Евросоюз и Закавказье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, реферат

Описание работы

В мировом сообществе и формировании новых экономических отношений все большее значение приобретает интеграция. Наиболее успешно она проходит в рамках Европейского сообщества (Европейского союза), где, несмотря на определенную неравномерность развития стран-участниц, они достаточно последовательно и в целом успешно создают единый внутренний рынок и формируют европейское экономическое пространство.
Поэтому не удивительно, что уже первые шаги закавказских государств на внешнеполитической арене были направлены в сторону западного сообщества, прежде всего Европейского союза.

Файлы: 1 файл

1ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИК ЗАКАВКАЗЬЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Отношения Азербайджана с европейскими институтами и  европейскими странами опираются на стратегию, определенную Президентом Ильхамом Алиевым: отношения прежде всего должны быть равноправными и исходить из конкретных интересов сторон, сказал Фуад Искендеров.

По его словам, возрастающий с каждым днем политический и экономический  вес Азербайджана в регионе поднял на качественно новый уровень интересы Европейского союза к Азербайджану, а с другой стороны, дал серьезный толчок поискам ЕС нового равноправного и взаимно ответственного сотрудничества, которое носит стратегический характер.

"Мы становимся свидетелями этого как при двусторонних встречах, широкоформатных переговорах, так и в ходе ежедневной работы, консультаций и обмена мнениями в кулуарах Евросоюза", - отметил дипломат.

Так, в заявлении еврокомиссара  Штефана Фюле, сделанного им во время его выступления в Европарламенте по итогам 2012 года Политики еврососедства за 2012 год, содержится тезис о рассмотрении в Еврокомиссии возможностей развития дальнейших отношений с Азербайджаном на основе стратегического партнерства, что является доказательством заинтересованности ЕС в стратегическом партнерстве с нашей страной, сказал посол.

Формирование диалога  сотрудничества именно на основе этой стратегической модели, отметил он, включает не только энергетическую, но и другие сферы. Безусловно, такой подход европейских партнеров может только поддерживаться азербайджанской стороной.

По словам дипломата, в этой плоскости между Азербайджаном  и ЕС уже ведутся переговоры по конкретным направлениям и сферам, и эти переговоры являются компонентом  успешной внешней политики страны.

Как отметил глава  представительства Азербайджана при  ЕС, в ближайшее время завершатся переговоры по таким документам, как "Соглашение между Азербайджаном  и ЕС об упрощении визового режима", "Соглашение между Азербайджаном  и ЕС о реадмиссии незаконно проживающих лиц" и "Совместная декларация между Азербайджаном и ЕС о партнерстве по мобилизации".

"Подписание этих  документов не только поднимет  успешное сотрудничество между  Азербайджаном и ЕС на стратегический  уровень, но и упростит выезд граждан Азербайджана в Европу.

Таким путем мы ускорим  процесс взаимного прогресса  и развития отношений", - сказал Фуад Искендеров.

Энергосотрудничество  между Азербайджаном и ЕС

"Как известно, в  2006 году был подписан Меморандум  о взаимопонимании между Азербайджаном  и ЕС по стратегическому партнерству в энергетической сфере. В настоящее время проводятся серьезные работы по направлениям сотрудничества, которые отражены в этом документе. Сегодня, по прошествии семи лет, мы видим, что между нами созданы условия для более глубокого и стратегического партнерства", - сказал азербайджанский дипломат.

Азербайджан, отметил  он, уже намерен не только транспортировать свой природный газ в Европу, но и продавать его напрямую на европейском  рынке. Это означает прямой выход  на рынок ЕС и возможность играть роль в его экономике, добавил он.

"Если мы хотим  с 2019 года выйти на этот рынок  с 10 миллиардами кубометров природным  газом с "Шах Дениз-2", то  в середине 2020 года мы можем  увеличить эти цифры до 15 миллиардов  кубометров, в середине 2030-го - до 35-40 миллиардов кубометров. Это примерно одна треть продаваемого Европе газа Норвегией и Россией в отдельности. Но продажа сырья не является основным вопросом. Долгосрочная цель заключается в том, чтобы продавать стратегический для ЕС продукт на его же рынке и расширить свои торговые отношения", - сказал Искендеров.

По словам дипломата, если сегодня в Румынии и Швейцарии  существуют несколько АЗС Государственной  нефтяной компании, то через несколько  лет на пространстве ЕС их число  достигнет нескольких десятков. "У Азербайджана будут серьезные инвестиции. Это приблизит не только нас к Европе, но и Европу- к Азербайджану, - сказал посол.

"Сейчас обсуждается  вопрос транспортировка газа  с "Шах Дениз" в Европу  по одному из проектов TAP или  Nabucco-West, но представьте себе, что Азербайджан продает на европейском рынке определенные объемы газа с месторождений "Абшерон", "Нахчыван", "Умид", "Бабек", "Шафаг-Асиман" и "Азери-Чыраг- Гюнешли". Для этого потребуются не только проекты TAP или Nabucco-West, а возможно, и более сложная транспортная система. С этой точки зрения Евросоюз осознает стратегическую значимость TANAP и видит Азербайджан как серьезного и надежного партнера", - сказал Фуад Искендеров.

Торговые отношения  между Азербайджаном и ЕС

Говоря о торговых отношениях между Азербайджаном и ЕС, глава представительства страны в структуре отметил, что диалог в сфере торговли ведется по нескольким направлениям - по импорту и экспорту стратегического сырья.

По его словам, сегодня  общий товарооборот Азербайджана со странами ЕС составляет более шести миллиардов евро. В этом товарообороте азербайджанский экспорт в страны ЕС составляет пять миллиардов евро, то есть сальдо торгового оборота в пользу Азербайджана. А в целом в географии торговли Азербайджана ЕС является самым большим экспортным рынком страны - 40-45 процентов азербайджанского экспорта поставляется на европейский рынок, сказал посол.

"Это не отвечает  существующему потенциалу, и Азербайджан  намерен увеличить этот оборот. У нас нет непосредственных  границ с Европой, но мы должны активнее войти в этот рынок посредством Турции и расширить ассортимент экспортируемых товаров. Известно, что азербайджанская сторона серьезно рассматривает перспективы членства во Всемирной торговой организации и пользу и риски, которые оно может принести нашей стране", - сказал дипломат.

Фермеры, которые занимаются местным крупным и средним  производством и предпринимательством, в частности сельским хозяйством, должны повысить свой потенциал, должен возрасти внутренний экономический  потенциал в целом, и конкурентная политика должна дать свои плоды, считает дипломат.

"Только после этого  Азербайджан может стать членом  этой организации. Этого требуют  наши национальные интересы. Но  ЕС связывает непроведение с  нами переговоров по глубокому  и всестороннему торговому соглашению с членством Азербайджана в ВТО. С другой стороны, ЕС, ссылаясь на рост экономического потенциала Азербайджана, принял решение приостановить выгодный торговый режим, который ранее применялся к нам, а теперь применяется к слаборазвитым в экономическом плане странам. Подобные искусственные трудности не создают каких-либо принципиальных проблем для экономически укрепляющегося день ото дня Азербайджана. А для Европы, которая переживает период финансового кризиса, все большую роль начинает играть сотрудничество с расположенными вне пространства ЕС и экономически развивающимися странами. Перспективы торговых связей могут быть большими, если исходить не из экономической зависимости, а из экономических интересов и необходимости. Именно поэтому продолжаются обсуждения и переговоры с ЕС по названным вопросам. Верю, что со временем будет достигнута возможность экспортировать на европейский рынок более широкий ассортимент и больше наименований нашей продукции", - сказал Фуад Искендеров.

Позиция ЕС в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта

"Говоря о позиции  ЕС по армяно-азербайджанскому  конфликту, хотелось бы подчеркнуть,  что отдельные институты ЕС  демонстрируют различную позицию  по данному вопросу. Так, Еврокомиссия, которая является исполнительной структурой ЕС, а также ее служба внешней политики, которая ответственна за вопросы внешней политики, как правило, говорят, что поддерживают посреднические усилия Минской группы ОБСЕ в урегулировании конфликта", - сказал азербайджанский дипломат.

Что касается законодательной  структуры, коей является Европарламент, то здесь ситуация иная, отметил  посол. По его словам, в многочисленных резолюциях, принятых до сегодняшнего дня Европарламентом (к примеру, в связи с регионом Южного Кавказа, принятой в 2010 году, по переговорам об ассоциативном соглашении, проводимым с Азербайджаном и Арменией в 2012 году), отмечается оккупация азербайджанских территорий армянскими вооруженными силами и выдвигается требование незамедлительно вывести силы агрессора со всех оккупированных территорий, включая Нагорно-Карабахский регион.

"Действующий президент  Европарламента Мартин Шульц  в интервью, данном 14 января этого  года местному информагентству,  открыто озвучил свою позицию: "Наша позиция выражается в уважении суверенитета и территориальной целостности Азербайджана в рамках признанных международных границ. Поэтому Европарламент неоднократно в соответствии с резолюциями СБ ООН требовал вывода оккупационных сил с азербайджанских территорий". Считаю, что эта открытая позиция Европарламента может стать импульсом для того, чтобы исполнительные структуры ЕС заняли более активную позицию по нагорно-карабахскому конфликту", - заключил посол.

Конфликт между двумя  южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - 20 процентов территории Азербайджана - находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.

В мае 1994 года стороны  достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.

Принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по освобождению оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий до сих пор не выполняются Арменией.

 

ВЫВОДЫ

 

Цели и программа  развития сотрудничества Европейского союза со странами Центральной и  Восточной Европы "вглубь" были сформулированы в Маастрихтском  договоре о ЕС, подписанном в феврале 1992 года. Вместе с тем все большее число стран заявляло о своем желании присоединиться к этому договору. Стало ясно, что процесс "расширения на Восток" набирает динамику, свидетельством чему стала принятая "Повестка дня 2000 года" — фактическая программа предстоящего расширения организации.

В настоящее время  ЕС переживает этап расширения, связанный  с подготовкой к вступлению в  него стран, которые находятся в  стадии перехода к рыночной экономике  и демократии. Это направление  деятельности ЕС — одно из ключевых в развитии европейской интеграции в конце XX — начале XXI столетия.

За 1991—1994 годы между ЕС и десятью государствами Центральной  и Восточной Европы (с каждым отдельно) подписаны так называемые Европейские  соглашения. По сути это соглашения об ассоциации, которые обе стороны рассматривают как подготовительную стадию к вступлению государства, подписавшего такое соглашение, в ЕС.

Европейские соглашения, заключаемые на двусторонней основе, идут значительно дальше, чем существовавшие ранее документы о торговле и  сотрудничестве. Их основная цель — постепенное включение стран-кандидатов в процесс европейской интеграции.

Однако практика показала, что никакого автоматизма в переходе от ассоциации к членству нет. ЕС не берет на себя никаких обязательств в отношении возможного итога и сроков завершения переговоров о присоединении. Так, например, из четырех стран, подписавших такие соглашения в прошлом (Греция, Турция, Мальта, Кипр), членом ЕС стала только Греция. Но и это произошло лишь после того, как было возобновлено действие соглашения об ассоциации, прерванное Сообществом в ответ на военный переворот в Греции, осуществленный "черными полковниками". В остальных случаях барьером к вступлению становились внешнеполитические обстоятельства или положение в стране.

Следуя стратегии расширения, ЕС в декабре 1997 года принял решение начать переговоры с первоочередными шестью государствами-кандидатами на вступление: Венгрией, Кипром, Польшей, Словенией, Чехией и Эстонией. Что касается остальных стран, то было заявлено, что перспективы интеграции зависят от их способности выполнить условия вступления в Союз и, в немалой мере, от того, насколько успешным окажется процесс интеграции в ЕС указанных выше государств так называемой "первой волны".

Что касается государств Закавказья, то вопрос об их приеме в ЕС пока еще даже не поднимается, поскольку всем ясно, что они находятся в самом начале долгого пути в "Европейский дом". В отношениях с ними ЕС только после вступления в силу Соглашений о партнерстве и сотрудничестве (СПС) перешел от уровня "донор-реципиент" на более высокую ступень. Теперь как минимум в течение 10 лет, то есть срока действия этих соглашений, республики будут воплощать их в жизнь. К настоящему времени сформированы и приступили к работе постоянные институты сотрудничества, о которых говорилось выше. В соответствии с СПС при содействии Евросоюза республики должны решить целый комплекс весьма сложных задач: продолжить движение к рыночной экономике, реформировать систему государственного управления, социального обеспечения и т.д., а самое главное —национальные законодательства гармонизировать с европейскими.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛОЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ

1.Текст декларации в газете "Свободная Грузия", 24 июня 1999. С. 1—2

2.Европейский союз: факты и комментарии, 1999, № 3. С. 24.

3.Иванов И. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия // Мировая экономика и международные отношения, 1998

4.XXI век: Европейский Союз и Содружество Независимых Государств. М., 1998

5.http://www.yerkramas.org/2010/07/28/armeniya-es-dve-storony-odnoj-medali/


Информация о работе Евросоюз и Закавказье