Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 14:14, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;
внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Объектом является Единый таможенный тариф Таможенного союза.
Введение 3
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
в рамках функционирования таможенного союза 7
Исторические аспекты становления таможенно-тарифного
регулирования 7
1.2 Таможенный союз: понятие и этапы формирования 14
1.3 Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 22
2. Порядок таможенно-тарифного регулирования
в рамках таможенного союза 30
2.1 Порядок применения Единого таможенного тарифа таможенного
союза 30
2.2 Тарифные преференции 40
2.3 Порядок применения таможенных пошлин как основа
таможенно-тарифного регулирования 45
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования таможенного союза 55
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного союза 55
3.2 Таможенно-тарифная политика формирования единого пространства
ЕврАзЭС
3.3 Направление совершенствования мер таможенно-тарифного
регулирования в рамках функционирования таможенного союза
Заключение
Библиография
Согласно решению Комиссии Таможенного союза, ввозные пошлины теперь распределяются следующим образом: на долю Белоруссии приходится 4,7%, Казахстана - 7,33%, РФ - 87,97%. При таком распределении пошлин между бюджетами стран "важна каждая цифра после запятой".
Кроме того, с 1 сентября исключается код платежа 2205 (таможенные пошлины по ввозимым товарам, предназначенным для производственной или иной коммерческой деятельности). Вместо этого вводятся два других кода: 2208 и 2600. На 2208 (ввозные таможенные пошлины, налоговое обязательство по уплате которых возникло до вступления в силу соглашения) будут зачисляться суммы, не подлежащие распределению. Второй код, 2600 (ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Беларуси в соответствии с соглашением), предназначен для ввозных таможенных пошлин, которые будут распределяться между бюджетами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с соглашением зачет ввозных
таможенных пошлин в счет уплаты иных платежей не допускается.
В то же время в счет уплаты ввозных таможенных
пошлин могут быть зачтены налоги и сборы,
а также иные платежи, поступившие на единый
счет уполномоченного органа.
Излишне уплаченные после 1 сентября таможенные
сборы, налоги, вывозные таможенные пошлины
могут быть зачтены в счет уплаты ввозной
таможенной пошлины (код платежа 2600).
Согласно Соглашению об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин Уполномоченные органы каждой из стран-участниц таможенного союза обособленно учитывают следующие поступления:
суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;
суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других стран-участниц таможенного союза;
суммы зачисленных в бюджет доходов;
суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет;
суммы поступивших в бюджет процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;
суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других Сторон приостановлено.
Экономический потенциал Союзного
государства остается основой экономической
интеграции в рамках Таможенного союза Москвы, Минска и Астаны.
Например, если
Россия еще в феврале 2009-го отменила пятипроцентные
экспортные пошлины на калийные удобрения,
чтобы стимулировать их экспорт из РФ
(ввиду резкого падения на них внутрироссийского
спроса), то в Беларуси та же пошлина превышает
15 процентов. Чтобы стимулировать реализацию
этой продукции в национальном АПК.
По таможенно-тарифному регулированию подкомиссия Правительства РФ рекомендует ввести в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза новые товарные подсубпозиции. А именно разделив "вина прочие в таре вместимостью 227 литров и более" и "Прочие". И ввести на эти товары импортные пошлины соответственно в 15 и 20 процентов. Это новшество, как сказано в материалах упомянутой комиссии, "предназначено с целью недопущения недостоверного декларирования алкогольной продукции и сырья для ее производства, ввозимых на таможенную территорию РФ". Такое предложение вскоре будет уточняться в консультациях с Беларусью и с Казахстаном.20
Схожие нестыковки по импортным и особенно экспортным пошлинам есть и по ряду других товаров и услуг. Как заявил начальник аналитического управления российской Федеральной таможенной службы Владимир Ивин, "мероприятия по ратификации Таможенного кодекса Таможенного союза, а также по согласованию и принятию решений Комиссии Таможенного союза должны быть завершены в мае 2010 года. До вступления в силу этих документов необходимо завершить пересмотр национального законодательства, отменить часть нормативных правовых актов, часть привести в соответствие с новыми требованиями, а также разработать новые". В наибольшей степени такие вопросы проработаны в рамках Союзного государства. Время для согласования в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана придется максимально уплотнить.
Таможенные пошлины и налоги по-прежнему платят декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами или законодательством стран-участниц Таможенного союза возложена такая обязанность. Возможность уплаты их третьими лицами не предусмотрена. Таможенные пошлины, налоги, как и раньше, уплачиваются на счет Федерального казначейства.
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования таможенного союза
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного союза
Несмотря на то, что Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь входят в один и тот же Таможенный союз, все равно, при анализе их внешнеторговых связей надо учитывать субъективную сторону – степень интеграции между странами, их заинтересованности друг другом и т.д. То есть правила как бы писаны, но не для всех. Так, например, между Российской Федерацией и республикой Белоруссия эти вопросы уже проработаны в связи с намерением перехода к высшей степени интеграции - созданию Союзного государства.
