Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 21:34, курсовая работа
Цель исследования – изучить официально установленные формы выражения и закрепления нормативных правовых норм в сфере таможенного дела.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие источники права. Рассмотреть их признаки и виды.
Рассмотреть источники таможенного права.
Раскрыть понятие и содержание таможенного законодательства.
Рассмотреть виды нормативных правовых актов в сфере таможенного дела.
Выявить проблемы применения таможенного законодательства Таможенного Союза.
Рассмотреть судебную практику в сфере таможенного дела и ее влияние на источники таможенного права.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Источники таможенного права ………………………………………...5
1.1 . Таможенное право: цели, задачи и принципы…………..…………………5
1.2 . Конституция РФ как источник таможенного права ………………………8
1.3. Источники таможенного права Таможенного Союза…………………….12
1.4. Источники таможенного права Российской Федерации…………………18
Глава 2. Вопросы применения таможенного права….………………………..25
2.1. Виды нормативных правовых актов в сфере таможенного дела………..25
2.2. Проблемы применения таможенного законодательства Таможенного союза……………………………………………………………………………...27
2.3. Судебная практика и ее влияние на источники таможенного права…….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список источников и литературы………………………....................................41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
Институт международного бизнеса и права
Кафедра правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов»
На тему «Источники таможенного права»
Выполнила: студент 2 курса
очной формы обучения ИМБиП, группы 2440
Александрова Анна Алексеевна
Руководитель работы:
Андреев Кирилл Александрович
Санкт-Петербург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Источники таможенного права ………………………………………...5
1.3. Источники таможенного
права Таможенного Союза…………………
1.4. Источники таможенного
права Российской Федерации…………
Глава 2. Вопросы применения таможенного права….………………………..25
2.1. Виды нормативных правовых актов в сфере таможенного дела………..25
2.2. Проблемы применения таможенного
законодательства Таможенного союза…………………………………………………………………
2.3. Судебная практика и ее влияние на источники таможенного права…….33
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы………………………...........
Введение
Образование таможенного союза между тремя странами: Российской Федерацией, Белоруссией и Казахстаном (к недавнему времени к нему присоединились Армения и Киргизия) существенно изменило подход к регулированию внешнеэкономической деятельности. Последние несколько лет усилия таможенных органов в этой сводились к либерализации внешнеэкономической деятельности и попыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу.
В законодательных и других нормативных правовых актах Российской Федерации и Таможенного союза определены роль и место таможенных органов в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе внешнеторговой деятельности, сформулированы их функции и задачи, установлены основные принципы, методы и средства их выполнения, порядок деятельности таможенных органов.
Тема данной курсовой работы актуальна, так как с относительно недавнего времени сформирована практически новая правовая база таможенного дела, соответствующая общепризнанным мировым стандартам, предусматривающая прямое регулирование правоотношений в сфере таможенного дела. А правильное регулирование правоотношений в сфере таможенного дела, создание соответствующих нормативных правовых актов таможенного законодательства и выявление проблем необходимо с целью с создания благоприятных условий для развития экономики государств-членов Таможенного союза.
Источниками таможенного права как отдельной правовой отрасли являются правовые акты, в которых содержатся нормы таможенного права.
Объект исследования - источник права как официально установленные формы выражения и закрепления нормативных правовых норм.
Предмет исследования – источники таможенного права и таможенное законодательство.
Цель исследования – изучить официально установленные формы выражения и закрепления нормативных правовых норм в сфере таможенного дела.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
Глава 1. Источники таможенного права
Таможенное право – комплексная
отрасль права, представляющая собой систему
правовых норм различной право-отраслевой
принадлежности, которые устанавливаются
(санкционируются) государством и предназначены
для регулирования общественных отношений,
связанных с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу, взиманием
таможенных платежей, таможенными операциями,
таможенным контролем и другими средствами
проведения таможенной политики как составной
части внутренней и внешней политики.
Предметом любой отрасли права
является круг общественных отношений,
регулируемых её нормами. Предмет таможенного
права – это носящие комплексный характер
общественные отношения, возникающие
в связи с осуществлением таможенной деятельности.
Общественные отношения, связанные с таможенной
деятельностью и составляющие предмет
таможенного права, называются таможенными
правоотношениями.
Главная особенность таможенных отношений состоит в том, что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей.
Таможенные правоотношения охватывают:
Основными целями таможенного права являются:
Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере.
Субъектами таможенного права являются:
Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты.
Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объёмом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица – предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.
Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обуславливает применение практически всех имеющихся в действующей системе права способов воздействия на субъектов: административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два правовых метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.
Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений. Гражданско-правовой (диспозитивный) метод регулирования основан на принципе равенства сторон и возможности регламентирования правоотношений участниками этих отношений
Принципами таможенного права являются:
Отраслевые принципы:
1.2 Конституция РФ как источник таможенного права
Конституция РФ является основополагающим источником российского права, представляет собой первичную нормативную базу для всего права и законодательства, в том числе и таможенного. Под источником права в формально-юридическом смысле понимается способ выражения и закрепления норм права. Тот факт, что те или иные нормы, имеющие отношение к таможенному регулированию, закреплены в Конституции, еще не делает их нормами таможенного права, они так и остаются конституционными нормами. Отсюда понимание Конституции как источника норм той или иной отрасли права представляется достаточно условным, хотя и весьма распространенным. Конституционализация отраслевого законодательства предполагает рассмотрение его с точки зрения конституционных норм. Проблемы отраслевого правового регулирования общественных отношений необходимо решать на основе конституционного анализа, конституционного конструирования необходимых нормативных компонентов <1>. "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15). [1] Таможенное законодательство и иные нормативные правовые акты в области таможенного дела должны отвечать требованию конституционности, т. е. соответствовать Конституции РФ.[4]
В Конституции РФ можно выделить
две разновидности норм, имеющих отношение
к таможенному праву: общие начала, исходный
юридический фундамент всех отраслей
права и нормы, непосредственно относящиеся
к таможенному праву, правда, последних
относительно немного. Термин "таможенный"
в тексте Конституции РФ встречается три
раза. Пункт "ж" ст. 71 Конституции
относит таможенное регулирование к ведению
Российской Федерации, закрепляет принцип
единства таможенно-правового регулирования
на территории Российской Федерации. Часть
1 ст. 74 Конституции не допускает установления
таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо
препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых средств на
территории Российской Федерации. В соответствии
со ст. 106 Конституции РФ обязательному
рассмотрению в Совете Федерации подлежат
принятые Государственной Думой федеральные
законы по вопросам таможенного регулирования.
