Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, а так же выявление проблем применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли.
Актуальность выбранной темы очевидна. Лицензирование относятся к первой категории нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, а подобная система дает возможность государству контролировать внешнеторговую деятельность и осуществлять ее регулирование для достижения различных экономических и политических целей.

Содержание работы

Введение. 3
Теоретические основы лицензирования ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию.
Сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе нетарифного регулирования ВЭД 5
Виды лицензий и порядок автоматического лицензирования. 9
Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством. 13
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню.
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню. 19
Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров. 36
Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 45
Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли 49
Заключение 56
Список использованной литературы 58

Файлы: 1 файл

Курсовая лицензирование.doc

— 860.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение. 3

  1. Теоретические основы лицензирования ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию.
    1. Сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе нетарифного регулирования ВЭД 5
    2. Виды лицензий и порядок автоматического лицензирования. 9
    3. Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством. 13
  2. Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню.
    1. Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню. 19
    2. Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров. 36
    3. Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 45
  3. Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли 49

Заключение 56

Список использованной литературы 58

 

Введение

Данная работа посвящена изучению особенностей перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, в том числе и через таможенную границу таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, а так же выявление проблем применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли.

Актуальность выбранной темы очевидна. Лицензирование относятся к первой категории нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, а подобная система дает возможность государству контролировать внешнеторговую деятельность и осуществлять ее регулирование для достижения различных экономических и политических целей. Отсюда можно сделать вывод, что лицензирование, как  и другие виды нетарифных мер регулирования, является инструментом не только экономического, но и политического воздействия. Так же, стоит отметить, что лицензирование внешней торговли преследует две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.), и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.

Лицензия – специальный официальный документ, дает право на осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного срока.

В последнее время лицензирование товара приобрело особое практическое значение в связи с созданием таможенного союза, а так же, с развитием мировых экономических интеграционных процессов.

Таким образом, задачами данной работы являются:

  1. Выявить сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе нетарифного регулирования ВЭД.
  2. Изучить виды лицензий и порядок автоматического лицензирования.
  3. Рассмотреть порядок выдачи лицензий лицензирующим органом.
  4. Проанализировать динамику и структуру ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню.
  5. Провести анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров.
  6. Оценить эффективность оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни).
  7. Выделить проблемы и перспективы применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли

Отсюда следует, что предметом исследования в данной работе является практика применения лицензирования в системе внешней торговли, а объектом – товар, подлежащий лицензированию, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Информационную базу работы составили Решения таможенного союза, Соглашения между странами – членами таможенного союза, Федеральные законы РФ, учебная литература, статистические сборники и бюллетени Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ) и Федеральной службы государственной статистики, а так же использовались  материалы периодических изданий и Интернет-сайтов.

 

 

 

 

    1. Теоретические основы лицензирования ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию

 

    1. Сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе нетарифного регулирования ВЭД

 

В Российской Федерации применяются таможенно-тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.

В условиях нестабильного развития экономики Российской Федерации, в том числе с новшествами таможенного законодательства в связи с образованием таможенного союза, наряду с таможенно-тарифными средствами осуществляется использование методов нетарифного регулирования, и в первую очередь лицензирования отдельных товаров, включенных в законодательно закрепленный перечень.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 года. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). [8]

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями — квотами на импорт и экспорт отдельных товаров.

Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним, в частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглашение но процедурам лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТТ/ВТО.

Понятие «лицензирование» в разных источниках описывается по-разному, но смысл остается одинаковым.

Лицензирование - комплекс административных мер, устанавливающий порядок предоставления лицензий и (или) разрешений на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров либо связанных с этим отдельных видов деятельности.[7]

Лицензирование - административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.[13]

Лицензирование - это система государственного контроля над экспортными и импортными операциями путем строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости - их временного ограничения.[14]

В условиях рыночной экономики использование внешнеторговых лицензий позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта, а в ряде случаев и полностью запрещая импорт отдельных товаров. Объективными обстоятельствами, побуждающими к лицензированию   внешнеторговых   операций,   являются необходимость рационального использования иностранной валюты,    что    позволяет    достигать    выравнивания внешнеторгового и платежного баланса, если отсутствуют таможенные пошлины или неэффективно их воздействие. Кроме того, к лицензированию прибегают с целью защиты внутреннего рынка, если не применяются таможенные пошлины или неэффективно их воздействие, а также для выторговывания встречных уступок и, наконец, в качестве дискриминационных действий. Лицензирование, являясь временной мерой, не требует пересмотра ранее заключенных межгосударственных торговых соглашений.[15]

Перечни лицензируемых товаров устанавливаются законодательством таможенного союза. Порядок лицензирования экспорта и импорта товаров распространяется на всех участников внешнеторговой деятельности независимо от формы собственности, места регистрации и положения на рынке.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами  и Положения о применении ограничений  (утверждены решением Межгосударственного совета ЕвразЭС от 27.11.2009 № 19, решением Комиссии Таможенного союза ЕвразЭС от 27.11.2009 № 132).

Единый перечень состоит из товаров, запрещенных к перемещению через границу Таможенного союза, и товаров, ограниченных к перемещению через границу Таможенного союза (то есть лицензируемых).

Согласно письму ФТС России от 25.12.2009 № 01-11/62241 "О направлении информации" при возникновении вопросов, связанных с неотнесением товаров к лицензируемым, в качестве документа, подтверждающего заявленные в грузовой таможенной декларации сведения, участники ВЭД могут использовать разъяснение (заключение) Минпромторга России по вопросу выдачи лицензии.

В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

На сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой достаточно отработанный механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических интересов страны, выполнения международных обязательств государства и расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг.

Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в значительной мере и объясняется, что лицензирование и квотирование в той или иной мере используются в арсенале средств торгового регулирования подавляющего большинства стран мира.[11]

Отсюда можно сделать вывод, что лицензирование – это один из видов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, используя который, государство регулирует импорт и экспорт отдельных видов товаров в самых различных целях, как в экономических, так и в политических.

Давая свободу предпринимателям, государство не может не оставить себе рычаги регулирования в данном вопросе. Как показывает практика, применение только таможенно-тарифных мер неэффективно, поэтому достаточно часто прибегают к нетарифным мерам, где лицензирование, наряду с квотированием, является одной из наиболее применяемой, значит и эффективной.

 

 

 

    1. Виды лицензий и порядок автоматического лицензирования

Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются в России. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.

В соответствии с Соглашением «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами»  от 9 июня 2009 года №11, уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств-сторон таможенного союза выдаются следующие виды лицензий:

  • разовые;
  • генеральные;
  • исключительные.

Разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве.

Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии.

Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

Генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения страны-участницы таможенного союза и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве.

Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии таможенного союза.

Информация о работе Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню