Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, реферат
В мировом сообществе и формировании новых экономических отношений все большее значение приобретает интеграция. Наиболее успешно она проходит в рамках Европейского сообщества (Европейского союза), где, несмотря на определенную неравномерность развития стран-участниц, они достаточно последовательно и в целом успешно создают единый внутренний рынок и формируют европейское экономическое пространство.
Поэтому не удивительно, что уже первые шаги закавказских государств на внешнеполитической арене были направлены в сторону западного сообщества, прежде всего Европейского союза.
В июне 1999 года Комиссия
ЕС предложила пересмотреть стратегию
в закавказском регионе и более
эффективно использовать возможности
соглашений о партнерстве и
Для уточнения стратегии Евросоюза в феврале — марте 2000 года республики региона посетила миссия во главе с П. Гартоном, докладчиком Европарламента по вопросам взаимоотношений ЕС со странами Закавказья. В ходе визита члены миссии встречались с представителями внешнеполитических ведомств республик, лидерами парламентского большинства и оппозиции, членами комиссий парламентского сотрудничества этих республик с ЕС и т.д.14.
Таким образом, как представляется, к настоящему времени сформулирована долгосрочная стратегия Евросоюза в регионе, в основе которой лежит обеспечение политической и экономической независимости молодых государств, их интеграция в мировое сообщество. Как заявил еврокомиссар Ханс ван ден Брук в своем интервью газете "Свободная Грузия", в связи с реализацией в настоящее время крупномасштабных проектов транзита энергоносителей значение региона возрастает, поскольку уже в ближайшем будущем запасы нефти и газа Закавказья и Центральной Азии станут новым значительным источником энергоносителей для Европы15.
1.2Расширение ЕС на Восток
Цели и программа развития сотрудничества Европейского союза со странами Центральной и Восточной Европы "вглубь" были сформулированы в Маастрихтском договоре о ЕС, подписанном в феврале 1992 года. Вместе с тем все большее число стран заявляло о своем желании присоединиться к этому договору. Стало ясно, что процесс "расширения на Восток" набирает динамику, свидетельством чему стала принятая "Повестка дня 2000 года" — фактическая программа предстоящего расширения организации.
В настоящее время ЕС переживает этап расширения, связанный с подготовкой к вступлению в него стран, которые находятся в стадии перехода к рыночной экономике и демократии. Это направление деятельности ЕС — одно из ключевых в развитии европейской интеграции в конце XX — начале XXI столетия.
За 1991—1994 годы между ЕС
и десятью государствами
Европейские соглашения, заключаемые на двусторонней основе, идут значительно дальше, чем существовавшие ранее документы о торговле и сотрудничестве. Их основная цель — постепенное включение стран-кандидатов в процесс европейской интеграции.
Однако практика показала, что никакого автоматизма в переходе от ассоциации к членству нет. ЕС не берет на себя никаких обязательств в отношении возможного итога и сроков завершения переговоров о присоединении. Так, например, из четырех стран, подписавших такие соглашения в прошлом (Греция, Турция, Мальта, Кипр), членом ЕС стала только Греция. Но и это произошло лишь после того, как было возобновлено действие соглашения об ассоциации, прерванное Сообществом в ответ на военный переворот в Греции, осуществленный "черными полковниками". В остальных случаях барьером к вступлению становились внешнеполитические обстоятельства или положение в стране.
Следуя стратегии расширения, ЕС в декабре 1997 года принял решение начать переговоры с первоочередными шестью государствами-кандидатами на вступление: Венгрией, Кипром, Польшей, Словенией, Чехией и Эстонией. Что касается остальных стран, то было заявлено, что перспективы интеграции зависят от их способности выполнить условия вступления в Союз и, в немалой мере, от того, насколько успешным окажется процесс интеграции в ЕС указанных выше государств так называемой "первой волны".
1.3Армения, Азербайджан, Грузия: перспективы вступления в ЕС
Что касается государств Закавказья, то вопрос об их приеме в ЕС пока еще даже не поднимается, поскольку всем ясно, что они находятся в самом начале долгого пути в "Европейский дом". В отношениях с ними ЕС только после вступления в силу Соглашений о партнерстве и сотрудничестве (СПС) перешел от уровня "донор-реципиент" на более высокую ступень. Теперь как минимум в течение 10 лет, то есть срока действия этих соглашений, республики будут воплощать их в жизнь. К настоящему времени сформированы и приступили к работе постоянные институты сотрудничества, о которых говорилось выше. В соответствии с СПС при содействии Евросоюза республики должны решить целый комплекс весьма сложных задач: продолжить движение к рыночной экономике, реформировать систему государственного управления, социального обеспечения и т.д., а самое главное —национальные законодательства гармонизировать с европейскими.
Только после того как Евросоюз признает, что обязательства по СПС уже выполнены (не исключено, что на это потребуется и более десяти лет), причем всеми тремя странами одновременно, на повестку дня встанет вопрос о дальнейшем расширении сотрудничества. В этом случае переговоры об ассоциированном членстве и соответствующих соглашениях станут следующим этапом интеграции. Если такие соглашения будут заключены, то они облегчат процесс приспособления республик, их экономик и внешнеэкономических связей к условиям единого внутреннего рынка ЕС, а в перспективе — к полному членству в нем. Статус ассоциированного члена предоставляет стране торговые льготы при экспорте товаров в ЕС, а также возможность получать от него техническую и финансовую помощь.
В течение срока действия Европейских соглашений (так еще называют соглашения об ассоциированном членстве) республики должны будут соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, которые обязательны для всех стран-кандидатов в члены Евросоюза. Критерии включают: стабильность национальных институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека и защиту интересов национальных меньшинств; наличие сложившейся и нормально функционирующей рыночной экономики; способность конкурировать и выдерживать давление рыночных сил на внутреннем рынке Евросоюза; готовность принять на себя все обязательства, связанные с членством в ЕС16.
При этом ключевой момент — приспособление ассоциированных стран к условиям "внутреннего" рынка Союза таким образом, чтобы в расширенном ЕС не было крупных регионов, не способных проводить единую экономическую, социальную и иную политику Союза, а сам он мог бы благополучно функционировать. В ином случае ведущим государствам-членам ЕС пришлось бы взвалить на себя слишком тяжкое бремя финансирования еще не готовых к полномасштабной интеграции регионов. Чтобы избежать этого, КЕС разработала четкую систему критериев для определения степени готовности стран-кандидатов к условиям, существующим в различных секторах внутреннего экономического пространства Союза. Главным из них является выполнение требований Экономического и валютного союза (ЭВС) Европы, согласно которым годовой дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП страны; уровень годовой инфляции быть не более чем на 2% выше наилучшего показателя стран-членов ЭВС; внутренний долг государства не превышать 60% ВВП; должны быть гармонизированы долгосрочные процентные ставки.
Современное состояние экономики стран Закавказья пока не отвечает ни одному из этих критериев, и, следовательно, по формальным причинам они не могут рассчитывать на прием в ЕС, причем не только в настоящее время, но и в достаточно отдаленной перспективе. Однако, как показывает практика, ЕС не всегда жестко придерживался собственных критериев, поскольку не все государства, даже уже став полноправными членами ЕС, им соответствуют. Так, в 1995 году из 15 стран-членов Евросоюза требованиям установленного уровня инфляции и участия в европейском механизме обменных курсов отвечало 10, учетной ставки процента по долгосрочным обязательствам — 9, доли государственного долга в ВВП — 4 , размера дефицита государственного бюджета, соотнесенного с ВВП, — 3 страны17.
Государства Закавказья тем не менее проявляют явную заинтересованность в быстрейшем переходе от пассивной стадии интеграции к активной: вступление в ЕС автоматически открывает свободный доступ на обширный рынок сельскохозяйственных товаров, некоторых видов сырья и полуфабрикатов, энергоносителей, позволяет активнее привлекать иностранные инвестиции, а также подключиться к структурным фондам ЕС и получать крупные субсидии. В результате в республиках ускорился бы процесс становления рыночной экономики и устранения элементов социально-экономической диспропорции. В политическом плане это гарантировало бы необратимость демократических преобразований и внутриполитическую стабильность, не говоря уже о полном исключении гражданских и межэтнических войн.
Однако совершенно очевидно, что страны Закавказья пока не созрели для реальной интеграции рыночного типа, поскольку входят в категорию развивающихся государств, находящихся на ранней стадии индустриализации. Пока не ясно, за чей счет будет происходить их "дозревание" — за свой собственный (что весьма сомнительно) или за счет России, ЕС или другого донора. Хотя существует реальная возможность, что государства пойдут различными путями. Например, Армения, скорее всего, надеется на Россию, Грузия — на ЕС. Ясно только, что без внешней поддержки эти страны еще на длительное время обречены оставаться полузакрытыми развивающимися хозяйствами с примитивной, слабо дифференцированной отраслевой структурой.
Как представляется, меньше всего шансов на вступление в ЕС имеет Азербайджан (даже в случае урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе). Такой вывод напрашивается хотя бы из того, что Турция, давно являющаяся членом НАТО, на протяжении уже 30 лет пытается вступить в ЕС, однако сих пор остается вне рамок этой организации. По официальной формулировке, она признана "пока не соответствующей критериям демократии". Но истинная причина отказа, по всей видимости, кроется гораздо глубже и состоит в очевидной несовместимости "мусульманской" Турции с "христианским" Европейским союзом. Да и руководство Азербайджана пока не заговаривает о вступлении.
Присоединение к ЕС не ставит перед собой в качестве первоочередной задачи и Армения. С момента провозглашения независимости ее стратегическим партнером выступает Россия, с которой она тесно связана исторически, географически и давними симпатиями населения, к тому же проявляет желание эту связь сохранять и укреплять. Данная тенденция подтверждается, в частности, массовым движением армянской общественности за присоединение Армении к Таможенному союзу, который был создан по инициативе России.
Грузия, по сравнению с другими закавказскими республиками, в настоящее время находится на наиболее продвинутой стадии отношений с Европейским сообществом. В этой связи ее шансы на вступление в ЕС выглядят предпочтительнее. Представляется, в перспективе существует реальная возможность того, что в отношении Грузии общее правило может быть нарушено и в ЕС войдет страна, объективно еще не вполне дозревшая до интеграционных кондиций.
Такое уже случалось: в 80-е годы в Сообщество приняли Испанию, Португалию и Грецию, где демократические институты были еще слабы и неустойчивы. Но именно это обстоятельство и сыграло решающую роль, поскольку Европа была заинтересована в стабильности своих южных рубежей. Однако за такой политический шаг Европейскому сообществу пришлось заплатить в прямом смысле очень высокую цену в виде крупных регулярных дотаций этим странам.
Сами же принятые страны оказались в значительном выигрыше. Не говоря о большом политическом и экономическом значении членства в ЕС, самое главное: они получили возможность в относительно короткие сроки преодолеть свое историческое отставание. В ином случае это вряд ли было бы возможно. Характерно, что после вступления в ЕС значительно активизировались и взаимные торговые контакты этих государств.
В связи с этим уместно напомнить, что одно из направлений политики ЕС в отношении трех республик как раз связано с созданием закавказского рынка, на который возлагают большие надежды как на действенный инструмент в решении региональных конфликтов (до сих пор никак не урегулированных, даже несмотря на помощь международных организаций).
Проводя параллель с вхождением в ЕС трех стран Южной Европы, отметим, что Евросоюз также заинтересован в поддержании мира и стабильности в Закавказском регионе, поскольку, как уже указывалось, он рассматривается в качестве моста между Востоком и Западом и как важный источник энергоресурсов для Европы.
Президент Грузии Э. Шеварднадзе постоянно подчеркивает приверженность Грузии к сотрудничеству с Евросоюзом, который, по его словам, располагает "колоссальными материальными, финансовыми и другими возможностями, для того чтобы помочь стране выйти из кризиса"18. О внимании, уделяемом руководством республики этому направлению, свидетельствуют итоги недавнего заседания правительства, посвященного отчету о деятельности МИД за 1995—1999 годы. Для обеспечения более эффективной и результативной отдачи от сотрудничества с ЕС Э. Шеварднадзе призвал руководство Министерства иностранных дел вместе с представительством Грузии в Евросоюзе разработать перспективный план, для успешного выполнения которого необходимо задействовать все министерства и ведомства республики.
По всей видимости, столь явная проевропейская ориентация связана с тем, что республика в настоящее время именно Европе отводит ту роль защитника Грузии, которую раньше выполняла Россия. Эта мысль отчетливо звучит во многих высказываниях. Например, как заявила председатель парламентской делегации Грузии в Совете Европы Лана Гогоберидзе, "для молодой государственности Грузии тесная связь с Европой — гарантия независимости и безопасности"19.
Что касается перспектив двустороннего сотрудничества, то Э. Шеварднадзе настроен весьма оптимистично. Он считает, что Грузия, возможно, намного раньше, чем это можно предположить, станет членом Евросоюза и, следовательно, должна быть к этому готова. "Мы будем готовы, если у нас будет программа сотрудничества, если мы будем признаны так же, как нас признал Совет Европы", — заявил президент20. Во время своей встречи в марте 2000 года с канцлером Германии Г. Шрёдером Э. Шеварднадзе выразил намерение уже к 2005 году вступить в ЕС.