Евросоюз и Закавказье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, реферат

Описание работы

В мировом сообществе и формировании новых экономических отношений все большее значение приобретает интеграция. Наиболее успешно она проходит в рамках Европейского сообщества (Европейского союза), где, несмотря на определенную неравномерность развития стран-участниц, они достаточно последовательно и в целом успешно создают единый внутренний рынок и формируют европейское экономическое пространство.
Поэтому не удивительно, что уже первые шаги закавказских государств на внешнеполитической арене были направлены в сторону западного сообщества, прежде всего Европейского союза.

Файлы: 1 файл

1ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИК ЗАКАВКАЗЬЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Естественно, что официальные лица, например новый руководитель миссии ЕС в Грузии Э. Джермано, более реалистично  оценивают ситуацию. Они считают, что республика пока не готова к вступлению в ЕС и, хотя в стране развивается рыночная система, однако ее не всегда понимают должным образом, несмотря на наличие соответствующих законов. В этом плане осуществление многих программ ЕС должно сыграть заметную роль в экономике страны, с тем чтобы приблизить ее к необходимым стандартам21.

Однако у Э. Шеварднадзе нашлись  единомышленники и среди европейцев. Так, бывший директор Европейского банка  реконструкции и развития Жак  Аттали в своем докладе о перспективах развития Европейского союза высказал мнение, что процесс расширения ЕС неизбежен и его не стоит затягивать. Причем Грузия была названа среди стран-претендентов (как бы третья волна), которые могут быть приняты в ЕС в достаточно обозримой перспективе.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время возможности вступления закавказских республик в Европейский союз весьма неопределенны и достаточно призрачны, однако в долгосрочной перспективе, учитывая обоюдную заинтересованность сторон, такое развитие событий исключать нельзя. И в этом случае Грузия, скорее всего, будет первой страной Закавказья, принятой в ЕС.

 

2ОТНОШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА  СО СТРАНАМИ ЗАКАВКАЗЬЯ

 

 

Специальный посланник  Европейского Союза в Закавказье Питер Семнеби опровергает предположение, что ЕС собирается ограничить дипломатическое присутствие в регионе одним представительством. Вместе с тем он отказался комментировать информацию, что скоро сам может потерять должность. Новость просочилась в прессу в прошлом месяце, накануне саммита ЕС-Россия. Во время визита в Ереван Питер Семнеби пытался развеять слухи о том, что ЕС собирается закрыть свои представительства в армянской и азербайджанской столицах и заменить их единой для региона миссией в Тбилиси. «Европейский Союз недавно поднял статус делегаций Европейской комиссии во всех трех столицах до полноправных представительств ЕС. Все три страны являются нашими важными партнерами, особенно в то время, когда мы делаем новый и важный шаг — начинаем переговоры по Соглашению об ассоциации. Очевидно, что это требует присутствия в каждой стране, учитывая их конкретные потребности и положение в каждом государстве», — отметил дипломат. Накануне приезда специального посланника ЕС в Ереван Министерство обороны Армении сообщило о гибели четырех армянских солдат в Нагорном Карабахе — одном из «замороженных» конфликтов региона. По сообщениям, во время столкновения также погиб азербайджанский солдат. Питер Семнеби осудил насилие. По его словам, инцидент показал, что положение «может легко выйти из-под контроля». Специальный посланник ЕС в Закавказье призвал принять все меры для уменьшения напряженности и развития доверия. Спор между Арменией и Азербайджаном по статусу Нагорного Карабаха, азербайджанской территории, заселенной, преимущественно, армянами, длится уже два десятилетия. Справка. Питер Семнеби стал специальным представителем Европейского Союза в Закавказье в феврале 2006 года.

 

2.1Европейский Союз  и Грузия

 

Сразу же после официального объявления о распаде СССР 31 декабря 1991 г. Европейское Сообщество1 признало в качестве суверенных государств все бывшие союзные республики, включая Грузию, которая, в свою очередь, заявила о готовности «уважать критерии», выдвинутые Европейским сообществом в качестве условий признания новых независимых государств (ННГ), образовавшихся на постсоветском пространстве. Позднее, в марте 1994 г., на заседании Совета ЕС была разработана политика дифференцированного подхода по отношению к новым независимым государствам. Такой подход позволял учитывать ситуацию в каждой из стран СНГ и формировать отношения с ними на соответствующей контрактной основе. Таким образом, уже на этом этапе учитывалось, что будущие переговоры с каждой страной о заключении соглашений о партнерстве и сотрудничестве будут зависеть от того конкретного интереса, который они представляют для Евросоюза, и от их способности выполнять положения Соглашения. В октябре того же года на встрече министров иностранных дел ЕС была одобрена новая инициатива в рамках этой политики, касающаяся стран, с которыми ЕС еще не завершил переговоры о заключении таких соглашений. В этой связи Совет ЕС предложил Европейской комиссии (КЕС) изучить возможности начала переговоров по подготовке Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Грузией. Во исполнение этой инициативы европейская комиссия приступила к подготовке первой встречи совместных комитетов, которая позволила бы оценить возможные масштабы Соглашения по партнерству и сотрудничеству. Как известно, совместные комитеты были организованы еще в рамках Соглашения по торговле и сотрудничеству, заключенному в 1989 г. с бывшим СССР. Теперь появилась необходимость воссоздать такие комитеты для содействия подготовке переговоров. Объединенный комитет «Грузия — Евросоюз» был создан в марте 1995 г., когда в Брюсселе состоялось его первое заседание. Этот шаг ЕС навстречу Грузии и другим закавказским республикам в определенной мере явился отражением положительной оценки со стороны ЕС развития политической ситуации на Кавказе. Предполагалось, что соглашения о партнерстве и сотрудничестве заложат основы для будущего сотрудничества между ЕС и закавказскими республиками в политической, торговой, экономической и культурной областях и создадут твердую правовую базу для развития взаимовыгодных торговых связей и привлечения иностранных инвестиций. В соглашениях предусматривалось проведение на регулярной основе политического диалога и оказание поддержки на этапе перехода к социально-экономическим системам, ориентированным на рыночные отношения и основанным на принципах демократии и соблюдения прав человека. Реализация этих соглашений должна также содействовать дальнейшей интеграции стран Закавказья в мировую экономическую систему . Кроме того, КЕС рекомендовала Европейскому совету распространить на закавказские республики положения Европейской энергетической хартии (ЕЭХ), которую они подписали наряду с другими странами Европы и Америки, а также Договора о ее применении и Протокола2. Однако дальнейшее развитие отношений ЕС с закавказскими государствами тормозилось отсутствием четкой концепции взаимодействия с ними. Первые шаги в этом направлении были сделаны ЕС летом 1995 г., когда Совет ЕС на уровне министров иностранных дел принял проект «общей позиции» по Закавказью, в котором, среди прочего, отмечалось, что Союз должен помочь Азербайджану, Армении и Грузии преодолеть трудный период перехода к демократическому строю, основанному на рыночной экономике. По мнению Совета ЕС, государства Закавказья в целом находились на тот момент времени на наименее продвинутой (по сравнению с другими странами СНГ) стадии в своих отношениях с Европейским союзом, внимание которого в основном было сосредоточено на странах Балтии и других государствах европейской части бывшего СССР. В проекте «общей позиции» также отмечалось, что ЕС будет и впредь всемерно поддерживать экономические реформы в закавказских республиках (в том числе и с использованием рычагов Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций) и вместе с другими странами-донорами направлять гуманитарную помощь в Закавказье. Европейский союз высказал намерение следить за тем, чтобы три закавказские республики сохранили свою государственную независимость, суверенитет и территориальную целостность. Одновременно планировалось проводить углубленный политический диалог, в том числе с соседними странами региона, чтобы в тесном сотрудничестве с ними, а также с ООН и ОБСЕ содействовать урегулированию ряда острых региональных конфликтов, особенно в Нагорном Карабахе. Согласно «общей позиции» ЕС намерен всячески поощрять региональное сотрудничество закавказских государств. Предусматривалось также, что Европейский союз продолжит предпринимать меры в поддержку проводимых демократических реформ, следить за соблюдением прав человека и развивать активный диалог по самому широкому кругу вопросов, включая обеспечение безопасности и борьбу против организованной преступности. «Первым конкретным шагом на пути интеграции Грузии в Европу» назвал Э. Шеварднадзе подписание 22 апреля 1996 г. в Люксембурге Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС с предварительным сроком действия 10 лет (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было парафировано 15 декабря 1995 г.). Для вступления в силу основного соглашения необходимо, чтобы оно было одобрено Европейским парламентом, а также ратифицировано национальным парламентом Грузии и парламентами всех 15 государств -членов ЕС. В рамках соглашения, заключенного между Грузией и ЕС, предусматривается дальнейшее развитие политического диалога и торгового обмена между сторонами (включая предоставление статуса наибольшего благоприятствования), определяются основные условия деятельности совместных и иных предприятий на территории партнера (в частности, предполагается оживление частного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами сторон), трансграничных платежей и услуг, инвестирования и движения капиталов, конкуренции, защиты интеллектуальной, промышленной и торговой собственности. В нем особо оговариваются условия сотрудничества по предотвращению незаконной деятельности и нелегальной иммиграции. Кроме того, оно содержит специальное условие, которое позволяет ЕС в одностороннем порядке прекратить его действие в случае выявления нарушений основных элементов соглашения: принципов демократии, рыночной экономики и соблюдения прав человека. Грузинские СМИ, комментируя содержание текста заключенного соглашения, особо подчеркивали тезис о поддержке территориальной целостности Грузии. На основе соглашения были сформированы три новых совместных института: совет сотрудничества, проводящий раз в год встречи на уровне министров, комитет сотрудничества, в который входят высокопоставленные государственные чиновники; комитет парламентского сотрудничества, членами которого являются депутаты парламентов Европы и Грузии. В то же время в Европарламенте в соответствии с заключенными со странами Закавказья соглашениями в 1996 г. была создана специальная комиссия Европарламента по связям с закавказскими республиками из 8 парламентариев. Ее председателем стал Александр Алаванос, являвшийся председателем Комитета по внешней политике, безопасности и обороне. Однако в связи с длительностью процесса ратификации Соглашения по причине большого количества его участников (данное Соглашение начало действовать только с 1 января 1999 г.) в 1997 г. вступило в силу Временное соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое не нуждалось в ратификации Европарламентом. Временное соглашение — первое полное торговое соглашение между Грузией и Евросоюзом, которое охватывает такие вопросы, как осуществление текущих платежей, конкуренция, а также защита Интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности. Одновременно с соглашением был подписан протокол о взаимопомощи между административными органами обеих сторон в решении таможенных проблем. Однако дальнейшее развитие основных положений Временного соглашения стало возможным только после принятия Грузии во Всемирную торговую организацию — ВТО (июнь 2000 г.). Заметим, что намерение Грузии вступить в ВТО активно поддерживалось ЕС, который оказывал Грузии для этого техническую помощь по линии программы ТАСИС. В развитие Временного соглашения Евросоюз заключил в 1998 г. очень важное для Грузии «Соглашение о торговле текстилем между Грузией и Евросоюзом». По этому документу экспорт текстильных изделий, произведенных в Грузии, становится возможным без какихлибо ограничений и квот, то есть Грузия получает льготный экспортный режим. Таким образом, режим наибольшего благоприятствования, предоставленный Евросоюзом Грузии, направлен на формирование в стране привлекательного для зарубежных инвесторов пространства. Соглашение уже инициировало, например, интерес ряда итальянских фирм, вынужденных свертывать свое производство в Китае как раз по причине ограничений экспортных возможностей Китая квотами Евросоюза. Европейский парламент одобрил соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенные Евросоюзом с бывшими советскими республиками, в том числе с Грузией. Участники очередной сессии Европарламента в Страсбурге в марте 1997 г. отметили, что реализация этих соглашений поможет республикам Закавказья осуществить политические и экономические реформы, «необходимые для того, чтобы приблизиться к европейским нормам». Однако евродепутаты сочли «весьма тревожной» экономическую ситуацию в Грузии . Следующим шагом в концептуализации