Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, а так же выявление проблем применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли.
Актуальность выбранной темы очевидна. Лицензирование относятся к первой категории нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, а подобная система дает возможность государству контролировать внешнеторговую деятельность и осуществлять ее регулирование для достижения различных экономических и политических целей.
Введение. 3
Теоретические основы лицензирования ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию.
Сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе нетарифного регулирования ВЭД 5
Виды лицензий и порядок автоматического лицензирования. 9
Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством. 13
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню.
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню. 19
Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров. 36
Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 45
Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли 49
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Содержание
Введение. 3
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Введение
Данная работа посвящена изучению особенностей перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, в том числе и через таможенную границу таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, а так же выявление проблем применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли.
Актуальность выбранной темы очевидна. Лицензирование относятся к первой категории нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, а подобная система дает возможность государству контролировать внешнеторговую деятельность и осуществлять ее регулирование для достижения различных экономических и политических целей. Отсюда можно сделать вывод, что лицензирование, как и другие виды нетарифных мер регулирования, является инструментом не только экономического, но и политического воздействия. Так же, стоит отметить, что лицензирование внешней торговли преследует две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.), и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.
Лицензия – специальный официальный документ, дает право на осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного срока.
В последнее время лицензирование товара приобрело особое практическое значение в связи с созданием таможенного союза, а так же, с развитием мировых экономических интеграционных процессов.
Таким образом, задачами данной работы являются:
Отсюда следует, что предметом исследования в данной работе является практика применения лицензирования в системе внешней торговли, а объектом – товар, подлежащий лицензированию, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
Информационную базу работы составили Решения таможенного союза, Соглашения между странами – членами таможенного союза, Федеральные законы РФ, учебная литература, статистические сборники и бюллетени Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ) и Федеральной службы государственной статистики, а так же использовались материалы периодических изданий и Интернет-сайтов.
В Российской Федерации применяются таможенно-тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.
В условиях нестабильного развития экономики Российской Федерации, в том числе с новшествами таможенного законодательства в связи с образованием таможенного союза, наряду с таможенно-тарифными средствами осуществляется использование методов нетарифного регулирования, и в первую очередь лицензирования отдельных товаров, включенных в законодательно закрепленный перечень.
Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 года. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). [8]
Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями — квотами на импорт и экспорт отдельных товаров.
Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним, в частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглашение но процедурам лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТТ/ВТО.
Понятие «лицензирование» в разных источниках описывается по-разному, но смысл остается одинаковым.
Лицензирование - комплекс административных мер, устанавливающий порядок предоставления лицензий и (или) разрешений на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров либо связанных с этим отдельных видов деятельности.[7]
Лицензирование - административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.[13]
Лицензирование - это система государственного контроля над экспортными и импортными операциями путем строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости - их временного ограничения.[14]
В условиях рыночной экономики использование внешнеторговых лицензий позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта, а в ряде случаев и полностью запрещая импорт отдельных товаров. Объективными обстоятельствами, побуждающими к лицензированию внешнеторговых операций, являются необходимость рационального использования иностранной валюты, что позволяет достигать выравнивания внешнеторгового и платежного баланса, если отсутствуют таможенные пошлины или неэффективно их воздействие. Кроме того, к лицензированию прибегают с целью защиты внутреннего рынка, если не применяются таможенные пошлины или неэффективно их воздействие, а также для выторговывания встречных уступок и, наконец, в качестве дискриминационных действий. Лицензирование, являясь временной мерой, не требует пересмотра ранее заключенных межгосударственных торговых соглашений.[15]
Перечни лицензируемых товаров устанавливаются законодательством таможенного союза. Порядок лицензирования экспорта и импорта товаров распространяется на всех участников внешнеторговой деятельности независимо от формы собственности, места регистрации и положения на рынке.
С 1 января 2010 г. вступил в силу Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений (утверждены решением Межгосударственного совета ЕвразЭС от 27.11.2009 № 19, решением Комиссии Таможенного союза ЕвразЭС от 27.11.2009 № 132).
Единый перечень состоит из товаров, запрещенных к перемещению через границу Таможенного союза, и товаров, ограниченных к перемещению через границу Таможенного союза (то есть лицензируемых).
Согласно письму ФТС России от 25.12.2009 № 01-11/62241 "О направлении информации" при возникновении вопросов, связанных с неотнесением товаров к лицензируемым, в качестве документа, подтверждающего заявленные в грузовой таможенной декларации сведения, участники ВЭД могут использовать разъяснение (заключение) Минпромторга России по вопросу выдачи лицензии.
В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.
На сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой достаточно отработанный механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических интересов страны, выполнения международных обязательств государства и расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг.
Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в значительной мере и объясняется, что лицензирование и квотирование в той или иной мере используются в арсенале средств торгового регулирования подавляющего большинства стран мира.[11]
Отсюда можно сделать вывод, что лицензирование – это один из видов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, используя который, государство регулирует импорт и экспорт отдельных видов товаров в самых различных целях, как в экономических, так и в политических.
Давая свободу предпринимателям, государство не может не оставить себе рычаги регулирования в данном вопросе. Как показывает практика, применение только таможенно-тарифных мер неэффективно, поэтому достаточно часто прибегают к нетарифным мерам, где лицензирование, наряду с квотированием, является одной из наиболее применяемой, значит и эффективной.
Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются в России. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.
В соответствии с Соглашением «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» от 9 июня 2009 года №11, уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств-сторон таможенного союза выдаются следующие виды лицензий:
Разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве.
Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии.
Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.
Генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения страны-участницы таможенного союза и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве.
Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии таможенного союза.