Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 21:34, курсовая работа
Цель исследования – изучить официально установленные формы выражения и закрепления нормативных правовых норм в сфере таможенного дела.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие источники права. Рассмотреть их признаки и виды.
Рассмотреть источники таможенного права.
Раскрыть понятие и содержание таможенного законодательства.
Рассмотреть виды нормативных правовых актов в сфере таможенного дела.
Выявить проблемы применения таможенного законодательства Таможенного Союза.
Рассмотреть судебную практику в сфере таможенного дела и ее влияние на источники таможенного права.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Источники таможенного права ………………………………………...5
1.1 . Таможенное право: цели, задачи и принципы…………..…………………5
1.2 . Конституция РФ как источник таможенного права ………………………8
1.3. Источники таможенного права Таможенного Союза…………………….12
1.4. Источники таможенного права Российской Федерации…………………18
Глава 2. Вопросы применения таможенного права….………………………..25
2.1. Виды нормативных правовых актов в сфере таможенного дела………..25
2.2. Проблемы применения таможенного законодательства Таможенного союза……………………………………………………………………………...27
2.3. Судебная практика и ее влияние на источники таможенного права…….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список источников и литературы………………………....................................41
• Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об экспортном контроле", направленный на предотвращение распространения оружия массового поражения и его компонентов, защиту национальных интересов, связанных с военно-промышленным комплексом;
• Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 23.07.2013) "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
Среди источников таможенного права особое место занимает Федеральный закон "О службе в таможенных органах", регламентирующий правовой статус сотрудников таможенных органов, несмотря на то что сфера его применения несколько сузилась после появления в таможенных органах второй категории – государственных гражданских служащих, на которых действие указанного Закона не распространяется.
Вторая категория федеральных законодательных актов состоит из законов, содержащих нормы таможенного права наряду с нормами иной отраслевой принадлежности. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливающий основы перемещения иностранной валюты через таможенную границу, НК, являющийся основным актом, регламентирующим уплату налогов в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, КоАП, устанавливающий санкции за административные правонарушения в области таможенного дела.
Важными и многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты в области таможенного дела. Назовем основные виды подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения.
Значение указов Президента РФ как источников таможенного права заключается в следующем.
1. В настоящий момент
структура федеральных органов
исполнительной власти
2. Президент наделен особыми
полномочиями в сфере
3. Президентом регламентируются
отдельные вопросы, связанные со
статусом таможенных органов
и прохождением службы в
Акты Правительства РФ являются основной категорией для целей таможенно-правового регулирования, так как в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о таможенном регулировании Правительство РФ осуществляет общее руководство таможенным делом в России. Прежде всего постановлениями правительства регламентируется применение конкретных мер тарифного и нетарифного регулирования в той мере, в какой они не урегулированы актами Таможенного союза. Правительство РФ регламентирует порядок применения отдельных таможенных процедур, если это предусмотрено ТК ТС и Законом о таможенном регулировании.
Правительство РФ непосредственно руководит работой ФТС России и, следовательно, издает акты, направленные на правовую регламентацию ее деятельности (см. постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 (ред. от 16.09.2013) "О Федеральной таможенной службе".
Большая часть нормативных правовых актов органа исполнительной власти в области таможенного дела – это акты ФТС России, уполномоченной осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере. Актами ФТС России охватывается весь спектр правоотношений в области таможенного дела. Это установление порядка включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, правовая регламентация совершения отдельных таможенных операций, нормирование порядка осуществления отдельных форм и способов таможенного контроля. Так как ФТС России является единственным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, акты иных министерств и федеральных служб не играют существенной роли в таможенно-правовом регулировании, за исключением актов Минфина России, которому в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о таможенном регулировании предоставлено право нормативно-правового регулирования в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.
Таким образом, можно сделать вывод, что при создании таможенного союза таможенное регулирование переходит на наднациональный уровень и таможенная и судебная система стран - участниц меняется и требует постоянных доработок. Так же доработки касаются актов таможенного законодательства, касающихся Конституции РФ так как и в таможенном законодательстве можно обнаружить нормы, прямо или косвенно не совпадающие с текстом Конституции, противоречащие ей.
Так же можно согласиться с мнением ряда ученых, что система источников таможенного права Таможенного союза включает в себя:
1. Таможенный кодекс таможенного союза;
2. Международные договоры государств-участников Таможенного союза;
3. Решение Комиссии Таможенного союза;
4. Решение Евразийской экономической комиссии;
5. Конституции государств-участников Таможенного союза;
6. Законы государств-участников Таможенного союза, осуществляющие национальное таможенное регулирование;
7. Решение правительств государств-участников таможенного союза;
8. Нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников таможенного союза. [8]
Глава 2. Вопросы применения таможенного права
2.1. Виды нормативных актов в сфере таможенного дела
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Основную часть нормативных правовых актов в сфере таможенного дела составляют нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы России (ФТС России). Поэтому более подробно рассмотрим нормативные правовые акты ФТС России.
Правовые акты ФТС России издаются:
1) на основе и во
исполнение федеральных
2) во исполнение решений
коллегии ФТС России, поручений
руководства ФТС России, по инициативным
предложениям подразделений
Правовые акты ФТС России могут быть:
ФТС России издает правовые акты в виде:
Приказ – подзаконный нормативный правовой акт, издаваемый руководителем ФТС России, действующими на основе единоначалия. Приказ издается не только для создания, ликвидации, реорганизации учреждений или их структурных подразделений таможенных органов, но и для регулирования разнообразных по характеру таможенных отношений. В качестве примера можно привести Приказ ФТС России от 30.12.2010 №2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок».
Распоряжение – это подзаконный нормативный акт, носящий распорядительный характер, содержащий требования, обязательные к исполнению лицом, которому они адресованы. В основном они издаются по вопросам методического характера, какой-то информации, и касаемо организации исполнения приказов, инструкций и т.п.
Правила – вид подзаконного нормативного правового акта, утверждаемого ФТС, по вопросам регулирования конкретных блоков или участков таможенного дела. Правила утверждаются приказом. Примером можно привести Приказ Федеральной таможенной службы от 07.09.2010 №1849 «Об утверждении Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием».
Инструкции – это подзаконный нормативный акт, который детализирует законы или иные нормативные акты вышестоящих органов, устанавливается порядок их реализации. Инструкция утверждаются приказом. Например, Приказ ФТС России от 26.05.2011 № 1067 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении».
Положение – это подзаконный нормативный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, функцию, компетенцию, обязанности и организацию работы системы государственных органов, одного органа либо структурного подразделения (комиссии, группы). Положение утверждается приказом. Примером можно привести Приказ ФТС России от 18.08.2010 №355-к «Об утверждении положения о комиссии ФТС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».
Издание нормативных правовых актов ФТС России в виде писем, телеграмм, телетайпограмм не допускается. [10]
2.2. Проблемы применения таможенного законодательства Таможенного союза
Таможенный союз начал работать
в условиях, когда подготовка нормативно-правовой
базы не полностью завершена. Тем не менее,
Федеральная таможенная служба России
приняла серьезные усилия по целому ряду
направлений, что позволило обеспечить
плавный переход к применению нового законодательства
на территории России. С первых дней одним
из главных вопросов стала организация
контрольных функций таможенных органов
РФ при перемещении товаров через российско-белорусский
и российско-казахстанский участки государственной
границы.
Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу, также вступил в силу и Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», но проблемы правоприменения остались. В первую очередь, основная проблема, это отсутствие подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено обязательное привлечение некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, к участию в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела и консультации при разработке проектов правовых актов ФТС РФ с общероссийскими некоммерческими организациями. Однако ни порядок взаимодействия, ни порядок проведения консультаций не утверждены, что существенно умаляет права таможенных представителей как на непосредственное участие в реализации государственной политики через свои профессиональные объединения, так и на участие в проведении консультаций через общероссийские некоммерческие организации, определенные Распоряжением Правительства РФ № 579-р от 06.04.2011.
В результате интеграции таможенных территорий союзных государств, возникает вопрос разделения юрисдикции каждого члена союза в области уголовного, административного законодательства. Государства, несомненно, обладают национальным уголовным, административным законодательством. Вопросы взаимодействия таможенных и правоохранительных органов союзных государств в общем решаемы. Однако в первую очередь необходимо определиться с понятием «контрабанда».
Так, в соответствии с главой 16 КоАП РФ, контрабанда – незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки [11].
Наряду с этим, согласно статье 2 таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.
Законодательство в области административной ответственности в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, представлено Кодексами об административных правонарушениях (далее - КоАП). Указанные акты закрепляют основы административной ответственности, особенности процесса привлечения лиц к административной ответственности, предусматривают составы административных правонарушений в различных областях деятельности государства, в том числе и в области таможенного дела.
В качестве особенностей правового
регулирования необходимо отметить действие
в Республике Беларусь процессуально
- исполнительного кодекса Республики
Беларусь об административных правонарушениях
(далее ПИК об АП РБ) от 20 декабря 2006 г. №
194-З, которым устанавливает порядок административного
процесса, права и обязанности его участников,
а также порядок исполнения административных
взысканий. Принятие данного акта свидетельствует
о создании административно-
В России и Казахстане материальные и процессуальные нормы административной ответственности закреплены в соответствующих КоАП.
Эти различия углубляются на уровне структуры кодексов. Так, КоАП России и Казахстана содержат 5 разделов, а КоАП Республики Беларусь - 4 раздела. Наименования и содержание разделов КоАП также различны.
Наряду со структурными различиями имеются различия и терминологического порядка, используемые в названных Кодексах государств-членов Таможенного союза.
К специфике терминологического аппарата следует отнести специальные термины, такие, как «административные правонарушения», «административные наказания», используемые в кодексах государств-членов Таможенного союза для обозначения определенных процедур. В этом ключе необходимо подчеркнуть, что основополагающее понятие «административное правонарушение» используется во всех названных Кодексах государств-членов Таможенного союза. Однако содержание этого термина несколько разнится. Так, формулировка «противоправное, виновное деяние (действие или бездействие)» характерно для всех Кодексов. Однако в КоАП России (ст. 2.1) и Казахстана (ст. 28) при создании дефиниции административного правонарушения конкретизируется субъект ответственности: физическое или юридическое лицо. В Кодексе Республики Беларусь субъект ответственности не прописывается, однако уточняется, что административным правонарушением может быть деяние в виде как оконченного административного правонарушения, так и покушения на него. Данный аспект является очень важным для данного анализа правоприменительной практики, поскольку соответствует подходу, содержащемуся в Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. При этом необходимо отметить, что КоАП России и Казахстана покушение административным правонарушением не признает.