Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:57, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании истории создания Таможенного союза. Для детального изучения данной цели мы выделяем следующие задачи для раскрытия темы: - изучить предпосылки и история создания Таможенного союза; - определить процесс унификации таможенного законодательства Таможенного союза;
- рассмотреть перспективы развития Таможенного союза; - провести анализ механизма зачисления и распределения таможенных пошлин; - рассмотреть механизм движения ввозных таможенных пошлин со стороны РФ; - проанализировать исполнение соглашения о Таможенном союз; - сделать выводы.
Введение 3
Глава 1. История создания Таможенного союза 5
1.1. Предпосылки и история создания Таможенного союза 5
1.2. Унификация таможенного законодательства Таможенного союза 8
1.3. Перспективы развития Таможенного союза 22
Глава 2. Таможенный союз: механизм функционирования 27
2.1. Зачисление и распределение таможенных пошлин 27
2.2. Механизм движения ввозных таможенных пошлин со стороны РФ 29
2.3. Исполнение соглашения о Таможенном союзе 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение 1 38
Приложение 2 39
Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают19:
- суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;
- суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других сторон;
- суммы зачисленных в бюджет стороны доходов от распределения этой стороной сумм ввозных таможенных пошлин;
- суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет стороны от других сторон;
- суммы поступивших в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;
- суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других сторон приостановлено.
Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства – члена Таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин.
Со стороны Российской Федерации механизм зачисления, распределения и перечисления уплаченных ввозных таможенных пошлин выглядит следующим образом (Приложение 1).
Ввозные таможенные пошлины, уплаченные участниками ВЭД, в валюте Российской Федерации зачисляются на отдельный счет, открытый на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» Управлению Федерального казначейства по г. Москве. В соответствии со ст. 5 Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) распределение уплаченных в Российской Федерации ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран – участников Таможенного союза производит УФК по г. Москве по установленным нормативам на следующий рабочий день после зачисления уплаченных сумм на счет УФК с учетом зачтенных платежей, сумм, подлежащих возврату на следующий рабочий день, и за вычетом сумм, подлежащих возврату плательщикам в текущем дне20.
В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с национальным законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Соглашение предусматривает, что ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными документами.
Перечисление распределенных ввозных таможенных пошлин в бюджеты Республики Беларусь и Республики Казахстан в национальной валюте стороны производится на следующий рабочий день за днем распределения поступивших сумм. Для этого УФК по г. Москве не позднее 13:45 по московскому времени направляет в Центральный банк РФ расчетные документы для перечисления распределенных сумм на счета, открытые в валюте Российской Федерации Республике Беларусь и Республике Казахстан. Аналогичным образом на счета в иностранной валюте, открытые Федеральному казначейству, поступают ввозные таможенные пошлины в белорусских рублях и казахских тенге, распределенные по установленному нормативу от уполномоченных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан.
При перечислении в доход федерального бюджета сумм от распределения ввозных таможенных пошлин, поступивших от уполномоченных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан на счета в иностранной валюте, используется схема их перечисления, при которой используется официальный курс национальной валюты каждой страны к доллару США. Так, денежные средства, зачисленные на счет в белорусских рублях, конвертируются в доллары США по официальному курсу доллара США к белорусскому рублю, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на следующий рабочий день после зачисления денежных средств в белорусских рублях на счет, а денежные средства, зачисленные на счет в казахских тенге, конвертируются в доллары США по официальному курсу доллара США к тенге, установленному Национальным банком Республики Казахстан, на следующий рабочий день после зачисления средств в тенге на соответствующий счет.
Полученная сумма в долларах США конвертируется в российские рубли по официальному курсу доллара США к рублю, установленному Банком России на дату проведения расчетов, и незамедлительно зачисляется на счет по учету средств федерального бюджета № 40105 в российских рублях.
За период с 1 сентября 2010 года по 1 января 2012 года на счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» УФК по г. Москве поступило ввозных таможенных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации и подлежащих распределению между сторонами, на сумму 966,8 млрд российских рублей, из них распределено в бюджет Российской Федерации 850,5 млрд руб. (87,97 %), в бюджет Республики Беларусь – 45,4 млрд руб. (4,70 %), в бюджет Республики Казахстан – 70,9 млрд руб. (7,33 %).
Одновременно с этим в доход бюджета Российской Федерации поступило 81,7 млрд руб. (от Республики Беларусь – 35,0 млрд руб., от Республики Казахстан – 46,7 млрд руб.). Всего с 1 сентября 2010 года по 1 января 2012 года Российской Федерацией было зачтено 31,3 млрд руб. в счет уплаты ввозной таможенной пошлины, возвращено 7,4 млрд руб. излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин (Приложение 2)21.
По итогам функционирования механизма перечисления распределенных сумм ввозной таможенной пошлины в бюджеты стран – участников Таможенного союза за период с 1 сентября 2010 года по 1 января 2012 года совокупное сальдо перечислений для Российской Федерации составило – 34,5 млрд руб., в том числе по Республике Беларусь –10,3 млрд руб., по Республике Казахстан – –24,1 млрд руб. (см. рисунок).
В соответствии с приказом Федерального казначейства РФ от 30 декабря 2011 г. № 654 «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 16 июня 2010 г. „Об утверждении Порядка исполнения Федеральным казначейством положений Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозной таможенной пошлины (иных пошлин, имеющих эквивалентное действие)“« с 1 января 2012 года учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в иностранной валюте, и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также учет и распределение таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности между бюджетами стран – участников Таможенного союза относятся к полномочиям, закрепляемым за Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства.
Таким образом, проведя исследование на тему «История создания Таможенного союза» следует сделать следующее выводы.
Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном (далее ТС) сформирован в соответствии с договором от 6 октября 2007 года подписанным в городе Душанбе. В июле 2010 года на территории стран участников ТС начал действовать Таможенный кодекс Таможенного сюза и фактически было создано единое таможенное пространство.
Самые первые попытки создать единое экономическое пространство начались в далеком 1995 году, когда президенты России, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии договорились о создании Таможенного союза, который сегодня известен под названием «Евразийское экономическое сообщество», или коротко – ЕврАзЭС.
Непосредственно современный Таможенный союз, тогда еще в виде трехстороннего проекта, появился в 2007 году. В конце 2009 года работа по созданию единой таможенной зоны была возобновлена, однако весной 2010 года в связи с серьезными разногласиями между главами стран-союзников было объявлено, что Союз начнет работу лишь в двустороннем формате, без Белоруссии. Тем не менее, спустя месяц Белоруссия заявила о желании участвовать в Таможенном союзе, и с принятием «Таможенного кодекса трех стран» Союз начал действовать, как и предполагалось ранее, в виде содружества трех государств.
1 апреля 2011 года на российско-белорусской границе был окончательно отменен транспортный контроль, а с 1 июля 2011 года транспортный контроль был отменен и на российско-казахстанской границе. Транспортный контроль на обеих границах был вынесен на внешние границы Таможенного союза.
Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:
- снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;
- уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;
- сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;
- открытие новых рынков сбыта;
- упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.
1 Покровская В. В. Таможенное дело [Текст] : учебник для бакалавров : для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080301 (351300) «Коммерция (торговое дело)» и 080111 (061500) «Маркетинг» / В. В. Покровская ; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т. Москва: Юрайт, 2010 – с. 27.
2 Маринова С. Ш. Таможенное право России [Текст] : схемы, таблицы, основные термины / С. Ш. Маринова, Я. В. Кудашкин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации», Средне-Волжский (г. Саранск) фил. Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2010 – с. 77.
3 Эриашвили Н. Д. Таможенное дело [Текст] : учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 350900 «Таможенное дело» : для научных специальностей 12.00.14 «Администра. Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2011 – с. 111.
4 Покровская В. В. Таможенное дело [Текст] : учебник для бакалавров : для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080301 (351300) «Коммерция (торговое дело)» и 080111 (061500) «Маркетинг» / В. В. Покровская ; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т. Москва: Юрайт, 2010 – с. 31-32.
5 Маринова С. Ш. Таможенное право России [Текст] : схемы, таблицы, основные термины / С. Ш. Маринова, Я. В. Кудашкин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации», Средне-Волжский (г. Саранск) фил. Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2010 – с. 81.
6 Эриашвили Н. Д. Таможенное дело [Текст] : учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 350900 «Таможенное дело» : для научных специальностей 12.00.14 «Администра. Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2011 – с. 115-116.
7 Парфенов А. В. Таможенное дело : учебное пособие / А. В. Парфенов, Н. М. Белоусова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов», Каф. коммерции и логистики. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2010 – с. 105.
8 Халипов С. В. Таможенное право [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» : учебник для студентов и слушателей высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Таможенное дело» / С. В. Халипов. Москва: Юрайт, 2011 – с. 87.