикам товара.
Достоверность - это объективная характеристика информации, которую можно определить как соответствие сведений реальным обстоятельствам, действительности. Однако критерии этого понятия у таможенных органов и у суда часто не совпадают. На практике таможенные органы встречаются с масштабной фальсификацией документов, выражающих содержание внешнеторговых сделок и представляемых в подтверждение таможенной стоимости (по некоторым данным - до 70%) (21).
Наличие только признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости является основанием для принятия таможенным органом решения об уточнении таможенной стоимости, однако не является основанием для принятия решения о ее корректировке.
Заявленная таможенная стоимость и достоверность сведений, используемых для ее определения, подтверждаются различными документами, сопровождающими внешнеторговую сделку и представляемыми в таможенные органы в ходе таможенной оценки товаров.
Под несоблюдением условия о документальном подтверждении и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, информации об условиях поставки и оплаты товаров либо наличие доказательств недостоверности таких сведений (п.1 указанного постановления Пленума ВАС РФ).
В целом перечень основных документов, которыми может быть подтверждена заявленная таможенная стоимость, утвержден приказом ФТС России от 25.04.2007 г. № 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" и различается в зависимости от того, осуществляется ли ввоз или вывоз товаров, а также от применяемого метода определения таможенной стоимости. Помимо основных документов таможенный орган на основании п.4 ст.323 ТК РФ вправе запросить у декларанта дополнительные документы в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости.
4. Процедура определения таможенной стоимости должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров. Данный принцип направлен на обеспечение справедливой и единообразной системы таможенной оценки товаров, применение равных правил и одинаковых методик определения таможенной стоимости вне зависимости от таких факторов, как страна производства, страна отправления товаров, конкретный производитель и т.д.; процедура определения таможенной стоимости должна быть универсальной, единой.
5. Процедура таможенной оценки ввозимых товаров не должна использоваться для борьбы с демпингом.
Во многих документах методология таможенной оценки товаров классифицировалась как серьезный и сложный дополнительный протекционистский барьер (нетарифного характера). Вместе с тем основное функциональное назначение таможенной стоимости - служить налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов; "манипулирование" методологией таможенной оценки товаров в целях защиты национальной экономики, в частности, от ущерба вследствие демпингового импорта противоречит правовой природе и назначению этого института.
6. В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров.
Произвольная или фиктивная таможенная стоимость - это стоимость, не соответствующая реальным обстоятельствам и условиям конкретной сделки, во исполнение которой осуществляется ввоз товаров, не относящаяся к оцениваемым товарам, не подтвержденная документально. Такая произвольная или фиктивная величина не может использоваться в целях таможенной оценки товаров.
Названные выше базовые принципы таможенной оценки не должны рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений. Это важное положение закреплено в п.5 комментируемой статьи. В соответствии с п.25 положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 г. № 1399, должностные лица специализированного подразделения по контролю таможенной стоимости (отдел контроля таможенной стоимости) таможни осуществляют проверку правильности определения таможенной стоимости, а также проверку документов и сведений, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.
Совокупность рассмотренных принципов таможенной оценки, а также методов определения таможенной стоимости, порядок их применения, права и обязанности сторон - декларанта и таможенного органа - в процессе определения таможенной стоимости, правовое регулирование процедуры таможенной оценки товаров образуют понятие системы определения таможенной стоимости (системы таможенной оценки) товаров.
Наряду с этим, в систему определения таможенной стоимости включаются также порядок заявления таможенной стоимости и контроль таможенной стоимости.
Введение любой системы налогообложения предполагает, что для обеспечения ее эффективного действия необходимо наличие, по крайней мере, двух компонентов: во-первых, установление четкого порядка исчисления базы налогообложения, т.е. определения перечня основных элементов (структуры) этой исходной базы и правил их определения; во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил. Именно этим целям и служит понятие "таможенная стоимость товаров", и именно для правильности ее определения создана система оценки таможенной стоимости, включающая следующие элементы:
методы оценки таможенной стоимости;
порядок заявления таможенной стоимости;
технологию контроля таможенной стоимости (25).
Раздел IV Закона РФ "О таможенном тарифе" устанавливает 6 методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, которые уже были рассмотрены в предыдущем подразделе.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом самостоятельно по методам и при соблюдении всех требований, установленных Законом РФ "О таможенном тарифе".
Сведения о таможенной стоимости заявляются при декларировании товаров путем заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС).
Декларация таможенной стоимости - это таможенный документ установленной формы, в котором заявляются сведения о таможенной стоимости товаров, избранном методе таможенной оценки, условиях продажи и поставки товаров, которые могут повлиять на цену сделки и, следовательно, на таможенную стоимость. Сведения, заявляемые в декларации таможенной стоимости, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
ДТС представляется при декларировании товаров в таможенный орган, производящий их таможенное оформление, и является неотъемлемой частью соответствующей таможенной декларации. Это, в частности, означает, что заявление в ДТС недостоверных сведений имеет те же аналогичные правовые последствия, что и заявление недостоверных сведений в таможенной декларации.