политики ЕС в отношении стран Закавказья явилась информационная записка «Разработка стратегии развития отношений Европейского союза с республиками Закавказья», направленная Европейской комиссией в Европарламент в апреле 1996 г. В январе 1997 г. Европарламент принял резолюцию о стратегии отношений с республиками Закавказья. В документе отмечается необходимость обеспечить активное присутствие ЕС в Закавказье, объявив его «регионом стратегических интересов». В этой связи был сформулирован ряд приоритетных направлений развития сотрудничества: — содействие укреплению независимости закавказских государств; — меры по развитию переговорного процесса с целью урегулирования спорных вопросов и конфликтных ситуаций в Закавказье; — развитие демократии и становление гражданского общества во всех трех республиках; — содействие экономическим реформам в Азербайджане, Армении и Грузии в рамках формирования социально ориентированной рыночной системы на основе уважения принципов экологического равновесия. Основным инструментом взаимодействия с республиками были признаны соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Тем не менее констатировалась целесообразность разработки и принятия более продуманной и последовательной стратегии политики ЕС в данном регионе, а также необходимость открытия представительств Союза в каждой из республик. В целях развития не только двусторонних связей с ЕС, но и многостороннего сотрудничества стран данного региона между собой, подчеркивалась необходимость уделения особого внимания развитию транспорта, энергетики и средств связи. Со стороны Европейской комиссии предлагалось определить, какие именно из инфраструктурных проектов, имеющих важное значение для развития отношений ЕС с государствами Закавказья, можно финансировать посредством существующих или новых механизмов. Для укрепления независимости и демократизации общества республик Закавказья Комиссии было рекомендовано более четко сформулировать приоритеты программы развития демократии в рамках программы ТАСИС. А республикам, несмотря на получение статуса «гостя» в Совете Европы, было высказано пожелание предпринимать более активные усилия по дальнейшей демократизации политической жизни. В качестве конкретных направлений развития сотрудничества ЕС с закавказскими государствами, наряду с оказанием гуманитарной помощи, предполагалось развивать транспортные коммуникации и систему нефтегазопроводов. Об этом, в частности, говорил глава делегации Европарламента А. Тракателис, посетивший республики Закавказья в июле 1996 г. В ЕС полагают, что сотрудничество в области транспорта и коммуникаций между конфликтующими сторонами является лучшим способом преодоления разногласий между ними. Глава делегации отметил, что политика Европарламента в Закавказье направлена на содействие экономическому сотрудничеству в регионе, которое в конечном итоге должно способствовать урегулированию региональных конфликтов. В сентябре 1997 г. Э. Шеварднадзе заявил, что, поскольку объем работы с этой европейской структурой значительно возрос, пришло время поставить вопрос о кандидатуре посла Грузии при Евросоюзе. Ранее эти обязанности выполнял посол Грузии в странах Бенилюкса З. Абашидзе. В результате указом президента Грузии была открыта миссия Грузии при Евросоюзе, чрезвычайным и полномочным послом которой стал К. Залдастанишвили. О качественно новом уровне развития отношений между сторонами свидетельствует факт начала издания в Грузии с 1999 г. делегацией Европейской комиссии ежемесячного информационного бюллетеня «Европейская интеграция», который призван регулярно информировать грузинскую общественность о состоянии взаимоотношений между Грузией и Евросоюзом, о ходе реализации программ Евросоюза в республике, о тенденциях развития европейских структур, и т. д. Кроме того, в офисе делегации начала работать библиотека, открытая для свободного доступа. В связи с вступлением в силу соглашений о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и тремя закавказскими государствами по инициативе Германии, которая по правилам ротации председательствовала в то время в Евросоюзе, в Люксембург на торжественную церемонию по этому случаю было решено пригласить трех президентов государств Южного Кавказа и провести политический диалог на региональном уровне. Предполагалось, что такой диалог сделает более действенными отношения трех стран как с Евросоюзом, так и с государствами — его членами, вызовет сближение позиций этих стран и Евросоюза по международным проблемам, проблемам повышения безопасности и стабильности в регионе. Диалог был направлен также на урегулирование конфликтов в регионе Южного Кавказа, поскольку стратегия Евросоюза предполагает в будущем постепенное расширение за счет приема новых членов. И, в частности, в очень отдаленной перспективе нельзя исключать возможность вхождения в него закавказских государств, поэтому, естественно, что наличие постоянных очагов напряженности в регионе является абсолютно неприемлемым. На совещании с руководителями трех стран Закавказья, проведенном Советом министров иностранных дел Европейского союза 22 июня 1999 г., министр иностранных дел Германии Й. Фишер, исполнявший обязанности председателя Совета ЕС, отметил, что в связи с расширением ЕС на повестку дня встает вопрос обеспечения собственной безопасности Союза, и в этой связи во внешнеполитическом курсе Сообщества необходимо уделять больше внимания Южному Кавказу. Мир и стабильность в этом регионе будут иметь все большее значение для безопасности Европы в целом. В постановлении по итогам данного совещания отмечалось, что соглашения о партнерстве и сотрудничестве послужат «платформой для запуска политических и экономических программ, а также программ технического содействия». Они позволят шире использовать возможности ЕС для усиления процессов демократизации и защиты прав человека, надежного экономического развития через двустороннее и региональное сотрудничество. По мнению Совета министров ЕС, европейские инициативы по региональному сотрудничеству в рамках программы ТАСИС, и особенно проекты ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ, будут содействовать мирному процессу в регионе. Налаживание экономических связей между Арменией и Азербайджаном может стать серьезным стимулом для формирования атмосферы взаимного доверия, что, в свою очередь, будет способствовать мирному урегулированию конфликта между ними. Министры иностранных дел ЕС полагают, что необходимо продолжить усилия, направленные на экономическую и политическую стабилизацию в этих трех государствах. Целью Союза должно оставаться «движение в направлении сбалансированных отношений, основанных, главным образом, на торговле и инвестициях, а также предусматривающих административные реформы и реформы финансовых служб в контексте экономических связей с Евросоюзом и его партнерами на расширенном европейском пространстве сотрудничества». ЕС должен помочь закавказским государствам «подготовить основы для долгосрочного развития», и в этой связи в постановлении отмечаются «серьезные проблемы», которые предстоит решить. Они, по мнению глав внешнеполитических ведомств ЕС, связаны с необходимостью укрепления законности и центральных правительственных финансовых органов, процессом либерализации рынка, установлением делового климата, защитой окружающей среды и т. д. В постановлении также сказано, что эффективность помощи ЕС Закавказью напрямую связана с развитием мирного процесса. Поэтому предлагается поддержать эти три страны в реализации мер, направленных на прекращение конфликтов в регионе. При этом отмечается, что Евросоюз готов содействовать миротворческой деятельности под эгидой ООН и ОБСЕ. Э. Шеварднадзе в Люксембурге пообещали, что в случае Урегулирования абхазского конфликта и осуществления массового безопасного возвращения населения ЕС примет активное участие в реабилитации данного региона. На этой встрече состоялось также подписание «Совместной декларации Евросоюза, Азербайджана, Грузии и Республики Армения»3, которая закладывает основы конструктивного сотрудничества в регионе. Этот документ был подготовлен еще 3 года назад к церемонии подписания Соглашений о партнерстве и сотрудничестве, но тогда компромисс по нему между Арменией и Азербайджаном так и не был достигнут. В июне 1999 г. Комиссия предложила заново рассмотреть стратегию ЕС в Закавказском регионе, с тем чтобы наиболее эффективно использовать возможности соглашений о партнерстве и сотрудничестве. С этой целью Совету ЕС было направлено сообщение, в котором давалась оценка политическому и экономическому развитию Закавказья, при этом подчеркивалось, что всем трем странам необходимо завершить переходный процесс как в политической, так и в экономической сферах. Союз, говорилось в сообщении, должен играть роль партнера в области торговли и инвестиций, содействовать улучшению инвестиционного климата, ускорению процесса приватизации, реформе таможенной и налоговой систем и т. д.  Для уточнения стратегии Евросоюза на Южном Кавказе в февралемарте 2000 г. Армению, Азербайджан и Грузию посетила миссия во главе с докладчиком Европарламента по вопросам взаимоотношений ЕС со странами Закавказья П. Гартоном. В ходе визита члены миссии встречались с представителями внешнеполитических ведомств республик, лидерами парламентского большинства и оппозиции, членами комиссий парламентского сотрудничества этих республик с ЕС. Началось сотрудничество Грузии с ЕС в рамках Европейской энергетической хартии. В декабре 1999 г. делегация Грузинской международной газовой корпорации встречалась с представителями Еврокомиссии по вопросу как двустороннего сотрудничества с ЕС, так и сотрудничества в сфере европейской энергополитики. В частности, по мнению генерального директора 17 директората Еврокомиссии П. де Бенавидиса, Грузия, участвуя в проектах транспортировки энергоносителей из Каспийского бассейна, обретает роль одного из стратегических партнеров в формировании европейского энергорынка. Грузинская сторона получила заверения в том, что Еврокомиссия окажет корпорации всеобъемлющую помощь в институциональном формировании, в реабилитации и обновлении газового сектора Грузии и поддержит ее полноценное участие в региональных энергетических проектах. В рамках проектов ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ Евросоюз уже выделил соответствующие суммы на модернизацию газовой инфраструктуры Грузии и на обмен специалистами. Начальник отдела по связям с европейскими и ННГ 1-го директората Еврокомиссии с удовлетворением отметил, что формальные отношения между Евросоюзом и газовым сектором Грузии за короткое время переместились в плоскость конкретного сотрудничества. Во время встречи с представителями директората секретариата Энергетической хартии особое внимание было уделено урегулированию стоящих перед Грузией как транзитным государством проблем, а также конкретным направлениям взаимовыгодного сотрудничества. Руководитель директората осуществления Энергохартии П. Вландерен полностью поддержал позицию корпорации по вопросу присоединения к процессу подготовки транзитного соглашения ведущих грузинских компаний по транспортировке энергоносителей, разрабатываемому на основе Энергохартии. Таким образом, как представляется, сформулирована долгосрочная стратегия Евросоюза в регионе, главное в которой — обеспечить политическую и экономическую независимость молодых государств, а также их интеграцию в мировое сообщество, сближение с Евросоюзом. Как заявил еврокомиссар Ханс ван ден Брук в своем интервью газете «Свободная Грузия», в связи с реализацией в настоящее время крупномасштабных проектов транзита энергоносителей значение региона возрастает, поскольку уже в ближайшем будущем запасы нефти и газа Закавказья и Центральной Азии станут новым значительным источником энергоносителей для Европы . Со своей стороны, президент Грузии Э. Шеварднадзе в своих официальных и неофициальных выступлениях постоянно подчеркивает приверженность Грузии сотрудничеству с Евросоюзом, который, по его словам, располагает «колоссальными материальными, финансовыми и другими возможностями для того, чтобы помочь стране выйти из кризиса». О внимании, уделяемом в своей внешнеполитической деятельности руководством республики этому направлению, свидетельствуют итоги заседания правительства Грузии, посвященного отчету о деятельности МИД за 1995—1999 гг. Для обеспечения более эффективной и результативной отдачи от сотрудничества с ЕС Э. Шеварднадзе призвал руководство МИД вместе с представительством Грузии в Евросоюзе разработать перспективный план работы ведомства, для успешного выполнения которого необходимо задействовать все министерства и ведомства республики . В качестве позитивного примера двустороннего сотрудничества, уже принесшего как политические, так и частично экономические результаты, он привел проект ТРАСЕКА, который осуществляется под эгидой Евросоюза. Что касается перспектив двустороннего сотрудничества, то Э. Шеварднадзе настроен весьма оптимистично. Он считает, что Грузия, возможно, намного раньше, чем это предполагалось, станет членом Евросоюза и следовательно, должна быть к этому готова. «Мы будем готовы, если у нас будет программа сотрудничества, если мы будем признаны так же, как нас признал Совет Европы», — заявляет президент Грузии . Во время своей встречи в марте 2000 г. с канцлером Германии Г. Шредером грузинский президент выразил намерение уже к 2005 г. вступить в ЕС. Естественно, что официальные европейские лица, например, новый руководитель миссии ЕС в Грузии Э. Джермано, более реалистичны, считая, что республика находится в начале долгого пути, поскольку она пока не готова к вступлению в ЕС, и хотя в Грузии сейчас налицо развитие рыночной системы, однако не всегда основы рыночных отношений получают должное понимание, несмотря на наличие соответствующих законов. В этом плане осуществление многих программ ЕС должно сыграть заметную роль в экономике страны, с тем чтобы приблизить ее к необходимым стандартам . Однако у Э. Шеварднадзе нашлись единомышленники и среди европейцев. Так, бывший директор Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали в своем докладе о перспективах развития Европейского союза высказал мнение, что процесс расширения ЕС неизбежен и не стоит его затягивать. Причем среди стран-претендентов, которые могут быть приняты в ЕС в достаточно обозримой перспективе, он среди прочих стран (как бы третьей волны) назвал Грузию.

Основные этапы

 

24 марта 1992 год - Грузия  становится членом ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

4 сентября 1992 год - к  членам-акционерам банка ЕБРР  присоединяется Грузия (30010 тыс. евро). Организация ЕБРР является крупнейшим  инвестором в регионе и активно  поддерживает государства Центральной и Восточной Европы, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы.

27 апреля 1999 год - Грузия  становится 41-ым членом Совета  Европы.

26 мая 2008 год - Европейским  союзом учрежден проект Восточного  партнерства, главная цель которого - сближение ЕС с 6 странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.

15 июля 2010 год - ЕС и  Грузия готовят договор об  ассоциации. Документ – первый  этап на пути евроинтеграции  для соискателей членства в  ЕС.

25 февраля 2013 год - Грузия  получила план действий по  либерализации визового режима  с ЕС.

 

2.2Европейский Союз  и Армения

 

Евроинтеграция с начала независимости Армении является приоритетной задачей внешней политики республики.

Капнем в историю  создания Европейского Союза, которая корнями исходит ко Второй мировой войне. Центральной идеей создания Организации является недопущение повторения подобных кровавых и деструктивных событий в истории Европы.

Отцом Евросоюза считается  министр иностранных дел Франции Роберт Шуман, который 9 мая 1950 года представил план углубленного сотрудничества между европейскими странами. Позже 9 мая европейцы стали отмечать как «День Европы». Его предложение, известное как «Декларация Шумана», считается свидетельством о рождении Организации.

Почти через год, 18 апреля 1951 года, шесть западноевропейских стран (Германия. Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург) подписали  Парижский договор о создании Европейского объединения угля и  стали (ЕОУС). В 1957 году они решили расширить сотрудничество и подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратома. До 1967 Организация называлась Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). C ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Первым реальным шагом  сближения Армении и ЕС является подписанное 22 апреля 1996 Соглашение о  партнерстве и сотрудничестве между  Арменией и Евросоюзом, которое вступило в силу с 1 июля 1999 года после ратификации в Национальном Собрании Армении и в соответствующих европейских структурах. Такие соглашения были подписаны со всеми странами СНГ, кроме Таджикистана, при этом соглашения с Беларусью и Туркменистаном так и не вступили в силу. Это стало первым шагом на пути к евроинтеграции Армении.

В 2003 году на встрече с  руководством ЕС в Брюсселе президент  Армении Роберт Кочарян заявил о  намерении реформировать общественную жизнь Армении в соответствии с европейскими принципами и стандартами.

В 2003 году, накануне самого масштабного в истории ЕС расширения и включения в его состав 10 новых государств-членов, Еврокомиссия приняла документ «Расширенная Европа – Новое соседство», на основании которого в 2004 году была утверждена программа «Политики европейского соседства». В нее были включены все три государства Южного Кавказа.

С целью установления приоритетов дальнейшего двустороннего  сотрудничества и разработки соответствующего совместного Плана действий, между  Арменией и ЕС состоялись три раунда двусторонних переговоров (I этап — 28-го ноября 2005г. в Ереване, II этап — 6-7-го марта 2006г. в Брюсселе, III этап- 3-го мая 2006г. в Ереване).

В результате 3 раундов  переговоров 14 ноября 2006г. в Брюсселе был принят и подписан совместный План действий между Арменией и ЕС.

В 2008 году ЕС предложил  Армении новую программу сближения  – Восточное партнерство. В Восточное  партнерство приглашаются Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина  и Белоруссия. Программа предлагает расширение сотрудничества как с  шестью конкретными странами, так и между ними на основе Европейской политики соседства через реализацию конкретных проектов.

Переговоры об ассоциативном  членстве Армении в ЕС стартовали 19 июля 2010. Основная цель соглашения —  установление более тесных политических связей между Евросоюзом и шестью участниками программы, а также постепенная экономическая интеграция.

Соглашение, предусматривающее  либерализацию торговли и упрощение  визового режима, считается первым шагом к вступлению страны в Европейский  Союз. Но в том-то и дело, что договор, в заголовке которого есть слово «ассоциация», не обязательно открывает такую перспективу. Например, такой договор подписан с Турцией в 1963 году. Ассоциативными членами ЕС являются страны Тихоокеанского и Карибского бассейнов, а также страны Африки, которым вряд ли светит перспектива стать членом ЕС.

Важно то, что будет  написано в самом договоре об ассоциации. Например, в соглашении об ассоциации с Албанией написано: «Напоминая о  готовности Европейского Союза к  максимально возможной интеграции Албании в основное политическое и экономическое движение Европы и о ее статусе потенциального кандидата на членство в Европейском Союзе на основании договора о Европейском Союзе и выполнении критериев, определенных Европейским Советом в июне 1993, при условии успешного выполнения этого соглашения прежде всего в сфере регионального сотрудничества».

Однако в соглашениях  с Венгрией, Польшей и другими  восточноевропейскими странами о перспективе  вхождения в ЕС говорилось и в  преамбулах, и в первых статьях. «Имея в виду, что членство в сообществе является окончательной целью Венгрии, и что настоящая ассоциация с точки зрения сторон поможет достижению этой цели».

Создание ассоциации с Евросоюзом требует наднационального органа, каким является Совет ассоциации. Отличие такого совета от Совета по вопросам сотрудничества, который предусмотрен соглашениями ЕС с Арменией и другими странами СНГ, в том, что решения первого обязательны, а второго – носят рекомендательный характер.

Так, в Соглашении о  сотрудничестве и партнерстве Армении и ЕС написано: «Совет по вопросам сотрудничества может выносить необходимые рекомендации по согласованию между двумя Сторонами».

А вот, например, в Соглашении об ассоциации между Тунисом и  ЕС говорится: «Совет Ассоциации для достижения целей настоящего Соглашения обладает полномочиями принимать решения по вопросам, оговоренным в Соглашении. Решения являются обязывающими для сторон, которые примут необходимые меры для их имплементации».

Соглашение об ассоциации предполагает также Договор о свободной торговле между странами, что включает отмену пошлин на импорт армянских товаров в ЕС и наоборот.

После подписания договора Армения не будет в праве взимать  пошлины с импортируемых товаров, и должна будет открыть свой рынок  не только для промышленных и сельскохозяйственных продуктов из ЕС, но и для инвестиций, услуг и общественного материально-технического снабжения. Из-за запрета пошлин на импортные товары Армения может потерять значительную часть государственных доходов, а местным производителям придется конкурировать с европейскими как в Армении, так и в странах ЕС.

Между прочим, ЕС является крупнейшим торговым партнером Армении, так внешнеторговый оборот Армении  со странами ЕС по итогам января-апреля 2010 года составил $454,5 млн., увеличившись на 38,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. На долю стран ЕС за отчетный период пришлось 32,3% всего внешнеторгового оборота Армении.

Тем не менее, договор  об ассоциации является существенным шагом ко вступлению Армении в  ЕС, предполагающим демократизацию всех общественно-политических сфер Армении.

 

2.3Европейский Союз  и Азербайджан

 

Азербайджан, известный  в международном сообщество как  надежный партнер, при создании отношений  с зарубежными странами развивает  их не ради того, чтобы создать видимость сотрудничества, сказал Trend посол Азербайджана в Бельгии и Люксембурге, глава представительства Азербайджана при Европейском cоюзе Фуад Искендеров.

Информация о работе Евросоюз и Закавказье