Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, а так же выявление проблем применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли.
Актуальность выбранной темы очевидна. Лицензирование относятся к первой категории нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, а подобная система дает возможность государству контролировать внешнеторговую деятельность и осуществлять ее регулирование для достижения различных экономических и политических целей.

Содержание работы

Введение. 3
Теоретические основы лицензирования ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию.
Сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе нетарифного регулирования ВЭД 5
Виды лицензий и порядок автоматического лицензирования. 9
Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством. 13
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню.
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню. 19
Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров. 36
Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 45
Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли 49
Заключение 56
Список использованной литературы 58

Файлы: 1 файл

Курсовая лицензирование.doc

— 860.50 Кб (Скачать файл)

Естественно, если к определенным товарам применяются меры нетарифного регулирования, в частности лицензирование, то контроль за данной продукцией должен быть абсолютно отлажен. Случаи незаконного перемещения указанных товаров и судебная практика говорят о несовершенстве системы контроля на данный момент.

 

2.3. Оценка эффективности  оперативного контроля перемещения  лицензируемых товаров (на примере  Владивостокской таможни)

 

Лицензирование и квотирование являются наиболее распространенными мерами нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Как известно, меры тарифного регулирования являются не очень эффективными в определенных ситуациях, а импорт и экспорт некоторого товара приходится контролировать.

В нашей стране квотирование применяется в отношении импорта сельскохозяйственной продукции (мясо птицы, свинины, КРС), а в отношении экспорта квоты не применяются. Квотирование осуществляется в отношении экспорта лома черных металлов и сахара-сырца, но только в Белоруссии и Казахстане.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее приемлемым вариантом регулирования ввоза и вывоза определенной продукции является установлении в отношении их других мер нетарифного регулирования, в частности лицензирование.

 Рассмотрев перемещение лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, можно прийти к выводу, что применений данной меры нетарифного регулирования обязательно.

Через Владивостокскую таможню перемещаются товары, которые являются ограниченные к ввозу или вывозу, причем применение таких мер к этим товарам обоснованно. Например, вывоз морских живых биоресурсов и водорослей просто необходимо контролировать, что и осуществляется путем лицензирования данных товаров. Также и ввоз шин и покрышек, бывших в употреблении нужно ограничивать.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

  1. введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  2. реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  3. предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);
  4. выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Естественно, в таких случаях просто необходимо вмешательство государства во внешнюю торговлю. Тем более, лицензирование – это мера прямого воздействия, и там где нецелесообразно применить квотирование, лицензирование внешней торговли является приемлемой мерой.

Ограничивая круг лиц, которые могут перемещать определенный товар, и количество данного товара, государство тем самым осуществляет как экономические, так и политические интересы.

Исходя из всего вышесказанного, лицензирование – это необходимая мера государственного регулирования, которую можно использовать, реализую различные интересы государства.

Исходя из всех мероприятий, которые проводятся ДВТУ для улучшения контроля за перемещением некоторых лицензируемых товаров, можно прийти к выводу, что система контроля за перемещением лицензируемых товаров осуществляется в полной мере. Естественно, что провести сто процентный контроль всех товаров не представляется возможным. Об этом говорит статистика возбужденных уголовных и административных дел в отношении данного вопроса. Но все же, применение оперативного и централизованного контроля является обязательным.

Как показывает мировая практика применения лицензирования внешней торговли, использование данной меры достаточно эффективно. Осуществляя данную меру, государство не делает невозможным перемещение некоторых товаров, а лишь вводит свои требования (получить лицензию, разрешение) для реализации определенных интересов.

В отношении перемещения рассмотренных лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню применение лицензирования является обязательным. То есть экспорт и импорт данных товаров должен контролироваться, но ни в коем случае напрямую не запрещаться. Централизованный и оперативный контроль в отношении данных товаров осуществляется в соответствии с Приказом. Но такой контроль должен постоянно совершенствоваться, что и происходит в таможнях ДВТУ, в частности во Владивостокской таможне.

Таким образом, применение лицензирования определенных товаров во внешнеторговой деятельности является обоснованной и необходимой мерой. Ее применение дает достаточно много положительных моментов регулирования внешней торговли. Перемещение товаров, в отношении которых применяются ограничения, должно контролироваться, что и осуществляется таможенными органами, а также другими содействующими им государственные службы.

3.Проблемы и  перспективы применения лицензирования  в системе нетарифного регулирования внешней торговли

 

Лицензионная деятельность государства не ограничивается его территорией,- лицензирование включается и в механизм государственного управления в сфере внешней торговли. Выбор методов регулирования всецело зависит от особенностей конкретных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности, на которые направлено государственное воздействие. В сфере государственного воздействия лицензирование выступает тем административно-правовым режимом (мерой административно-управленческого характера), перед которым ставится задача не только защитить национальные интересы (экономические, культурные и др.), но и обеспечить защиту национального рынка. Существуя в пределах административного усмотрения, меры нетарифного регулирования менее стабильны, нежели меры таможенно-тарифного регулирования.

Лицензирование относится к категории ограничительных способов регулирования внешнеэкономической деятельности. Осуществляя лицензионную деятельность, государство обязано обеспечить соблюдение конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью, ограничение которого допускается только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, акты исполнительной власти могут регулировать только процедурные вопросы реализации ограничительного характера, но не возможность самого ограничения.

Хотя механизм применения нетарифных мер регулирования в Российской Федерации отлажен достаточно хорошо, все же существуют некоторые проблемы в части их применения, что касается в первую очередь лицензирования в сфере внешней торговли. Рассмотрим проблемы применения лицензирования и возможные пути их решения.

    1. Представляется, что лицензирование должно реализовываться в рамках осуществления экономической функции государства. Нельзя говорить об отмене данного режима как национального. В связи с созданием таможенного союза, список лицензируемых товаров, а так же порядок получения лицензии является одинаковым для всех стран-участниц. Данный порядок является проблемным вопросом, ведь список товаров, которые подлежат лицензированию, должен определяться для каждой страны отдельно. Доказательством этого может служить пример Европейского союза, структура которого отличается достаточно высоким уровнем интеграции. В рамках Европейского союза лицензии выдаются на национальном уровне, это вполне объяснимо, т.к. в рамках сертификации и стандартизации можно установить общие критерии для различных участников внешнеэкономических отношений. В этих условиях лицензирование остается как раз тем режимом, посредством которого отдельные государства могут защитить собственные интересы в зависимости от различных факторов (конкурентоспособность национальных производителей, проблема поступления в страну некачественных товаров).

Таким образом, несмотря на уменьшение роли национальных институтов в условиях глобализации, лицензирование должно оставаться национальным институтом, т.к. цель его обеспечение национальных интересов.

  1. Еще одной важной проблемой в сфере лицензирования внешнеэкономической деятельности является значительный объем источников, что порождает проблему его систематизации и соотнесение институтов индивидуального регулирования внешнеэкономической деятельности (договоров) и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В связи с созданием таможенного союза появились новые Соглашения и Решения Комиссии таможенного союза в части регулирования перемещения лицензируемых товаров, но при этом некоторые ФЗ Российской Федерации и постановления Правительства РФ в данной области продолжают действовать.

В связи с введением в действие с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса таможенного союза выдача лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами осуществляется в порядке, определенном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года.

Основные положения по данному вопросу также можно посмотреть в подпункт 6 пункта 2 статьи 13, статьи 24, 30 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 691      

Особенности лицензирования ввоза на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с таможенной территории таможенного союза товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, можно увидеть в Положениях о применении ограничений, утвержденных Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 19.        

Также следующие нормативные акты, устанавливают особенности лицензирования ввоза и вывоза отдельных видов товаров:      

  • Древесина ценных лесных пород - постановление Правительства РФ от 05.01.99 N 18; приказ Минторга России от 19.01.99 N 28.
  • Природный газ - Указ Президента РФ от 26.12.94 N 2213.
  • Возбудители заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененные формы, фрагменты генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия -  постановление Правительства Российской Федерации  от 29 августа 2001 года N 634.
  • Табачные изделия - постановление Правительства РФ от 28.01.97 N 77.
  • Бланки ценных бумаг - Постановление Правительства РФ от 07.07.2005 N 415 "О ввозе в Российскую Федерацию бланков защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг", приказ Минфина России от 07.02.2003 N 14н.

Такое огромное количество НПА, регулирующих данный вопрос приводит у к нарушениям участниками ВЭД правил перемещения таких товаров. Поэтому необходимо систематизировать законодательную базу относительно лицензирования во внешней торговли, которая бы действовала на всей территории таможенного союза.

  1. Еще одним достаточно проблемным вопросом, как показала практика, стало получение лицензии на перемещение шифровальной техники. Главным критерием для отнесение товара к лицензируемому является наличие функции шифрования (криптографии). И данный критерий является наиболее проблематичным. Этому свидетельствуют некоторые практические случае на границе РФ.

Российские таможенники задерживают на границе партии комплектующих для сотовых телефонов, ведь список подлежащих проверке товаров достаточно неконкретен, в нем встречаются формулировки вроде «оборудование и его части». Тем самым у таможни появились подозрения что крышка от телефона может быть оснащена средствами криптографии.

Теперь эти средства — а возможностями шифрования оснащены многие виды техники — полагается «нотифицировать» в уполномоченном органе государственной власти соответствующей страны. В России около месяца в 2010 году разбирались, какая организация должна этим заниматься. В начале февраля 2010 года новые процедуры (теперь импортер техники, содержащей криптографию, подает нотификацию в ФСБ, это ведомство выдает заключение о возможности ввоза. Минпромторг выписывает лицензии на ввоз шифровальных средств) прописали в инструкциях, и затор на границе подобной техники постепенно исчез.

Вот только список техники, ввоз которой на территорию Таможенного союза ограничен, составлен довольно расплывчато. В нем присутствуют формулировки вроде «телекоммуникационное оборудование и его части, имеющие функции шифрования». К примеру, крышка от телефона — это ведь часть телекоммуникационного оборудования. А что в ней нет функций шифрования — это импортер еще должен доказать. У таможенников появился прекрасный повод задерживать товары и требовать все новые документы от их владельцев.

На некоторых таможенных постах стали требовать оформлять «нотификации» на динамики, корпуса телефонов, батарейки, зарядные устройства и даже соединительные кабели. Чтобы ввезти запчасти, импортерам приходится составлять подробные описания ввозимых запчастей и объяснительные записки о том, что эти детали не могут содержать шифры.

При отсутствии лицензии от ФСБ таможня требует заключения экспертов, подтверждающие невозможность создавать шифровки с помощью той или иной детали. А кто может быть экспертом в таком вопросе, в официальных документах не сказано. Специалистов ФСБ вряд ли хватит на все подобные случаи. Тем самым можно ожидать роста контрабанды на рынке электронной техники.

Информация о работе Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню