История создания таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании истории создания Таможенного союза. Для детального изучения данной цели мы выделяем следующие задачи для раскрытия темы: - изучить предпосылки и история создания Таможенного союза; - определить процесс унификации таможенного законодательства Таможенного союза;
- рассмотреть перспективы развития Таможенного союза; - провести анализ механизма зачисления и распределения таможенных пошлин; - рассмотреть механизм движения ввозных таможенных пошлин со стороны РФ; - проанализировать исполнение соглашения о Таможенном союз; - сделать выводы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. История создания Таможенного союза 5
1.1. Предпосылки и история создания Таможенного союза 5
1.2. Унификация таможенного законодательства Таможенного союза 8
1.3. Перспективы развития Таможенного союза 22
Глава 2. Таможенный союз: механизм функционирования 27
2.1. Зачисление и распределение таможенных пошлин 27
2.2. Механизм движения ввозных таможенных пошлин со стороны РФ 29
2.3. Исполнение соглашения о Таможенном союзе 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение 1 38
Приложение 2 39

Файлы: 1 файл

история создания таможенного союза.doc

— 810.00 Кб (Скачать файл)

++Оглавление

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. В 2010 году вступил в действие Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, о котором было заявлено еще в 2007 году. Народы, разлученные двадцать лет назад, снова хотят быть едины, пусть даже пока в экономическом плане. Ведь многовековое совместное существование не могло не оставить в сознании людей мысль о единстве ради общего благополучия.

Изначально Таможенный союз задумывался, как исключительно  экономическое надгосударственное образование. Однако трудно не заметить, что фактически речь идет об экономической  платформе для создания в будущем  Евразийского Союза, о котором периодически заходят разговоры то в Астане, то в Москве, то в Минске. Действительно, ведь Таможенный союз предполагает свободное передвижение граждан и товаров по территории стран-участниц Союза, таможенный контроль вынесен на внешние границы, а национальное законодательство стран унифицируется, подстраиваясь под интересы сразу всех участников организации.

Нетрудно заметить и  то, что члены Таможенного союза  – это одни из самых развитых республик бывшего СССР. Да и о  Евразийском Союзе в последнее  время говорят довольно много, начиная от президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, впервые предложившего эту идею в 1994 году, и заканчивая обычными гражданами стран постсоветского пространства. Сама идея евразийства, близкая по духу панславизму, уже не нова, за нее ратовал еще в свое время ученый-этнолог Лев Николаевич Гумилев.

Таким образом, цель курсовой работы заключается в исследовании истории создания Таможенного союза.

Для детального изучения данной цели мы выделяем следующие задачи для раскрытия темы:

- изучить предпосылки и история создания Таможенного союза;

- определить процесс унификации таможенного законодательства Таможенного союза;

- рассмотреть перспективы развития Таможенного союза;

- провести анализ механизма зачисления и распределения таможенных пошлин;

- рассмотреть механизм движения ввозных таможенных пошлин со стороны РФ;

- проанализировать исполнение соглашения о Таможенном союз;

- сделать выводы.

Объектом данной работы является Таможенный союз.

Предметом исследования является в анализ истории создания Таможенного союза.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. История создания Таможенного союза

1.1. Предпосылки и история создания Таможенного союза

Путь к созданию Таможенного союза на пространстве СНГ был непростым. Первым шагом к формированию такого объединения стало подписание в январе 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия, а в 1999 году – Таджикистан.

В целях перевода сотрудничества упомянутых стран на качественно  новый уровень 10 октября 2000 г. в городе Астане президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был  подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Договор заключили как раз те страны СНГ, которые в политико-правовом и экономическом измерении оказались наиболее подготовленными к тесному интеграционному взаимодействию1.

В лице ЕврАзЭС страны создали межгосударственную структуру, которая поставила перед собой главную задачу – достижение глубокой экономической интеграции. Ее осуществление предполагает три логических этапа: создание зоны свободной торговли, формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Последовательность этих стадий экономической интеграции в  рамках ЕврАзЭС в целом соблюдается. Положительная динамика развития Сообщества позволила главам государств принять  в августе 2006 года решение о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таможенный союз на начальном этапе формируется тремя государствами – Беларусью, Казахстаном и Россией. Присоединение к нему Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет происходить с учетом степени готовности их экономики. На состоявшемся в г. Душанбе в октябре 2007 года заседании Межгоссовета ЕврАзЭС главами государств подписаны основополагающие документы по формированию Таможенного союза:

- Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;

- Договор о Комиссии таможенного союза;

- Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;

- Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

Это основополагающие документы, необходимые для формирования институциональной  структуры Таможенного союза. Они  же определяют механизм присоединения  к Таможенному союзу других государств. Все принятые документы отвечают международным принципам, признанным нормам и правилам, закрепленным в многосторонних соглашениях Всемирной торговой организации.

Межгоссовет ЕврАзЭС  наделен функциями высшего органа Таможенного союза. Учрежден постоянно  действующий регулирующий орган – Комиссия Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон. Голоса между Сторонами в Комиссии распределены следующим образом:

- Республика Беларусь – 21,5%,

- Республика Казахстан – 21,5%,

- Российская Федерация – 57%.

Таким образом, впервые  главы государств согласились передать часть своих полномочий наднациональному органу. Предложение решить проблему создания Таможенного союза с  использованием наднационального органа – это эффективное применение площадки Сообщества, поскольку ЕврАзЭС выступает здесь так же, как Евросоюз для европейских стран - свободным, независимым и объективным арбитром процесса интеграции.

Ключевыми точками в  работе по созданию Таможенного союза  являются: 1 января 2010 года, 1 июля 2010 года и 1 июля 2011 года.

К 1 января 2010 г. в основном сформирована правовая база Таможенного  союза и принято более 40 международных  договоров, введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами, Комиссии Таможенного союза переданы функции по определению параметров таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

С 1 июля 2010 года начал  функционирование второй этап: Беларусь, Казахстан и Россия формируют  единую таможенную территорию, на которой действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Знаковым событием в этом плане стало подписание главами государств 5 июля 2010 года в г. Астане пакета документов, в числе которых Совместное заявление президентов Беларуси, Казахстана и России о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран с 6 июля 2010 года.

1 июля 2011 года - это завершающий  элемент формирования единой  таможенной территории, в пределах  которой обеспечивается свободное  перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран2.

Осуществление в полном объеме в согласованные сроки  последовательности шагов по созданию единой таможенной территории усилит конкурентные позиции стран-участниц Таможенного союза в рамках Единого экономического пространства (далее – ЕЭП), договоренность о создании которого была достигнута на неформальном саммите глав государств Таможенного союза в декабре 2009 г. Утвержден План действий по формированию ЕЭП к началу 2012 г., включая формирование общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.

План действий по формированию ЕЭП предполагает разработку, принятие и введение в действие 20 международных  договоров, которые составляют правовую базу ЕЭП. Все документы разделены на два пакета. При этом на первом этапе должно быть обеспечено формирование единой таможенной территории, как ключевого элемента создания единого товарного рынка, а первый пакет из 14 соглашений, содержащих единые базовые правила внутреннего регулирования экономик, должен быть введен в действие до 1 июля 2011 года3.

Завершается формирование ЕЭП к 1 января 2012 года введением  в действие второго пакета из 6 соглашений, определяющих единые правила в конкретных секторах экономики. На этом завершающем этапе устанавливаются единые принципы валютной политики, включая вопросы введения единой валюты.

1.2. Унификация таможенного законодательства Таможенного союза

Мероприятия по созданию таможенного союза осуществляются в соответствии с Планом действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (решение Межгоссовета от 6 октября 2007 г. № 1), Мероприятиями по его реализации, утвержденными решением членов Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 23 апреля 2008 г. № 13, и решением Комиссии таможенного союза от 4 февраля 2009 г. № 4, определившими направления создания целостного организационно-правового механизма, обеспечивающего таможенное регулирование на единой таможенной территории. Конечный результат осуществляемых мероприятий - создание унифицированных правил, обеспечивающих таможенное регулирование на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

 Унификация (лат. uni - один и facere - делать) - установление единообразия, приведение к единой форме (документов, действий, услуг и пр.).

Унификация в праве - деятельность компетентных органов  государства или нескольких государств, направленная на выработку правовых норм, единообразно регулирующих определенные виды общественных отношений.

 Если обратиться  к истории такого союзного  государства, как СССР, то процесс  унификации законодательства союзных  и автономных республик начался  с образования Советского государства  и способствовал экономическому  и социальному развитию всех республик. Этот процесс проявился прежде всего в кодификации законодательства СССР: в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик и других кодификационных актах, которые устанавливали принципы соответствующей отрасли законодательства и общие нормы по вопросам и которые должны были регулироваться единообразно в республиканских законах4.

 Большая работа по унификации  законодательства проводилась социалистическими  странами в рамках СЭВ (Совет  Экономической Взаимопомощи). Это обусловливалось принципиальным единством их экономического и политического строя, стремлением сблизить правовые системы, взаимно используя опыт правового строительства, и тем самым обеспечить еще более полное сотрудничество во всех сферах общественной жизни, прежде всего в области экономического сотрудничества (разработка Общих условий поставок стран СЭВ, введение единых стандартов и технических условий и т.д.).

 Унификация осуществляется  также и в процессе развития  отношений между государствами  с различным государственным и общественным строем, особенно в области отношений по внешней торговле, международным перевозкам и т.д. Самыми яркими примерами можно считать пакет документов по функционированию Всемирной торговой организации, Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Таможенного кодекса Европейского союза.

 Одним из основных документов  целостного организационно-правового  механизма, обеспечивающего таможенное  регулирование на единой таможенной  территории, является Таможенный кодекс таможенного союза, нормы которого базируются на содержании и смысле Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., решений Межгосударственного Совета ЕврАзЭС: от 16 августа 2006 г. № 313 «О формировании таможенного союза государств - членов Евразийского экономического сообщества»; от 6 октября 2007 г. № 1 «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества» и международных нормах права.

 Комиссией таможенного союза осуществляется комплекс мероприятий, связанных с разработкой проекта Таможенного кодекса таможенного союза.

 Решением Интеграционного комитета  Республики Беларусь, Республики  Казахстан и Российской Федерации  (п. 3.3 Протокола от 12 декабря 2008 г.  № 20) определены принципы разработки Таможенного кодекса таможенного союза:

1) таможенное законодательство таможенного союза включает в себя:

- международные договоры между Сторонами в области таможенного регулирования;

- Таможенный кодекс таможенного союза;

- нормативные правовые акты Комиссии таможенного союза, издаваемые во исполнение положений Кодекса;

- отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних таможенных границах;

- единообразное применение таможенных процедур (режимов) на единой таможенной территории;

Информация о работе История создания таможенного союза