При определении таможенной стоимости товаров на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод) заполняется ДТС-1, в иных случаях заполняется ДТС-2.
ДТС удостоверяется лицом, ее составившим (путем проставления печати, если в соответствии с законодательством РФ указанное лицо должно иметь печать), и подписывается работником этого лица, заполнившим ДТС. Таможенным органом заполняются исключительно поля "ДЛЯ ОТМЕТОК ТАМОЖНИ".
Права и обязанности декларанта и таможенного органа в процессе определения таможенной стоимости закреплены в ст.323 ТК РФ (таблица 2).
Под контролем таможенной стоимости понимается совокупность мер, принимаемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ в части проверки достоверности заявленных лицами сведений о таможенной стоимости, правильности избранного метода таможенной оценки и расчета таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров.
Система контроля таможенной стоимости включает в себя следующие элементы:
1) нормативно-правовая база;
2) принципы организации контроля;
3) формы и методы контроля;
4) основные сферы, объекты и субъекты контроля таможенной стоимости.
Таблица 2
Права и обязанности декларанта при заявлении и контроле таможенной стоимости
Права |
Обязанности |
1. Доказать обоснованность применения избранного метода таможенной оценки и достоверность представленной в подтверждение заявленной таможенной стоимости информации |
1. Определить таможенную стоимость товаров |
2. Получить консультацию таможенного органа по выбору метода определения таможенной стоимости |
2. Последовательно применять методы таможенной оценки при определении таможенной стоимости |
3. Право в приоритетном порядке определить таможенную стоимость по иному методу в случае отказа таможенного органа в применении первоначально избранного метода |
3. Заявлять достоверные сведения о таможенной стоимости при декларировании товаров |
4. Отказаться от определения таможенной стоимости на основе другого метода по предложению таможенного органа |
4. Подтвердить правомерность использования избранного метода таможенной оценки |
5. Получить информацию (в письменной форме) о принятом таможенным органом самостоятельно решении по таможенной стоимости и его основаниях в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения |
5. Подтвердить правильность расчета таможенной стоимости |
6. Получить товары в пользование и (или) распоряжение под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены | |
7. Обжаловать решение таможенного органа по таможенной стоимости в административном и (или) судебном порядке |
Целью контроля таможенной стоимости является осуществление объективной и точной оценки товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, для обеспечения поступления в федеральный бюджет полных сумм причитающихся таможенных платежей, исчисляемых на основе таможенной стоимости; применения нетарифных мер регулирования, базирующихся на стоимости товаров; ведения таможенной статистики; а также создания предпосылок для формирования равных конкурентных условий в части налогообложения в связи с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов.
Исходя из поставленной цели, задачами контроля таможенной стоимости являются:
1) дальнейшее совершенствование законодательства РФ по таможенной стоимости, его гармонизация с нормами ВТО;
2) организация контроля таможенной стоимости на основе анализа возможных рисков правонарушений в части таможенной стоимости, а также обеспечение единообразного подхода к принятию таможенными органами решений по таможенной стоимости;
3) формирование системы информационного обеспечения контроля таможенной стоимости и единой системы мониторинга стоимостных показателей внешнеторговой деятельности.
Основными принципами осуществления контроля таможенной стоимости таможенными органами России являются:
соблюдение законности должностными лицами таможенных органов при принятии решений по таможенной стоимости;
обеспечение соблюдения законодательства РФ, в том числе по таможенной стоимости;
объективность и точность оценки товаров;
предсказуемость действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости;
неотвратимость наказаний при выявлении административных нарушений в процессе оформления и контроля таможенной стоимости.
В соответствии со ст.323 ТК РФ контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом ФТС России, в частности порядок и технология контроля определены в приказе ГТК РФ от 5.12.2003 г. № 1399 "Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ".
Как средство контроля таможенной стоимости применяются, как правило, следующие формы таможенного контроля: (18)
проверка документов и сведений (ст.367 ТК РФ);
таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст.371 ТК РФ);
таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст.372 ТК РФ);
устный опрос (ст.368 ТК РФ);
получение пояснений (ст.369 ТК РФ);
таможенная ревизия (ст.376 ТКРФ).
Контроль таможенной стоимости осуществляют должностные лица таможенных органов, уполномоченные производить такой контроль в соответствии со своими должностными обязанностями.
Контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров осуществляют уполномоченные должностные лица таможенного поста или таможни. Контроль таможенной стоимости осуществляют должностные лица функционального подразделения по контролю таможенной стоимости таможни, если:
заявленная таможенная стоимость определена декларантом по методу по стоимости сделки с идентичными товарами, методу по стоимости сделки с однородными товарами или по резервному методу на их основе, а таможенное оформление идентичных или однородных товаров производилось вне зоны деятельности того таможенного поста, где проходит декларирование оцениваемых товаров;
Информация о работе Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров