Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 13:02, контрольная работа
Борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела является неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов в сфере правоохранительной деятельности. В Таможенном кодексе РФ 1993 г. этому посвящен даже специальный раздел — раздел IX, что свидетельствует о месте и об особой актуальности данного вопроса в структуре современного таможенного дела России.
Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, согласно которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
Введение 2
1. Понятие и виды преступлений в сфере таможенного дела 4
2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. 7
Заключение. 31
Список использованной литературы: 33
Распоряжением Президента РФ от 11 января 1993 года N 20-рп "О введении контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" утвержден Список оборудования, материалов и технологий, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям.
Распоряжение Президента РФ от 25 апреля 1995 года N 193-рп "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия"<109> утверждает Список оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия, экспорт которого контролируется и осуществляется по лицензиям. В этот Список, в частности, включены: баллистические ракеты, ракеты-носители и исследовательские ракеты, способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность 300 км и более; крылатые ракеты, радиоуправляемые самолеты-мишени и разведывательные самолеты; специально спроектированные производственные мощности для разработки и производства ракет; ракетное топливо и др.
К этому же кругу предметов относятся материалы, оборудование и технологии, которые имеют мирное значение, но могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, которые указаны в Списках, утверждаемых Распоряжениями Президента РФ.
Так, Распоряжение Президента РФ от 14 июня 1994 года N 298-рп утверждает Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям.
К ним, в частности, относятся возбудитель лихорадки, возбудители натуральной оспы, холеры, чумы, столбняка, сыпного тифа, сибирской язвы, ботулинические токсины и др., а также различного рода оборудование (обеспечивающее биологическую защиту, производство вирусов или токсинов, их хранение и проведение соответствующих исследований).
Распоряжением Президента РФ N 621-рп от 7 декабря 1994 года "О контроле за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное значение, но могут быть применены при создании химического оружия" утвержден Список химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное значение, но могут быть применены при создании химического оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям. В этот Список, в частности, включены: пинаколиновый спирт, тиодигликоль, треххлористый мышьяк, хлорциан, диметилфосфит, хлорокись фосфора, фтористый водород, цианистый калий, двухлористая сера, цианистый натрий, а также реакционные сосуды, реакторы и смесители, технологии производств вышеперечисленных веществ.
Под стратегически важными сырьевыми товарами, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из Российской Федерации, понимаются товары, указанные в Перечне стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 июня 1992 года N 434 с последующими изменениями, а также в Приложениях N 2 и 3 к постановлению Правительства РФ от 1 июля 1994 года "О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг".
В частности, сюда включены: дикие животные, дикорастущие растения, слоновая кость, рога, копыта, кораллы, лекарственное сырье растительного и животного происхождения, пшеница, семена сои и подсолнечника, спирт этиловый неденатурированный, природный газ, электроэнергия, минеральные или химические удобрения, деловая древесина и пиломатериалы хвойных пород, целлюлоза, драгоценные металлы, сплавы и изделия из них, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; руды, концентраты; лом и отходы, драгоценные природные, полудрагоценные камни и изделия из них; отходы, порошки и рекуперант драгоценных природных камней; жемчуг и изделия из него; янтарь и изделия из него; коллекционные материалы по минералогии и палеонтологии.
К стратегически важным сырьевым товарам, согласно постановлению Правительства РФ от 2 ноября 1993 года N 1102 "О мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности", относятся также сырая нефть (включая газовый конденсат), продукты переработки нефти, нефтяные газы и углеводороды, углеводородное сырье (бензол, стирол, фенол, анилин), цветные металлы, щелочные, щелочно-земельные и редкоземельные металлы, сырье для их производства и их сплавы, порошки, полуфабрикаты, прокат цветных металлов, рыба, ракообразные, икра.
Распоряжением Правительства РФ от 10 декабря 1993 года N 2213-р в Перечень стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется с 1994 года предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ, включены также деловая древесина хвойных пород, шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи, пиломатериалы хвойных пород.
Не относятся к стратегически важным сырьевым товарам натрий, древесина топливная, рамы деревянные, ящики, бочки, бумага и картон немелованные и другие товары, указанные в Приложении 1 к постановлению Правительства РФ N 226 от 15 марта 1993 года.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21 февраля 1995 года N 177 исключены из Перечня стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется с 1994 г. следующие товары: масла смазочные, вазелин нефтяной, кокс, битум и другие продукты нефтепереработки, редкоземельные металлы (скандий, иттрий, лантан и лантаноиды), соединения редкоземельных металлов, фенол и его соли, удобрения минеральные или химические фосфорные, сульфат аммония, древесина бондарная из хвойных пород, листы однослойной фанеры и шпона, фольга медная, трубы из меди или алюминия, изделия из никеля, фольга алюминиевая.
Предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран- это культурные ценности, особый правовой режим которых установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 года "О вывозе и ввозе культурных ценностей". К ним, в частности, относятся: картины, рисунки, скульптурные произведения, предметы культового назначения (иконы), гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы, составные части и фрагменты памятников, старинные книги, издания, представляющие особый интерес, редкие рукописи и документальные памятники, архивы (кино, фото-, фоно-, видеоархивы), уникальные и редкие музыкальные инструменты, почтовые марки, иные филателистические материалы, старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие научный интерес для минералогии, анатомии, палеонтологии, а также другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие значение культурных ценностей и взятые государством под охрану как памятники истории и культуры (ст. 7). Указанные предметы могут принадлежать как отдельным (физическим) лицам на праве частной собственности, так и юридическим лицам.
Предметом контрабанды не является российская и иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте, порнографические, а также пропагандирующие культ насилия и жестокости произведения.
Информация (например, научного, технического, военного, иного характера) также не может выступать предметом контрабанды, если она зафиксировна на тех или иных материальных носителях (документах, чертежах, фотографиях, кассетах, дискетах). Незаконный экспорт технологии и информации, которая может служить для создания оружия массового поражения и средств его доставки, наказывается в соответствии с предписаниями ст. 78.1 УК.
Преступное деяние (объективная сторона контрабанды) заключается в перемещении указанных в законе предметов (товаров, веществ) через таможенную границу РФ.
Под перемещением, в соответствии с таможенным законодательством, понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию России или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.
Способами перемещения товаров являются перемещения: помимо таможенного контроля; с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; недекларирование, а равно недостоверное декларирование.
Перемещение товаров (предметов, веществ) помимо таможенного контроля охватывает любые действия по их ввозу (вывозу) вне определенных таможенными органами РФ мест- таможен, таможенных постов - или вне установленного времени производства таможенного оформления.
Сокрытие от таможенного контроля товаров (предметов, веществ), перемещаемых через таможенную границу РФ, представляет собой любой способ их утаивания, затрудняющий обнаружение, или камуфлирование подлинности, в частности использование тайников, специальных хранилищ, разбор товара и раздельное перемещение его составных частей, придание одним товарам вида других.
Обманное использование документов или средств таможенной идентификации представляет собой предъявление таможенному контролю в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 78 УК предметов заведомо подложных (поддельных) документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, а также содержащих недостоверные сведения или относящихся к другим товарам (предметам, веществам).
Сюда же входит использование поддельных пломб, печатей, цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, фотографий и т.п.
Недекларирование или недостоверное декларирование означает незаявление по установленной письменной, устной или иной форме сведений либо заявление ложных сведений о товарах (предметах, веществах) и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Контрабанда может осуществляться и в форме прорыва таможенной границы, под которым понимается открытое перемещение через таможенную границу России (ввоз или вывоз) товаров или транспортных средств вопреки прямому запрету должностного лица, осуществляющего таможенный контроль. Прорыв может быть осуществлен как насильственным, так и ненасильственным способом.
Не является прорывом открытое перемещение товаров через государственную границу в месте, где отсутствует таможенный контроль (таможенный пост).
В соответствии со ст. 18 ТК момент окончания преступного деяния зависит от того, сопряжено перемещение товаров через таможенную границу РФ с их ввозом на таможенную территорию РФ или же с вывозом с нее.
При ввозе товаров (предметов, веществ) на таможенную территорию РФ (в том числе при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории) преступление является оконченным с момента фактического пересечения таможенной границы; при вывозе товаров с таможенной территории России, а также при ввозе их с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на склады- с момента подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти или ввезти предметы.
Субъектом преступления является вменяемое лицо (гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста.
Признаком, отягчающим ответственность, является совершение преступления лицом, ранее судимым за контрабанду (то есть имеющим непогашенную или неснятую судимость по ст. 78 УК).
Субъектами контрабанды могут быть и должностные лица, под которыми следует понимать прежде всего сотрудников таможенных органов, в чьи служебные обязанности входит осуществление контрольных, проверочных функций, соблюдений предписаний таможенного законодательства.
К субъектам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 78 УК, относятся также лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля, перечисленные в ст. 188 ТК.
Входят в круг субъектов контрабанды лица, уполномоченные для перемещения через таможенную границу отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля. К ним относятся не являющиеся должностными лицами сотрудники таможенных, брокерских и транспортных организаций, водители транспортных средств, представители предприятий, учреждений, организаций (юридических лиц), сопровождающие товары или транспортные средства, освобожденные в соответствии с законом или специальным распоряжением ГТК от определенных форм таможенного контроля.
Субъектами контрабанды являются также лица, принимавшие участие в организованной преступной группе. Организованная группа характеризуется признаками: распределением преступных ролей (организатор, исполнитель, пособник, подстрекатель) среди участников группы и устойчивостью, сплоченностью. За совершение контрабанды организованной группой к ответственности будут привлекаться не только лица, непосредственно перемещавшие предметы контрабанды через таможенную границу (непосредственные исполнители), но и все другие члены организованной группы.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Это означает, что лицо сознает, что совершает контрабанду, предвидит возможность наступления вреда охраняемым интересам и желает совершить это преступное деяние.
Не является контрабандой нарушение таможенного законодательства РФ. Однако совершение данного преступного деяния влечет квалификацию содеянного по ст. 169.1 УК. Согласно предписаниям этой статьи перемещение в крупных размерах через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, за исключением указанных в ст. 78 УК, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой и с конфискацией перемещаемых товаров или иных предметов.
Те же действия, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу РФ отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, наказываются лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества.
Информация о работе Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела