Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях функционирования таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;
внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Объектом является Единый таможенный тариф Таможенного союза.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
в рамках функционирования таможенного союза 7
Исторические аспекты становления таможенно-тарифного
регулирования 7
1.2 Таможенный союз: понятие и этапы формирования 14
1.3 Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 22
2. Порядок таможенно-тарифного регулирования
в рамках таможенного союза 30
2.1 Порядок применения Единого таможенного тарифа таможенного
союза 30
2.2 Тарифные преференции 40
2.3 Порядок применения таможенных пошлин как основа
таможенно-тарифного регулирования 45
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования таможенного союза 55
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного союза 55
3.2 Таможенно-тарифная политика формирования единого пространства
ЕврАзЭС
3.3 Направление совершенствования мер таможенно-тарифного
регулирования в рамках функционирования таможенного союза
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

5fan_ru_ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

В современной литературе нередко можно столкнуться с отождествлением понятий таможенной пошлины и таможенного тарифа. Нам представляется, что такое смещение понятий недопустимо. Оно не позволяет выявить механизм таможенно-тарифного регулирования, поскольку основные элементы таможенной пошлины и таможенного тарифа не совпадают. Общим элементом, свойственным как для таможенной пошлины, так и для таможенного тарифа, является таможенная ставка. Именно этот общий элемент и давал основание отдельным исследователям отождествлять таможенную пошлину и таможенный тариф. Однако именно в таможенном тарифе (и только в нём) проявляется способность таможенной ставки дифференцироваться в зависимости от страны происхождения товара. Что же касается структуры самой таможенной пошлины, то дифференциация ставки в зависимости от страны происхождения не предусматривается её основными элементами.

Как это следует из вышеприведённого определения таможенного тарифа, в классическом понимании тариф устанавливает соотношение между таможенной ставкой и конкретной позицией товара в товарной номенклатуре. Однако на практике наряду с этой зависимостью сразу же выявилась и другая – зависимость таможенной ставки от страны происхождения товара, подлежащая обложению таможенной пошлиной, первоначально формировавшиеся так называемые простые таможенные тарифы, содержавшие для каждого товара всего лишь одну ставку пошлины, применявшуюся вне зависимости от страны происхождения, практически ушли в прошлое, и сейчас вместо простых (одноколонных) таможенных тарифов применяются сложные (многоколонные) тарифы.11

Дифференциация таможенного обложения в зависимости от страны происхождения ввозимого товара в российской практике таможенно-тарифного регулирования осуществляется следующим образом.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Едином Таможенном тарифе Таможенного союза.

Применительно к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Едином Таможенном тарифе Таможенного союза, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных льгот (преференций) в соответствии с нормами таможенного законодательства.

Преференциальный режим играет особую роль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т.к. он распространяется на значительное количество государств, с которыми страны Таможенного союза осуществляют внешнеторговые обмены.12

Таким образом составной частью регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенно-тарифная политика, которая является важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный путь развития, её диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Это обуславливает ряд задач таможенно-тарифной политики, которые будут решаться в среднесрочной перспективе:

- содействие технологической  модернизации российской экономики  за счёт облегчения доступа  к использованию передовых иностранных  технологий;

- стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта товаров»).

Усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики – от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

Усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентоспособности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.

Единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок таможенно-тарифного регулирования в рамках таможенного союза

 

 

2.1 Порядок применения  Единого таможенного тарифа таможенного  союза

 

 

 

2011 год стал вторым годом осуществления таможенно-тарифного регулирования в условиях передачи функции применения большинства инструментов внешней политики органам управления таможенного союза, и в первую очередь Комиссии Таможенного союза. В связи с этим совершенствование подходов и механизмов, обеспечивающих реализацию задач таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2011 году в рамках установленного порядка принятия решений органами управления Таможенного союза, необходимо осуществлять на основе учёта положительного и отрицательного опыта этой работы в 2010 году, реального вклада внешнеторгового фактора в решение важнейших задач социально-экономического развития. 13

27 ноября 2009 года на заседании  Межгосударственного совета Евразийского  экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) был утверждён на уровне глав государств Единый таможенный тариф Таможенного союза со сроком вступления в силу с 1 января 2010 года.

Единый таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза утверждена в составе Единого таможенного тарифа и введена в действие одновременно с ним 1 января 2010 года.

В связи с введением в действие с 1 января 2010 года Единого таможенного тарифа и других инструментов регулирования внешнеторговой деятельности Таможенного союза с основными торговыми партнерами будут проведены консультации по изменениям в режиме торговли. Эти консультации поручено провести сформированной Комиссией единой переговорной делегации на проведение переговоров по присоединению единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации к ВТО.

В практическом плане требуется адаптация Единого таможенного тарифа к новым условиям конкуренции на объединённом рынке трёх стран, включая обеспечение эффективной тарифной защиты нетрадиционных и инновационных производств, получивших благодаря интеграционному фактору мощный импульс в своём развитии.

Подписанный 6 октября 2007 г. в Душанбе Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза заложил основу построения полноценного таможенного союза в соответствии с общепризнанными принципами международного права, согласно которым в пределах единой таможенной территории подлежат беспрепятственному перемещению как товары, происходящие с единой таможенной территории, так и товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на этой таможенной территории, при условии применения всеми государствами - членами Таможенного союза Единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами.

