Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, реферат
В мировом сообществе и формировании новых экономических отношений все большее значение приобретает интеграция. Наиболее успешно она проходит в рамках Европейского сообщества (Европейского союза), где, несмотря на определенную неравномерность развития стран-участниц, они достаточно последовательно и в целом успешно создают единый внутренний рынок и формируют европейское экономическое пространство.
Поэтому не удивительно, что уже первые шаги закавказских государств на внешнеполитической арене были направлены в сторону западного сообщества, прежде всего Европейского союза.
1ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ
РЕСПУБЛИК ЗАКАВКАЗЬЯ В
В мировом сообществе и формировании новых экономических отношений все большее значение приобретает интеграция. Наиболее успешно она проходит в рамках Европейского сообщества (Европейского союза), где, несмотря на определенную неравномерность развития стран-участниц, они достаточно последовательно и в целом успешно создают единый внутренний рынок и формируют европейское экономическое пространство.
Поэтому не удивительно, что уже первые шаги закавказских государств на внешнеполитической арене были направлены в сторону западного сообщества, прежде всего Европейского союза. Причислив себя к семье европейских государств, Армения, Азербайджан и Грузия демонстрируют свое желание активно участвовать в интеграционном процессе, по всей видимости рассчитывая в будущем на полноправное членство в этой авторитетной организации.
1.1История развития отношений ЕС с Закавказьем
Практически уже через несколько дней после известного Беловежского совещания, юридически закрепившего распад бывшего СССР, а точнее 31 декабря 1991 года, Европейское сообщество1 признало Армению, Азербайджан и Грузию независимыми суверенными государствами. Следует подчеркнуть, что решение о признании было принято, после того как руководители вновь получивших независимость республик официально заверили ЕС, что они будут неуклонно выполнять все выдвинутые Сообществом условия 2.
Вслед за политическим признанием, эти республики начали получать из ЕС гуманитарную и продовольственную помощь, в которой население, пострадавшее от военных конфликтов и гражданской войны (Грузия) в регионе, остро нуждалось. Всего за 1991—1999 годы Евросоюз предоставил Закавказью помощь, включая и кредиты, на сумму около 880 млн. евро3. Значительные средства поступали в рамках технической помощи Евросоюза по программе ТАСИС — "Программы Европейского союза в целях технического содействия странам СНГ". ЕС даже открыл в республиках Координационные бюро по техническому содействию программе ТАСИС.
В марте 1994 года Совет ЕС разработал политику дифференцированного подхода к новым независимым государствам (ННГ), позволявшую, по его мнению, учитывать ситуацию в каждой стране и в дальнейшем отношения с ними строить на контрактной основе. С удовлетворением встретив соглашение между Арменией и Азербайджаном о прекращении огня в Нагорном Карабахе, Совет ЕС принял решение сделать шаг навстречу закавказским республикам. Комиссия ЕС (КЕС) занялась подготовкой с конфликтующими сторонами двусторонних соглашений о партнерстве и сотрудничестве. Эти действия в определенной мере отражали в целом положительное отношение ЕС к развитию политической ситуации на Кавказе.
В начале 1995 года КЕС провела
первые встречи Совместных комитетов
представителей республик и ЕС 4,
которые позволили оценить возм
Затем Совет ЕС, на уровне министров иностранных дел, собравшийся в Люксембурге 12 июня 1995 года, принял проект "общей позиции" по Закавказью. В этом документе среди прочего отмечалось, что Союз должен помочь Армении, Грузии и Азербайджану преодолеть трудный период перехода к демократическому строю, основанному на рыночной экономике. По мнению Совета ЕС, страны Закавказья в то время в целом находились на наименее продвинутой (по сравнению с другими государствами) стадии в отношениях с Европейским союзом, внимание которого в первую очередь было направлено на Балтию и другие страны европейской части бывшего СССР.
В проекте также отмечалось, что ЕС будет и впредь всемерно поддерживать экономические реформы в закавказских республиках (в том числе с использованием рычагов Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций), и вместе с другими странами-донорами направлять в регион гуманитарную помощь.
Европейский союз высказал намерение способствовать тому, чтобы закавказские республики сохранили свою национальную независимость, суверенитет и территориальную целостность. Одновременно планировался углубленный политический диалог с соседними странами, направленный на то, чтобы в тесном сотрудничестве с ними, а также с ООН и ОБСЕ содействовать урегулированию острых региональных конфликтов, особенно в Нагорном Карабахе. Предусматривалось также, что Европейский союз продолжит оказывать поддержку демократическим реформам, будет следить за соблюдением прав человека и развивать сотрудничество по самому широкому кругу вопросов, включая обеспечение безопасности и борьбу против организованной преступности.
Между тем отсутствие адекватной нормативно-правовой базы двусторонних отношений тормозило дальнейшее развитие отношений ЕС с государствами Закавказья. В этой связи, а также исходя из результатов первых встреч Совместных комитетов, КЕС рекомендовала Совету ЕС подготовить и заключить двусторонние соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), аналогичные документам, уже подписанным с рядом других бывших советских республик.
Следует отметить, что
в начальный период становления
ННГ официальные отношения
Было принято решение о создании смешанных комиссий: "Армения — Европейский союз", "Азербайджан — Европейский союз " и "Грузия — Европейский союз"6.
22 апреля 1996 года в
Люксембурге были подписаны
Соглашения предусматривали всемерное развитие политического диалога и торгового обмена между сторонами (включая предоставление статуса наибольшего благоприятствования), определяли основные условия деятельности совместных и иных предприятий на территории партнера, трансграничных платежей и услуг, инвестирования и движения капиталов, конкуренции, защиты интеллектуальной, промышленной и торговой собственности. Особо были оговорены условия сотрудничества по предотвращению незаконной деятельности и нелегальной иммиграции. Кроме того, предусмотрено специальное положение, которое позволяет ЕС в одностороннем порядке прекратить действие этого документа в случае выявления нарушений основных элементов соглашения: принципов демократии, рыночной экономики и соблюдения прав человека.
На основе соглашения в каждой республике было сформировано по три новых совместных института: советы сотрудничества, где планировалось раз в год проводить встречи на уровне министров; комитеты сотрудничества, в которые вошли высокопоставленные государственные чиновники; комитеты парламентского сотрудничества, членами которого стали депутаты парламентов Европы и республик. Кроме того, в 1996 году в Европарламенте была создана специальная комиссия по связям с закавказскими республиками. Ее председателем стал Александр Алаванос, являвшийся председателем Комитета Европарламента по иностранным делам, оборонной политике и безопасности.
Вскоре А. Тракателис,
глава делегации
Поскольку соглашения должен был одобрить Европейский парламент, ратифицировать парламенты закавказских республик и всех 15 государств-членов ЕС, на что требовалось время, то Европейский союз и республики вскоре подписали временные документы о торговле, аналогичные тем, что уже в то время действовали между ЕС и большинством стран СНГ, включая и Россию. При этом речь шла о таких аспектах, как снижение или отмена таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле, а также о сопутствующих обязательствах, например, о мерах защиты рынка от демпинга. Временные соглашения также были призваны способствовать расширению торговли стран Закавказья с государствами ЕС, доля которых во внешнеторговом обороте республик не превышала 20%.
Вскоре, в сентябре 1996 года, Комитет по иностранным делам, оборонной политике и безопасности Европарламента одобрил доклад о стратегии ЕС в Закавказье, содержащий, в частности, предложение об учреждении представительств Союза в этих странах.
В развитие этой инициативы КЕС в январе 1997 года представила проект документа "О стратегии Европейского Союза в отношениях с закавказскими республиками"7, в котором цель такой стратегии определяется как содействие укреплению независимости Азербайджана, Армении и Грузии, мирному урегулированию кризисов и разногласий между конфликтующими сторонами, в том числе и по проблеме Нагорного Карабаха, становлению демократии и гражданского общества, экономическому развитию этих государств. Закавказье объявлялось "регионом стратегических интересов ЕС". В резолюции Европарламента, одобряющей представленный документ, подчеркивалась необходимость скорейшего открытия представительств ЕС в Баку, Ереване и Тбилиси, содействия в создании современной инфраструктуры (транспорт, телекоммуникации и т.д.) и системы транспортировки азербайджанской нефти к черноморским портам.
Первое представительство было открыто в Тбилиси. Этот факт свидетельствовал, что ЕС, по всей видимости, именно Грузию рассматривает как наиболее активного и перспективного партнера. С 1999 года представительство издает ежемесячный информационный бюллетень "Европейская интеграция", регулярно информирующий читателей о тенденциях развития европейских структур, о состоянии отношений между Грузией и Евросоюзом и о других проблемах.
На очередной сессии, состоявшейся в Страсбурге в марте 1997 года, Европейский парламент одобрил соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенные Евросоюзом с рядом бывших советских республик, в том числе и Закавказья. Участники сессии отметили, что реализация соглашений поможет этим странам осуществить политические и экономические реформы, "необходимые для того, чтобы приблизиться к европейским нормам"8.
В июле 1998 года делегация Комиссии по связям с закавказскими республиками Европейского парламента во главе с А. Алаваносом совершила ознакомительную поездку в регион. В отчетном докладе по этому визиту был, в частности, поставлен вопрос о необходимости открыть представительство ЕС в Азербайджане — в Армении и Грузии к тому времени они уже активно работали. В конце 1998 года в Баку приступил к работе сотрудник ЕС Р. Батти, который занялся организационными вопросами, связанными с открытием представительства в Азербайджане.
В связи с вступлением в силу соглашений о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и тремя закавказскими государствами, в Люксембург на торжественную церемонию, которая планировалась по этому поводу (инициатива Германии, по правилам ротации председательствовавшей в то время в Евросоюзе), было решено пригласить президентов Армении, Азербайджана и Грузии. Предполагалось, что политический диалог на региональном уровне сделает более действенными отношения трех стран как с Евросоюзом, так и с его государствами-членами, сблизит их позиции по международным проблемам и по вопросам, связанным с укреплением безопасности и стабильности в регионе.
Совещание Совета министров
иностранных дел Европейского союза
и руководителей стран
В постановлении, принятом по итогам совещания, отмечалось, что соглашения о партнерстве и сотрудничестве послужат "платформой для запуска политических и экономических программ, а также программ технического содействия".
По мнению Совета министров ЕС, европейские инициативы по региональному сотрудничеству в рамках программы ТАСИС, и особенно проекты ТРАСЕКА10 и ИНОГЕЙТ11 должны содействовать мирному процессу, а целью Союза должно оставаться "движение в направлении сбалансированных отношений, основанных главным образом на торговле и инвестициях, а также предусматривающих административные реформы и реформы финансовых служб в контексте экономических связей с Евросоюзом и его партнерами на расширенном европейском пространстве сотрудничества". При этом особо отмечалось, что Евросоюз готов содействовать миротворческой деятельности под эгидой ООН и ОБСЕ. На этой встрече также была подписана "Совместная декларация Евросоюза, Азербайджана, Грузии и Республики Армения"12, которая заложила основы конструктивного сотрудничества в регионе.