Одной из основных причин малоэффективности унификации таможенного регулирования на постсоветском пространстве можно по праву считать вынужденную зависимость национальных экономик наших государств от таможенных поступлений в доходную часть национальных бюджетов. 21
То есть можно сказать, что сотрудничество между двумя странами порождает новый уровень таможенного контроля и таможенного оформления, который сам в свою очередь приводит к более сильной интеграции союзных стран.
Оценка влияния таможенного союза на таможенные доходы Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан предполагает анализ динамики внешней торговли этих стран с другими странами Таможенного Союза.
Данные о внешней торговле России со странами Таможенного союза приведены в таблице 3.22
Таблица 3- Экспортно-импортные операции России со странами
Таможенного союза в 2009-2010 годах (млн. долларов
Страна |
экспорт |
импорт
|
сальдо
|
В % к 2008 году |
В % к 2009 году | ||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт | |
Беларусь |
23507,4 |
16717,1 |
8081,7 |
10551,9 |
6713,9 |
4424,6 |
12955,5 |
10003,2 |
3657,1 |
71 |
64 |
107 |
149 |
Казахстан |
13298,6 |
9146,5 |
5253,5 |
6379,5 |
3648,9 |
2659,3 |
6919,1 |
5461,6 |
2594,2 |
69 |
58 |
128 |
181 |
Итого |
36806 |
25863,6 |
13335,2 |
16931,4 |
10398,8 |
7083,9 |
19874,6 |
15464,8 |
6251,3 |
70 |
61 |
114 |
160 |
Экспортно-импортные операции Республики Беларусь со странами Таможенного союза приведены в таблице 4.23
Таблица 4- Экспортно-импортные операции Республики Беларусь
со странами Таможенного союза в 2009-2010 годах (млн.
долларов США)
страна |
экспорт
|
импорт
|
сальдо |
В % к 2008 году |
В % к 2009 году | ||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт | |
Россия |
10551,9 |
6713,9 |
4424,6 |
23507,4 |
67171 |
8081 |
-12955 |
-10003 |
-3657,1 |
64 |
71 |
149 |
107 |
Казахстан |
365,2 |
313,4 |
224,3 |
171,8 |
74,9 |
76,8 |
193,4 |
238,5 |
147,5 |
86 |
44 |
174 |
210 |
Итого |
10917,1 |
7027,3 |
4648,9 |
23679,2 |
16792 |
8158,5 |
-12762,1 |
-9764,7 |
-3509,6 |
64 |
71 |
150 |
107 |
Взаимная торговля Республики Казахстан со странами Таможенного союза показана в таблицах 5.24
Таблица 5- Экспортно-импортные операции Республики Казахстан
со странами Таможенного союза в 2009-2010 году (млн.
долларов США)
страна |
экспорт
|
импорт
|
сальдо |
В % к 2008 году |
В % к 2009 году | ||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт | |
Россия |
6228,1 |
3547 |
2704,3 |
13765,6 |
18896,6 |
5054,5 |
-7537,5 |
-5349,6 |
-2350,2 |
57 |
65 |
178 |
127 |
Беларусь |
170,8 |
54,7 |
35,2 |
396,2 |
367,1 |
224,6 |
-225,4 |
-312,4 |
-189,4 |
32 |
93 |
135 |
141 |
Итого |
6398,9 |
3601,7 |
2793,5 |
14161,8 |
9263,7 |
5279,1 |
-7762,9 |
-5662 |
-2539,6 |
56 |
65 |
177 |
128 |
Из данных, приведенных в таблицах, следует, что в 2009 году произошел резкий спад объемов как экспорта, так и импорта стран Таможенного Союза во взаимной торговле, такая тенденция была вызвана воздействием последствий финансового кризиса. Проследим динамику торговли стран-участниц Таможенного союза.
Рисунок 5 – Динамика торговли России со странами Таможенного
союза
Рисунок 6 – Динамика торговли Беларуси со странами Таможенного
Союза
Рисунок 7- Динамика торговли Казахстана со странами Таможенного
союза
Анализируя взаимную торговлю стран Таможенного союза можно сделать вывод о том, что наибольшую долю в общем объёме экспорта занимает экспорт Российской Федерации, как правило за счёт экспорта нефти. Такое обстоятельство может в будущем привести к снижению поступлений в доход федерального бюджета за счет отмены вывозной пошлины на нефть во взаимной торговле со странами Таможенного Союза (таблица 7).
Таблица 6 – Удельный вес стран Таможенного союза в общем
объеме их взаимной торговли в 2009 году, (в % к
итогу)
Страна |
Внешнеторговый оборот |
Экспорт |
Импорт | |||
2008 |
2009 |
2008 |
2009 |
2008 |
2009 | |
Беларусь |
31,8 |
32,7 |
20,2 |
19,2 |
43,2 |
46,1 |
Казахстан |
18,9 |
17,6 |
11,8 |
9,9 |
25,9 |
25,4 |
Россия |
49,3 |
49,7 |
68,0 |
70,9 |
30,9 |
28,5 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Исходя из данных таблицы 7, проследим долю каждой из стран в экспорте, импорте и внешнеторговом обороте Таможенного союза.
Рисунок 8 – Доля Республики Беларусь, Республики Казахстан и