Однако в процессе разработки правовых основ функционирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России было установлено, что объективно существующие различия в структуре экономик государств-членов и соответственно их несовпадающие потребности и интересы в части объемов и номенклатуры импортируемой на национальные территории из-за пределов ЕврАзЭС продукции происхождения третьих стран требуют введения на переходный период изъятий из Единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования в отношении отдельных наименований товаров и транспортных средств.

Введение единого таможенного тарифа приведет к снижению средневзвешенной пошлины на импорт в Россию примерно на 1%, но по ключевым позициям товаров изменений в российских пошлинах не будет.14

В едином таможенном тарифе более 80% действующих ранее российских пошлин осталось без изменений. Они охватывают порядка 9350 товарных позиций. По 1850 позициям ставки скорректированы. В основном это коснулось ввоза одежды, ряда продовольственных товаров, бытовой техники и транспортных средств.

Для Беларуси 75% таможенных ставок сохранится на прежнем уровне, 18% ставок будет снижено и 7% повышено. Снижаются ставки таможенных пошлин на ввоз тропических фруктов, одежды, обуви, головных уборов и некоторых других товаров.

Изменения ставок таможенных пошлин для стран-участниц таможенного союза показаны на рисунке 4.

Рисунок  4 - Изменения ставок таможенных пошлин

                     с введением  Единого таможенного тарифа

 

Так, введение единого для трех стран тарифа обернется повышением цен на одежду, мясную продукцию, зато бытовая техника, наоборот, подешевеет. Не изменятся ставки на новые и подержанные иномарки, большинство продуктов питания и сырьевых товаров, алкоголь и табачные изделия.

Более 80% действующих сегодня пошлин останутся неизменными, в частности, ставки на новые и подержанные иномарки, большинство продуктов питания и сырьевых товаров, алкоголь и табачные изделия.

Однако на 1850 из 11 200 товарных позиций Россия ставки скорректирует. В частности, со следующего года подорожает почти вся одежда из нижнего ценового сегмента, а на одежду среднего ценового уровня и уровней выше средней тариф снижается. Такая мера, даст возможность Таможенному союзу защититься от главных конкурентов - производителей ширпотреба из Китая и Турции.

Импортеры одежды в свою очередь отмечают, что это означает фактическое повышение пошлин: дело в том, что основной объем одежды массовых марок ввозится по минимальной таможенной ставке, которая сейчас повышена, а стоимость одежды, отшиваемой, например, в Китае, повышается на 80-100% и после уплаты нынешней пошлины (рис. 5).

Таблица 1- Увеличение ставок таможенных пошлин на 

                     товары первой необходимости

 

Наименование товара

Пошлины до 1 января 2010 года

Пошлины по ЕТТ после 1 января  2010 года

Лимоны

5%

5%, но не менее 0.035 евро  за кг.

Мандарины

5%

5%, но не менее 0.03 евро  за кг.

Бананы

5%

5%, но не менее 0.02 евро  за кг

Икра осетровых

15%

20%, но не менее 22 евро  за кг.

Креветки

5%

20%, но не менее 2 евро  за кг.

Огнеупор изделия

5%

20%

Плитка

15%

15%, но не менее 0.06 евро  за кг

Сантехника

10%

15%, но не менее 0.24 евро  за кг

Мебель

15%

 

Одежда:  пальто

5%, но не менее 1 евро за кг

10%, но не менее 5 евро  за кг

костюмы

5 %, но не менее 1 евро  за кг

10%, но не менее 4 евро  за кг.

рубашки

5 %, но не менее 1 евро  за кг

10%, но не менее 3 евро  за кг.

Мебель деревянная:   для кухни

15%

15 %, но не менее 0.8 евро  за кг.

для жилых комнат и спальни

15%

0.75 евро за  кг.


 

 

Повысятся также таможенные пошлины на молоко и молочные продукты, рис, крупы, готовые продукты из мяса, изделия из бумаги, пластмасс, кормоуборочные и зерноуборочные комбайны, металлообрабатывающие станки. Основной товарной позицией, по которой произойдет наиболее значительное повышение таможенных пошлин, являются автотранспортные средства. На некоторые импортные автомобили ставки таможенных пошлин с нового года увеличиваются в 10 раз.

Таблица 2 -  Увеличение ставок таможенных пошлин на

                      товары первой необходимости

 

Наименование товара

Пошлины до 1 января 2010 года

Пошлины по ЕТТ после 1 января  2010 года

Сметана (литр)

15%

15%, но не менее 0.18 евро  за кг 

Масло сливочное (кг)

20%. но не менее 0.3 евро  за кг 

15%, но не менее 0.35 евро  за кг 

Окорочка (кг)

20%. но не менее 0.4 Евро  за кг 

80 %, но не менее 0.7 евро  за кг.

Помидоры (кг)

15%

15%, но не менее 0.08 евро  за кг 

Огурцы (кг)

15%

15%, но не менее 0.08 евро за кг

Рыба свежемороженая

5%

10%

Холодильники бытовые

0

20%, но не менее 0.24 евро  за 1л 

Записывающая аппаратура

0

10% и 15%

Телевизоры

10%, но не менее 20 Евро  за  шт 

10% и 15% и 20%, но не менее 21.28.84 Евро за 1шт 

Магнитные носители

0

10%, но не менее 0.08евро  за шт.

Масло подсолнечное

20%

15%, но не менее  0.14 евро  за кг 

Маргарин

15 %, но не менее 0.12 евро  за кг.

20 %, но не менее 0.2 евро  за кг.

Апельсины

5%

5%, но не менее  0.02 евро  за кг.

Информация о работе Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях функционирования таможенного союза