Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях функционирования таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;
внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Объектом является Единый таможенный тариф Таможенного союза.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
в рамках функционирования таможенного союза 7
Исторические аспекты становления таможенно-тарифного
регулирования 7
1.2 Таможенный союз: понятие и этапы формирования 14
1.3 Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 22
2. Порядок таможенно-тарифного регулирования
в рамках таможенного союза 30
2.1 Порядок применения Единого таможенного тарифа таможенного
союза 30
2.2 Тарифные преференции 40
2.3 Порядок применения таможенных пошлин как основа
таможенно-тарифного регулирования 45
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования таможенного союза 55
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного союза 55
3.2 Таможенно-тарифная политика формирования единого пространства
ЕврАзЭС
3.3 Направление совершенствования мер таможенно-тарифного
регулирования в рамках функционирования таможенного союза
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

5fan_ru_ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

 

 

В отношении развивающихся стран при соблюдении условий ввоза и происхождения товаров из этих стран уменьшатся таможенные пошлины на 25%, по наименее развитым странам таможенная пошлина вообще не будет уплачиваться. Но тарифные преференции будут применяться только при соблюдении определенных условий: товар должен происходить именно из этой страны, оттуда же должна осуществляться поставка, и контракт также должен быть заключен с резидентом этой страны. Уже определен перечень развивающихся стран. Теперь с этими странами есть возможность осуществлять торговлю на более взаимовыгодных условиях, учитывая, что ставка уменьшится на 25%.

Кроме того, в Беларуси не будут применяться временные ставки, все ставки единого таможенного тарифа будут одинаково действовать на территории трех государств. 15

Так, с 1 января 2010 г. вступил в силу Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - членов Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ. Согласно указанному Перечню Республика Казахстан получила право на временные изъятия из Единого таможенного тарифа в отношении 409 наименований товаров на уровне 10 знаков ТН ВЭД ТС, в число которых входят в основном фармацевтическая продукция, пластмассы, бумага, изделия из алюминия, инструмент ручной, аппаратура электрическая и т.д., т.е. импортные товары, которые широко востребованы на белорусском и российском внутренних рынках.

Кроме того, в 2010 - 2019 гг. ввозимый в Республику Казахстан для промышленной переработки сахар-сырец тростниковый освобождается от взимания ввозных таможенных пошлин под гарантию Правительства Республики Казахстан в том, что ввозимый сахар-сырец тростниковый и произведенный из него сахар белый не будут перенаправлены на территории России и Белоруссии.

С 1 января 2010 г. также вступил в силу белорусско-казахстанско-российский Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. В ст. 4 указанного Протокола в качестве обязательного условия при принятии Комиссией таможенного союза решения о применении одной из Сторон более высокой или более низкой ставки ввозной таможенной пошлины указано наличие информации о мерах, принимаемых другими государствами - членами таможенного союза в связи с предоставлением одному из государств временных изъятий из ЕТТ.

Очевидно, что применение таких мер нацелено на решение двуединой задачи обеспечения устойчивого развития отрасли экономики, потребностей развития производства или социально значимых потребностей населения одного из государств - членов Таможенного союза при обеспечении надежной защищенности экономических интересов других государств - членов таможенного союза, в том числе от проникновения на их территории импортных товаров, выпущенных на территории одного из государств в свободное обращение по ставкам, меньшим ставок ЕТТ.

Однако как в решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18, так и в соответствующем решении Комиссии таможенного союза N 130 отсутствуют упоминания о каких-либо мерах, которые должны быть приняты другими государствами - членами таможенного союза для достижения целей применения Республикой Казахстан ставок, отличных от ставок ЕТТ, а также о мерах, подлежащих применению Россией и Белоруссией при выявлении на своих территориях сахара-сырца тростникового и сахара белого, вывезенных с территории Республики Казахстан в нарушение принятых казахстанским правительством запретительных мер.

По этой причине, в целях избежания рисков принятия государствами - членами таможенного союза несогласованных решений, нацеленных на обеспечение защиты национальных экономических интересов от поставок импортных товаров с территории других государств - членов Таможенного союза, которым предоставлены временные изъятия из единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами, обозначилась необходимость совместной разработки мер, допустимых к применению другими государствами - членами таможенного союза в связи с предоставлением одному из государств временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории. Поскольку в противном случае к концу 2010 г. обозначился бы риск возникновения экономических претензий Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан друг к другу по поводу непринятия действенных мер по недопущению "перевалки" льготированных в одном из государств импортных товаров на территории других государств - членов Таможенного союза.

В связи с этим в целях построения интеграционного объединения Белоруссии, Казахстана и России согласно общепринятому пониманию таможенного союза, но с учетом реального состояния и уровня экономического развития каждого из трех государств, стороны были вынуждены приступить к созданию механизма таможенного администрирования изъятий из режима функционирования единой таможенной территории при одновременном формировании их укрупненного перечня.

В целях недопущения беспрепятственного перемещения между государствами - членами Таможенного союза товаров и транспортных средств, временно изъятых из режима функционирования единой таможенной территории, национальные таможенные службы должны наладить в том числе оперативное информационное взаимодействие о выявленных фактах незаконного ввоза (вывоза) в другие государства - члены Таможенного союза условно выпущенных товаров в целях обеспечения привлечения к установленной ответственности участников таких незаконных сделок: к примеру, и казахстанских отправителей в Россию льготированного сахара-сырца тростникового силами таможенных органов Республики Казахстан, и российских получателей из Казахстана этого импортного сырья силами таможенных органов Российской Федерации.

Вышеизложенный алгоритм осуществления таможенных операций таможенного контроля в отношении отдельных временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории позволяет и в условиях недостижения полной унификации применяемых государствами единых мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами обеспечить: 
- во-первых, соблюдение одного из основополагающих принципов таможенного союза - отмену таможенного контроля на внутренних границах государств - членов Таможенного союза без ущерба их экономической безопасности, чем будет обеспечена должная устойчивость Таможенного союза в целом;

- во-вторых, на справедливой  основе распределить между государствами затраты материальных и технических ресурсов на осуществление надежного таможенного контроля за условно выпущенными товарами и транспортными средствами; 
- в-третьих, повысить эффективность проведения правоохранительных мероприятий по недопущению безнаказанного перемещения между государствами - членами Таможенного союза товаров и транспортных средств, временно изъятых из режима функционирования единой таможенной территории.

 

 
2.2 Тарифные преференции

 

 

Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

Тарифные льготы (тарифные преференции) - это льгота, которая предоставляется на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики, льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Таможенного союза, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.16

Преференциальный режим – особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Применяется в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз. Тарифные преференции могут быть предоставлены:

- товарам, происходящим из развивающихся стран, пользователей национальной системой преференций Российской Федерации, товары облагаются ввозными таможенными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа;

- товарам, происходящим из наименее развитых стран, пользователей схемой преференций российской Федерации, в виде беспошлинного ввоза;

Схема преференций включает в себя три основных элемента:

- перечень развивающихся стран – пользователей схемой преференций;

- перечень наименее развитых стран – пользователей схемой преференций;

- список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.

В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 г. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

В целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран применяется Единая система тарифных преференций Таможенного союза.

Перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией таможенного союза. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза, включенных в перечень товаров, в отношении которых предоставляются тарифные преференции, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень товаров, в отношении которых предоставляются тарифные преференции, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Согласно данному Протоколу перечень  развивающихся  стран  -  пользователей системы тарифных преференций утверждается Комиссией Таможенного союза.

В  этот перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным

банком как страны с высоким уровнем дохода.

Страна, не классифицируемая Всемирным банком как страна с высоким

уровнем  дохода,  может  быть  не  включена  в указанный перечень либо исключена из него в следующих случаях:

     достижение  страной уровня дохода, определяемого  Всемирным банком как высокий;

     объем   ввоза   из   этой  страны  товаров  5  самых  больших  по стоимостному     объему    групп    Единой    товарной    номенклатуры внешнеэкономической  деятельности  за  2 предшествующих года равен или превышает  75  процентов  общего  объема ввоза этих товаров из стран - пользователей системы преференций;

     недружественные  действия  этой  страны,  под  которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств-членов Таможенного союза либо физических  и  (или)  юридических  лиц  государств- членов Таможенного союза, в том числе действия,   которые   необоснованно   закрывают   физическим  и  (или) юридическим  лицам  доступ на рынок этой страны или иным   образом   необоснованно   дискриминируют   физических  и  (или)юридических лиц государств-членов Таможенного союза;

серьезные   недостатки   в   контроле   экспорта   или   транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.

Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций так же утверждается Комиссией Таможенного союза.

В   указанный  перечень  включаются  страны,  входящие  в  список наименее развитых стран ООН.

Перечень  товаров,  происходящих  и  ввозимых  из развивающихся и наименее  развитых  стран,  при ввозе которых предоставляются тарифные преференции,  утверждается  Комиссией Таможенного союза.  Количество  позиций указанного перечня   не   может   превышать   20   процентов   общего  количества подсубпозиций  Единой   товарной   номенклатуры   внешнеэкономической деятельности.

При  необходимости  Комиссия  утверждает  дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого

перечня не может превышать 5 процентов общего количества подсубпозиций

Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.

Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии Таможенного союза утверждены17:

- Перечень развивающихся стран (см. приложение А) (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%;

- Перечень наименее развитых  стран (см. приложение Б) (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины;

Информация о работе Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях функционирования таможенного союза