Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 14:14, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;
внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Объектом является Единый таможенный тариф Таможенного союза.
Введение 3
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
в рамках функционирования таможенного союза 7
Исторические аспекты становления таможенно-тарифного
регулирования 7
1.2 Таможенный союз: понятие и этапы формирования 14
1.3 Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 22
2. Порядок таможенно-тарифного регулирования
в рамках таможенного союза 30
2.1 Порядок применения Единого таможенного тарифа таможенного
союза 30
2.2 Тарифные преференции 40
2.3 Порядок применения таможенных пошлин как основа
таможенно-тарифного регулирования 45
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования таможенного союза 55
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного союза 55
3.2 Таможенно-тарифная политика формирования единого пространства
ЕврАзЭС
3.3 Направление совершенствования мер таможенно-тарифного
регулирования в рамках функционирования таможенного союза
Заключение
Библиография
Российской Федерации во внешнеторговом обороте
Таможенного союза
Рисунок 9 – Доля Республики Беларусь, Республики Казахстан и
Российской Федерации в
Рисунок 10 – Доля Республики Беларусь, Республики Казахстан и
Российской Федерации в
Анализируя данные географической структуры экспортно-импортных операций стран Таможенного союза показал, что Россия в меньшей степени из стран Таможенного союза зависит от взаимной торговли (таблица 8).
Таблица 7 – Географическая структура экспортно-импортных
операций стран Таможенного
% к итогу)
2009 |
2010 | |||||||
Всего |
в том числе |
Всего |
в том числе | |||||
страны СНГ |
из них |
другие страны мира |
страны СНГ |
из них |
другие страны мира | |||
страны Таможенного союза |
страны Таможенного союза | |||||||
Беларусь |
||||||||
экспорт |
4077,9 |
1879 |
1419,7 |
2288,9 |
5269,9 |
2659,7 |
2118,9 |
2610,2 |
импорт |
5974,7 |
3774,7 |
3472,9 |
2200 |
6506,2 |
4015 |
3644,4 |
2491,2 |
сальдо |
-1896,8 |
-1985,7 |
-2053,2 |
88,9 |
-1236,3 |
-1355,3 |
-1525,5 |
119 |
Казахстан |
||||||||
экспорт |
8016,3 |
1478,5 |
725,8 |
6537,8 |
13458,3 |
1820 |
1244,1 |
11638,3 |
импорт |
5985,5 |
2543,6 |
1842,6 |
3441,9 |
5355 |
2591,2 |
2160,8 |
2763,8 |
сальдо |
2030,8 |
-1065,1 |
-1116,8 |
3095,9 |
8103,3 |
-771,2 |
-916,7 |
8874,5 |
Россия |
||||||||
экспорт |
56836,9 |
8560,4 |
5282,6 |
48276,5 |
91896,7 |
12119,7 |
5940,3 |
79777 |
импорт |
33591,9 |
4089,8 |
2047,8 |
29502,1 |
40845,6 |
6263,2 |
3214,7 |
34582,4 |
сальдо |
23245 |
4470,6 |
3234,8 |
18774,4 |
51051,1 |
5856,5 |
2725,6 |
45194,6 |
Всего по странам Таможенного союза |
||||||||
экспорт |
68931,1 |
11827,9 |
7428,1 |
57103,2 |
110624,9 |
16599,4 |
9303,3 |
94025,5 |
импорт |
45552,1 |
10408,1 |
7363,3 |
35144 |
52706,8 |
12869,4 |
9019,9 |
39837,4 |
сальдо |
23379 |
1419,8 |
64,8 |
21959,2 |
57918,1 |
3730 |
283,4 |
54188,1 |
Таким образом, внешняя торговля России, так же как и стран таможенного союза теперь складывается из взаимной торговли с государствами - участниками Таможенного союза и торговли с третьими странами. Сбор данных по внешней торговле будет осуществляться по-прежнему на основе данных, содержащихся в грузовых таможенных декларациях.25
Для учета данных в статистике внешней торговли разработана Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза.
Этот документ основан на рекомендациях Статистической комиссии ООН и учитывает накопленный опыт ведения таможенной статистики в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь.
3.2 Таможенно-тарифная политика
формирования единого
ЕврАзЭС
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) является международной организацией, созданной для эффективной реализации целей и задач, определённых в Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.
Рисунок 11 – Структура управления ЕврАзЭС
Задачами ЕврАзЭС являются:26
- завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли,
- формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер
нетарифного регулирования;
- обеспечение свободы движения капитала;
- формирование общего финансового рынка;
- согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках
ЕврАзЭС;
- установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа
на внутренние рынки;
- создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
- разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
- создание равных условий для производственной и предпринимательской
деятельности;
- формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной
системы;
- формирование общего энергетического рынка;
- создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки
Сторон;
- предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в
получении образования и медицинской помощи на всей его территории;
- сближение и гармонизация национальных законодательств;
- обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с
целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий стран, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:27
- эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
- создание условий стабильного
развития структурной
- проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
- развитие единых транспортных,
энергетических и
- создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.
Рисунок 12 – Концепция развития интеграции ЕврАзЭС
Страны-участницы согласовывают основные направления и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.
В рамках сообщества создаются необходимые условия для стабильного экономического развития государств-участников, осуществляется согласованная государственная поддержка приоритетных отраслей и производств, эффективная конверсию и реформирование предприятий оборонного комплекса.
Государства-участники будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг. Стороны постепенно устраняют имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг в рамках Единого экономического пространства для юридических и физических лиц государств-участников.
Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.
Стороны продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущим операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.
Интересным является тот факт, что договорно-правовые акты, предписываемые к принятию, были органичным образом сгруппированы по сферам, условно поименованных «свободами», по аналогии со свободами, закрепленными в учредительных документах Европейского Союза.
Таких свобод в Решении Межгоссовета выделяется три.
Прежде всего, в рамках первой «свободы движения услуг» предусмотрено принятие государствами – членами ЕврАзЭС Проектов Соглашений о торговле услугами; о сотрудничестве в сфере аттестации и аккредитации образовательных организаций; о порядке организации, управления, функционирования и развития общего нефтегазового рынка Беларуси, России и Казахстана.
В рамках второй «свободы движения капитала» намечено принятие актов, направленных на либерализацию движения капиталов государств, входящих в Сообщество, а также предусматривающих механизм защиты прав инвесторов при осуществлении инвестирования. К ним относятся Проекты Соглашений об основах инвестиционной деятельности, а также об основополагающих принципах валютной политики по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала. Кроме того, необходимо разработать и принять Проект Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, а также Проект Протокола о создании общего страхового рынка.
И, наконец, третья свобода посвящена беспрепятственному «передвижению рабочей силы». С этой целью предусмотрена выработка сторонами Проекта Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также Проекта Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной миграции.
В Решении, помимо всего прочего, предусмотрено принятие документов, посвященных согласованной экономической политике государств – членов Сообщества. В основном это акты, касающиеся проведения общей конкурентной политики, а также установления единых правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Данное явление говорит не просто о тенденции к построению «полюса экономической силы», готового наравне конкурировать с центрами региональной интеграции развивающихся стран.
Очевидно, что евразийская интеграция как правовое явление означает создание «специального» – внутриинтеграционного – правового режима для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Этот замкнутый режим не подпадает под действие механизма принципа наибольшего благоприятствования, если сторонами не согласовано иное.28
3.3. Направление совершенствования
мер таможенно-тарифного
Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифного регулирования необходимо улучшить качество таможенного администрирования за счет осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками, внедрения предварительного информирования, широкого распространения переноса осуществления контроля на этап после выпуска товаров на основе метода минимальной достаточности.
Так же необходимо разработать методику сопоставления данных внешнеторговой статистики России и ее торговых партнеров в целях выявления объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россию с нарушениями установленных правил. 29
Упрощение технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, позволит сократить издержки на логистику и хранение товаров.
Следующими направлением совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования в рамках функционирования таможенного союза являются:
- упрощение системы учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий;
- упрощение системы таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, в отношении которых длительное таможенное оформление приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности;
Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению стратегических задач таможенного союза по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций бизнеса в глобальной экономике.
Проект основных направлений таможенно-тарифной
политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
подготовлен Минэкономразвития России.
Проект документа учитывает положения
Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации до 2020 года,
Основных направлений деятельности Правительства
Российской Федерации на период до 2020
года и Основных направлений внешнеэкономической
политики Российской Федерации на период
до 2020 года.30
Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период в целом были определены Основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. Вместе с тем мировой финансовый и экономический кризис, значительное сужение мирового и внутреннего спроса, реализация антикризисных мер, а также создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана обуславливают потребность в корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики.