Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 21:34, курсовая работа
Цель исследования – изучить официально установленные формы выражения и закрепления нормативных правовых норм в сфере таможенного дела.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие источники права. Рассмотреть их признаки и виды.
Рассмотреть источники таможенного права.
Раскрыть понятие и содержание таможенного законодательства.
Рассмотреть виды нормативных правовых актов в сфере таможенного дела.
Выявить проблемы применения таможенного законодательства Таможенного Союза.
Рассмотреть судебную практику в сфере таможенного дела и ее влияние на источники таможенного права.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Источники таможенного права ………………………………………...5
1.1 . Таможенное право: цели, задачи и принципы…………..…………………5
1.2 . Конституция РФ как источник таможенного права ………………………8
1.3. Источники таможенного права Таможенного Союза…………………….12
1.4. Источники таможенного права Российской Федерации…………………18
Глава 2. Вопросы применения таможенного права….………………………..25
2.1. Виды нормативных правовых актов в сфере таможенного дела………..25
2.2. Проблемы применения таможенного законодательства Таможенного союза……………………………………………………………………………...27
2.3. Судебная практика и ее влияние на источники таможенного права…….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список источников и литературы………………………....................................41
1.3 Источники таможенного права Таможенного союза
С 1 июля 2010 года Таможенный союз – Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация – функционирует в полном объеме, с этого же момента вступили в действия нормы Таможенного кодекса Таможенного союза, а также международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза, принятые в развитие вышеуказанного Кодекса.
Основной целью Таможенного союза – является проведение единой таможенной политики, направленной на создание благоприятных условий для международной интеграции национальных экономик, расширение рынков сбыта национальной продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
Под источниками права принято понимать внешние формы права. В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином «источники права».
Действующий в настоящее время Таможенный союз нескольких государств постсоветского пространства: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, Армении и в будущем Киргизии дает основание для пересмотра всей системы источников таможенного права. Да и само таможенное право уже не может рассматриваться в качестве только отрасли российского права, поскольку главенствующее положение в системе источников приобретают нормы международного права; существенно расширился предмет правового регулирования: это уже отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, а не Российской Федерации.
Федеральный закон №311-ФЗ закрепляет: «Таможенное регулирование в РФ в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ» (п. 1 ст. 2). «Отношения в области таможенного дела в РФ регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле» (п. 3 ст. 4).
В области таможенного права Российской Федерации до недавнего времени источники таможенного права определялись как правовые акты федеральных законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие общеобязательные правила поведения в области таможенного дела [7].
Определения источников таможенного права, данные в других научных трудах, практически ничем не отличались от вышеприведенного.
В комментарии к таможенному кодексу Таможенного союза О.Г. Анохина устанавливает шестиуровневую систему таможенного законодательства в рамках Таможенного союза, включая в нее: ТК ТС; международные соглашения; решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; иные федеральные законы; акты Правительства РФ; нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы РФ.
Рассматривая систему нормативного правового регулирования в таможенном союзе (систему источников таможенного права таможенного союза), Д.В. Чермянинов, со ссылкой на доклад руководителя Федеральной таможенной службы РФ А.В. Бельянинова, определяет ее следующим образом:
1. ТК ТС;
2. Международные договоры
государств участников
3. Решения Комиссии Таможенного союза;
4. Таможенные кодексы
государств-участников
5. Решения правительств
государств-участников
6. Нормативные правовые
акты таможенных служб
Условно приведенную систему нормативного правового регулирования в Таможенном союзе, можно разделить на две части, первая – наднациональная, вторая – национальная.
Вместе с тем, представляется, что в предложенной системе источников таможенного права Таможенного союза отсутствует обязательный и необходимый элементом, являющийся связующим звеном между двумя частями. Таким элементом является Конституция государства-участника Таможенного союза, ибо Конституция государства, являясь основой правовой системы, предопределяет взаимоотношения национального законодательства и международных договоров.
К актам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза, относятся:
1. Таможенный кодекс Таможенного
союза, являющийся приложением к
Договору о Таможенном кодексе
Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета
2. Международные договоры
государств – членов
3. Международные договоры
государств – членов
4. Решения органов Таможенного
союза, прежде всего, Решения Высшего
органа Таможенного союза –
Межгосударственного Совета
5. К современным источникам
таможенного права следует
Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры государств – членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, решения Комиссии Таможенного союза, названные Таможенным кодексом ТС «Таможенное законодательство Таможенного союза» (ст. 3), действуют на таможенной территории Таможенного союза.
ТК ТС установлено, что таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Следующая группа источников таможенного права – нормативные правовые акты государств – членов Таможенного союза. Иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации возглавляет теперь уже Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В Федеральном законе №311 впервые определяются цели и предмет регулирования закона. В качестве цели на первое место поставлено обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела.
Закон делает различие между правовыми отношениями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, которые регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, и отношениями в области таможенного дела, которые в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
Международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, может быть предусмотрено применение актов законодательства РФ о таможенном деле и иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории государства – члена Таможенного союза при вывозе товаров, страной происхождения которых является РФ, или продуктов их переработки с территории этого государства – члена
Таможенного союза за пределы единой таможенной территории Таможенного союза. Международным договором РФ может быть предусмотрено применение актов законодательства РФ о таможенном деле, а также иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории иностранного государства или применение нормативных правовых актов иностранного государства на территории РФ при осуществлении таможенными органами РФ совместного таможенного контроля с таможенными органами этого иностранного государства.
Исходя из вышеизложенного, система источников таможенного права Таможенного союза – это совокупность норм права, установленных в таможенном законодательстве Таможенного союза и правовых норм национального законодательства государств-участников Таможенного союза, предназначенная для осуществления таможенного регулирования в Таможенном союзе.
1.4. Источники таможенного права Российской Федерации
Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Федеральным законом «О таможенном регулировании» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.
В систему источников таможенного права РФ входят:
Ниже представлена схема источников таможенного права.
Рисунок 1. Источники таможенного права
Основополагающее место в федеральных законах занимает Закон о таможенном регулировании, фактически представляющий собой кодифицированный акт в области таможенного дела, основной задачей которого является установление основ таможенно-правового регулирования в данной сфере на уровне Российской Федерации как государства -участника Таможенного союза. Закон является необходимым продолжением ТК ТС, составляя с ним единое целое.
Принципиальное значение для системы источников таможенного права имеет Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ред. 30.11.2013), раскрывающий правовые механизмы, связанные прежде всего с таможенным делом и направленные на регулирование внешней торговли. Особо следует отметить нормирование данным актом основ применения мер нетарифного регулирования.
Сохраняет свое значение Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе" (ред. 24.11.2014), несмотря на то что с момента своего принятия он претерпел значительные изменения. Данный Закон устанавливает основные принципы тарифного регулирования, дополняя акты Таможенного союза в данной сфере.
Существует значительное число законодательных актов федерального уровня, связанных с регламентацией применения отдельных мер государственного воздействия на экономику. Среди них следует назвать:
• Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", регламентирующий применение специальных мер защиты от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных импортеров товаров;