Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, реферат
В мировом сообществе и формировании новых экономических отношений все большее значение приобретает интеграция. Наиболее успешно она проходит в рамках Европейского сообщества (Европейского союза), где, несмотря на определенную неравномерность развития стран-участниц, они достаточно последовательно и в целом успешно создают единый внутренний рынок и формируют европейское экономическое пространство.
Поэтому не удивительно, что уже первые шаги закавказских государств на внешнеполитической арене были направлены в сторону западного сообщества, прежде всего Европейского союза.
Отношения Азербайджана с европейскими институтами и европейскими странами опираются на стратегию, определенную Президентом Ильхамом Алиевым: отношения прежде всего должны быть равноправными и исходить из конкретных интересов сторон, сказал Фуад Искендеров.
По его словам, возрастающий с каждым днем политический и экономический вес Азербайджана в регионе поднял на качественно новый уровень интересы Европейского союза к Азербайджану, а с другой стороны, дал серьезный толчок поискам ЕС нового равноправного и взаимно ответственного сотрудничества, которое носит стратегический характер.
"Мы становимся свидетелями этого как при двусторонних встречах, широкоформатных переговорах, так и в ходе ежедневной работы, консультаций и обмена мнениями в кулуарах Евросоюза", - отметил дипломат.
Так, в заявлении еврокомиссара Штефана Фюле, сделанного им во время его выступления в Европарламенте по итогам 2012 года Политики еврососедства за 2012 год, содержится тезис о рассмотрении в Еврокомиссии возможностей развития дальнейших отношений с Азербайджаном на основе стратегического партнерства, что является доказательством заинтересованности ЕС в стратегическом партнерстве с нашей страной, сказал посол.
Формирование диалога сотрудничества именно на основе этой стратегической модели, отметил он, включает не только энергетическую, но и другие сферы. Безусловно, такой подход европейских партнеров может только поддерживаться азербайджанской стороной.
По словам дипломата, в этой плоскости между Азербайджаном и ЕС уже ведутся переговоры по конкретным направлениям и сферам, и эти переговоры являются компонентом успешной внешней политики страны.
Как отметил глава представительства Азербайджана при ЕС, в ближайшее время завершатся переговоры по таким документам, как "Соглашение между Азербайджаном и ЕС об упрощении визового режима", "Соглашение между Азербайджаном и ЕС о реадмиссии незаконно проживающих лиц" и "Совместная декларация между Азербайджаном и ЕС о партнерстве по мобилизации".
"Подписание этих
документов не только поднимет
успешное сотрудничество между
Азербайджаном и ЕС на
Таким путем мы ускорим процесс взаимного прогресса и развития отношений", - сказал Фуад Искендеров.
Энергосотрудничество между Азербайджаном и ЕС
"Как известно, в
2006 году был подписан Меморандум
о взаимопонимании между
Азербайджан, отметил он, уже намерен не только транспортировать свой природный газ в Европу, но и продавать его напрямую на европейском рынке. Это означает прямой выход на рынок ЕС и возможность играть роль в его экономике, добавил он.
"Если мы хотим
с 2019 года выйти на этот рынок
с 10 миллиардами кубометров
По словам дипломата, если сегодня в Румынии и Швейцарии существуют несколько АЗС Государственной нефтяной компании, то через несколько лет на пространстве ЕС их число достигнет нескольких десятков. "У Азербайджана будут серьезные инвестиции. Это приблизит не только нас к Европе, но и Европу- к Азербайджану, - сказал посол.
"Сейчас обсуждается вопрос транспортировка газа с "Шах Дениз" в Европу по одному из проектов TAP или Nabucco-West, но представьте себе, что Азербайджан продает на европейском рынке определенные объемы газа с месторождений "Абшерон", "Нахчыван", "Умид", "Бабек", "Шафаг-Асиман" и "Азери-Чыраг- Гюнешли". Для этого потребуются не только проекты TAP или Nabucco-West, а возможно, и более сложная транспортная система. С этой точки зрения Евросоюз осознает стратегическую значимость TANAP и видит Азербайджан как серьезного и надежного партнера", - сказал Фуад Искендеров.
Торговые отношения между Азербайджаном и ЕС
Говоря о торговых отношениях между Азербайджаном и ЕС, глава представительства страны в структуре отметил, что диалог в сфере торговли ведется по нескольким направлениям - по импорту и экспорту стратегического сырья.
По его словам, сегодня общий товарооборот Азербайджана со странами ЕС составляет более шести миллиардов евро. В этом товарообороте азербайджанский экспорт в страны ЕС составляет пять миллиардов евро, то есть сальдо торгового оборота в пользу Азербайджана. А в целом в географии торговли Азербайджана ЕС является самым большим экспортным рынком страны - 40-45 процентов азербайджанского экспорта поставляется на европейский рынок, сказал посол.
"Это не отвечает существующему потенциалу, и Азербайджан намерен увеличить этот оборот. У нас нет непосредственных границ с Европой, но мы должны активнее войти в этот рынок посредством Турции и расширить ассортимент экспортируемых товаров. Известно, что азербайджанская сторона серьезно рассматривает перспективы членства во Всемирной торговой организации и пользу и риски, которые оно может принести нашей стране", - сказал дипломат.
Фермеры, которые занимаются
местным крупным и средним
производством и
"Только после этого
Азербайджан может стать
Позиция ЕС в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта
"Говоря о позиции
ЕС по армяно-азербайджанскому
конфликту, хотелось бы
Что касается законодательной структуры, коей является Европарламент, то здесь ситуация иная, отметил посол. По его словам, в многочисленных резолюциях, принятых до сегодняшнего дня Европарламентом (к примеру, в связи с регионом Южного Кавказа, принятой в 2010 году, по переговорам об ассоциативном соглашении, проводимым с Азербайджаном и Арменией в 2012 году), отмечается оккупация азербайджанских территорий армянскими вооруженными силами и выдвигается требование незамедлительно вывести силы агрессора со всех оккупированных территорий, включая Нагорно-Карабахский регион.
"Действующий президент
Европарламента Мартин Шульц
в интервью, данном 14 января этого
года местному информагентству,
Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - 20 процентов территории Азербайджана - находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.
В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.
Принятые Советом безопасности
ООН четыре резолюции по освобождению
оккупированного Нагорного
ВЫВОДЫ
Цели и программа развития сотрудничества Европейского союза со странами Центральной и Восточной Европы "вглубь" были сформулированы в Маастрихтском договоре о ЕС, подписанном в феврале 1992 года. Вместе с тем все большее число стран заявляло о своем желании присоединиться к этому договору. Стало ясно, что процесс "расширения на Восток" набирает динамику, свидетельством чему стала принятая "Повестка дня 2000 года" — фактическая программа предстоящего расширения организации.
В настоящее время ЕС переживает этап расширения, связанный с подготовкой к вступлению в него стран, которые находятся в стадии перехода к рыночной экономике и демократии. Это направление деятельности ЕС — одно из ключевых в развитии европейской интеграции в конце XX — начале XXI столетия.
За 1991—1994 годы между ЕС
и десятью государствами
Европейские соглашения, заключаемые на двусторонней основе, идут значительно дальше, чем существовавшие ранее документы о торговле и сотрудничестве. Их основная цель — постепенное включение стран-кандидатов в процесс европейской интеграции.
Однако практика показала, что никакого автоматизма в переходе от ассоциации к членству нет. ЕС не берет на себя никаких обязательств в отношении возможного итога и сроков завершения переговоров о присоединении. Так, например, из четырех стран, подписавших такие соглашения в прошлом (Греция, Турция, Мальта, Кипр), членом ЕС стала только Греция. Но и это произошло лишь после того, как было возобновлено действие соглашения об ассоциации, прерванное Сообществом в ответ на военный переворот в Греции, осуществленный "черными полковниками". В остальных случаях барьером к вступлению становились внешнеполитические обстоятельства или положение в стране.
Следуя стратегии расширения, ЕС в декабре 1997 года принял решение начать переговоры с первоочередными шестью государствами-кандидатами на вступление: Венгрией, Кипром, Польшей, Словенией, Чехией и Эстонией. Что касается остальных стран, то было заявлено, что перспективы интеграции зависят от их способности выполнить условия вступления в Союз и, в немалой мере, от того, насколько успешным окажется процесс интеграции в ЕС указанных выше государств так называемой "первой волны".
Что касается государств Закавказья, то вопрос об их приеме в ЕС пока еще даже не поднимается, поскольку всем ясно, что они находятся в самом начале долгого пути в "Европейский дом". В отношениях с ними ЕС только после вступления в силу Соглашений о партнерстве и сотрудничестве (СПС) перешел от уровня "донор-реципиент" на более высокую ступень. Теперь как минимум в течение 10 лет, то есть срока действия этих соглашений, республики будут воплощать их в жизнь. К настоящему времени сформированы и приступили к работе постоянные институты сотрудничества, о которых говорилось выше. В соответствии с СПС при содействии Евросоюза республики должны решить целый комплекс весьма сложных задач: продолжить движение к рыночной экономике, реформировать систему государственного управления, социального обеспечения и т.д., а самое главное —национальные законодательства гармонизировать с европейскими.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛОЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Текст декларации в газете "Свободная Грузия", 24 июня 1999. С. 1—2
2.Европейский союз: факты и комментарии, 1999, № 3. С. 24.
3.Иванов И. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия // Мировая экономика и международные отношения, 1998
4.XXI век: Европейский Союз и Содружество Независимых Государств. М., 1998
5.http://www.yerkramas.org/