Но, конечно, значение Конституции РФ для
таможенного права не исчерпывается только
названными статьями Конституции РФ, где
прямо упоминаются таможенные вопросы.
Многие иные конституционные нормы также
имеют отношение к таможенному праву,
используются в правовом регулировании
таможенных отношений. Если взять положения
главы первой Конституции РФ, устанавливающей
основы конституционного строя, то можно
отметить ст. 2, где выражен принцип уважения
прав и свобод человека. Статья 8 Конституции
РФ гарантирует единство экономического
пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств, поддержку
конкуренции, свободу экономической деятельности.
Часть 2 ст. 8 говорит о признании и защите
равным образом частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности.
Часть 2 ст. 15 Конституции РФ закрепляет
принцип законности, согласно которому
органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию Российской Федерации
и законы. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции
РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться, если
они не опубликованы официально для всеобщего
сведения. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ
закрепляет принцип приоритета международно-правовых
норм, рассматривает общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации составной
частью ее правовой системы, и это, естественно,
распространяется и на таможенное право.
К таможенному регулированию могут относиться
и нормы прочих глав Конституции РФ.
Так, обжалуя в Конституционном Суде РФ
положения таможенного законодательства,
заявители ссылались на ст. 35 Конституции
РФ о том, что никто не может быть лишен
своего имущества иначе как по решению
суда, на ст. 57 Конституции РФ о том, что
каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы, а законы, устанавливающие
новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков, обратной силы не
имеют, и другие. Значение Конституции
определяется не только нормами, прямо
регулирующими те или иные общественные
отношения, но и закрепленными в ней принципами
регулирования, основными началами. Можно
отметить некоторое смысловое различие
между обозначением принципов как общих
или конституционных. Характеристика
принципов как общих показывает объем
правовых норм, охватываемых этими принципами,
они действуют во всей системе права. Характеристика
принципов как конституционных означает,
что они закреплены в тексте Конституции.
В литературе отмечается наличие в Конституции
принципов, одновременно выступающих
межотраслевыми, отраслевыми или институциональными
принципами иных отраслей права. Однако
высказываются различные мнения относительно
конституционных принципов таможенного
права и в таможенном праве. [6]
Существует определенная иерархия принципов,
действующих в каждой отрасли права, в
том числе и в таможенном праве: общие,
межотраслевые, отраслевые. Следовательно,
вряд ли корректно говорить об общеправовых
принципах таможенного права. Точнее будет
отметить общеправовые принципы, имеющие
особое значение для таможенного права.
Но то же самое можно сказать и о принципах
любой другой отрасли права. Например,
в ст. 3 ч. 1 Налогового кодекса РФ, устанавливающей
основные начала законодательства о налогах
и сборах, не упоминается о верховенстве
Конституции РФ, но это вовсе не означает,
что в налоговом праве не действует принцип
верховенства Конституции РФ.
Названные положения Конституции РФ и
составляют конституционные принципы,
действующие в таможенном праве, конституционные
начала таможенного законодательства.
Эти положения Конституции РФ находят
свое развитие и отражение в нормах Таможенного
кодекса РФ, иных актах таможенного законодательства.
На отмеченные конституционные принципы
ссылается Конституционный Суд РФ в решениях
по делам, касающимся конституционности
таможенного законодательства. Несмотря
на высшую юридическую силу Конституции
РФ, в таможенном законодательстве можно
обнаружить нормы, прямо или косвенно
не совпадающие с текстом Конституции,
противоречащие ей.
В связи с созданием Таможенного союза
Евразийского экономического сообщества
таможенное регулирование во многом переходит
на наднациональный уровень. Такая возможность
заложена в ст. 79 Конституции, согласно
которой "Российская Федерация может
участвовать в межгосударственных объединениях
и передавать им часть своих полномочий".
Пункт 3 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного
союза допускает, что в соответствии с
международными договорами государств
- членов Таможенного союза таможенной
границей могут являться пределы отдельных
территорий, находящихся на территории
государств - членов Таможенного союза.
Соглашение по вопросам свободных (специальных,
особых) экономических зон на таможенной
территории Таможенного союза и таможенной
процедуры свободной таможенной зоны
(Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.) в п. 4 ст.
9 устанавливает, что пределы портовой
и логистической СЭЗ являются таможенной
границей Таможенного союза. Противоречие
с Конституцией, существующее в российском
законодательстве, появилось и в международном
договоре Российской Федерации. [2]
Однако наивысшая юридическая сила Конституции
требует постоянного обеспечения. Законодатель,
судебная система, прокурорский надзор,
федеральные органы исполнительной власти
должны обеспечивать соответствие таможенно-правовых
норм букве и духу действующей Конституции.