Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, а так же выявление проблем применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли.
Актуальность выбранной темы очевидна. Лицензирование относятся к первой категории нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, а подобная система дает возможность государству контролировать внешнеторговую деятельность и осуществлять ее регулирование для достижения различных экономических и политических целей.
Введение. 3
Теоретические основы лицензирования ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию.
Сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе нетарифного регулирования ВЭД 5
Виды лицензий и порядок автоматического лицензирования. 9
Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством. 13
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню.
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню. 19
Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров. 36
Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 45
Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли 49
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара.
Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии таможенного союза в каждом конкретном случае.[1]
Действующий порядок выдачи лицензий, разрешений, оформления заявлений определен Соглашением «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» от 9 июня 2009 года №11.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств-сторон таможенного союза.
Уполномоченный орган (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях:
Наряду с разными видами лицензий также существует и несколько видов лицензирования во внешней торговли.
Перекрестное лицензирование - лицензирования, предусматривающее обмен лицензиями на льготных условиях и взаимное информирование контрагентов обо всех усовершенствованиях, доработках и нововведениях в рамках предмета соглашения в течение периода его действия.
Преференциальное лицензирование - лицензирование, распространяющее режим автоматического лицензирования на товары, поступающие из определенных стран. Обычно преференциальное лицензирование распространено среди стран, являющихся членами региональных ассоциаций.
Лицензирование с целью наблюдения - применение автоматического лицензирования к определенному виду товаров, имеющих для страны особое значение, а также с целью контроля за выполнением договоров поставок.[18]
Говоря о лицензиях, стоит сказать и о разрешении. Разрешение – это специальный документ, который выдается уполномоченным органом Министерства промышленности и торговли в отношении товаров, к которым установлены специальные требования при их перемещении через таможенную границу. В настоящее время к таким требованиям относят наблюдение. [1]
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при соблюдении следующих условий:
1) процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена, с тем, чтобы не ограничивать экспорт и (или) импорт товаров;
2) разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти;
3) заявления о выдаче разрешений могут подаваться в рабочие дни до таможенного оформления товаров;
4) срок выдачи разрешений не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления.
Порядок введения наблюдения прописан в федеральном законе №164 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Автоматическое лицензирование – это и есть наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, то есть временная мера, устанавливаемая в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.
Автоматическое лицензирование - не отменяет лицензию как разрешение на импорт товара, но процесс выдачи лицензии упрощается. Импортер, подавая заявку на лицензию, автоматически получает разрешение на ввоз товара. Соглашение по импортному лицензированию ВТО устанавливает, что при автоматическом лицензировании одобрение заявления на получение лицензии дается во всех случаях без исключения. Процедура автоматического лицензирования импорта по правилам ВТО не должна являться способом, ограничивающим импорт. Главная задача автоматического лицензирования – создать механизм для осуществления контроля и наблюдения (мониторинг) за внешней торговлей. [17] Таким образом, цель автоматического лицензирования состоит в контроле за поставками различных товаров со стороны государственных органов.
Автоматическое лицензирование импорта товаров есть административная мера регулирования внешнеторговой деятельности, не преследующая цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка импорта товаров на таможенную территорию государств.
Автоматическое лицензирование импорта товаров носит обязательный характер и осуществляется в любом случае. Процедура получения лицензии на импорт товаров должна быть при этом максимально упрощена, с тем, чтобы не ограничивать импорт лицензируемых товаров. [7]
Таким образом, законодательно прописываются три вида лицензии, которые выдаются уполномоченным органом (Министерством промышленности и торговли и его территориальными представительствами). Также существует такое понятие как разрешение, которое выдается обязательно в целях наблюдения. Автоматическое лицензирование является упрощенной формой, которая осуществляется в целях контроля за поставками различных товаров со стороны государственных органов.
Для получения лицензии заявитель должен обратиться в уполномоченный орган по выдаче лицензий. Таковым в Российской Федерации является Министерство промышленности и торговли и его территориальные органы. Министерство промышленности и торговли и его территориальные органы выдают лицензии на импорт/экспорт товаров, за исключением товаров двойного и военного назначения.
Территориальные подразделения Министерства промышленности и торговли не уполномочены выдавать лицензии на категории товаров:
На эти товары лицензия выдается уполномоченным Министерством промышленности и торговли по центральному району город Москва.
В отношении товаров военного назначения лицензии на экспорт/импорт таких товаров выдает Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) министерства обороны. Данная служба также выдает заключения об отнесении или неотнесении товаров и продукции военного назначения.
В отношении товаров подпадающих под экспортный контроль (товаров двойного назначения) лицензии на экспорт/импорт таких товаров выдает Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФС ТЭК).
Для оформления лицензии заявителем в уполномоченный орган Министерства промышленности и торговли должны быть предоставлены документы:
Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя. Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе.
Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства стороны таможенного союза, взимаемой за выдачу лицензии.
Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется уполномоченным органом на основании представленных документов в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов. [1]
Основания для отказа в выдаче лицензии:
Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме.
Уполномоченный орган оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.
Внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в том числе по причинам технического характера.
В случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования, либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.
В случае утраты лицензии уполномоченный орган выдает по письменному обращению заявителя и уплаты государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства стороны таможенного союза дубликат лицензии, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат». Дубликат лицензии выдается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня подачи обращения.
Обращение, в котором разъясняются причины и обстоятельства утраты лицензии, составляется в произвольной форме.
В целях контроля за экспортом и импортом отдельных видов товаров, введено понятие исполнение лицензии, то есть, фактический ввоз товаров на таможенную территорию государств сторон таможенного союза из третьих стран или вывоз товаров с таможенной территории государств сторон таможенного союза в третьи страны, в отношении которых произведено таможенное оформление на основании выданной лицензии.