Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:55, курс лекций
ВОПРОС 1. ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. ВОПРОС 2. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ. 3 ВОПРОС. РОЛЬ БАЗИСНЫХ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА.
При расчете таможенной
пошлины по специфическим и
Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов - предмет статьи 76 ТК.
По общему правилу таможенные пошлины, НДС, акцизы, взимаемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу, исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно.
Валюта исчисления таможенных пошлин, налогов в ряде случаев может не совпадать с валютой, в которой происходит уплата таможенных платежей. Согласно п. 3 ст. 84 ТК таможенные пошлины, налоги должны уплачиваться в валюте государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК.
По общему правилу, для целей исчисления таможенных пошлин, НДС и акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом (ЕТТ) таможенного союза. По коду декларируемого товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза в ЕТТ отыскивается соответствующая строка, в которой и содержится ставка, применяемая для исчисления ввозной таможенной пошлины.
Для выбора ставки при исчислении налогов (НДС и акцизов), которыми облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза, в ТК установлена норма, в соответствии с которой должны применяться ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.
В соответствии со ст. 79 ТК плательщиками таможенных пошлин и налогов (НДС, акцизов) являются декларант (подп. 6 п. 1 ст. 4) или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Ввозные таможенные пошлины, за исключением
ввозных таможенных пошлин в отношении
товаров для личного
По желанию плательщика
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке, а также предварительная специальная, предварительная антидемпинговая и предварительная компенсационная пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке, уплачиваются на счет Федерального казначейства. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются на счет Федерального казначейства.
Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.
Обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов:
с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке; с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа; с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин; с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком,
По требованию плательщика таможенных пошлин, налогов таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за три календарных года, предшествующие этому требованию.
В зависимости от вида внешнеторговых операций таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. По способу взимания: адвалорные, специфические, комбинированные. Наиболее распространенными в мире признаются адвалорные пошлины. Они в наибольшей степени отвечают современным взглядам на справедливую конкуренцию и оптимально подходят для применения к готовым изделиям, машинно-технической и наукоэффективной продукции. В литературе советского периода встречается наименование такого вида ставок, как "ценностные тарифы". Это название обусловлено, по-видимому, установлением определенного соотношения к цене перемещаемого товара. Преимущество адвалорных пошлин состоит в том, что они поддерживают уровень защиты внутреннего рынка от колебаний цен на товар на мировом рынке, а недостаток - в необходимости правильного определения цены товара (таможенной стоимости), что не всегда удается сделать. Преимущество же специфических пошлин состоит в отсутствии необходимости точного определения таможенной стоимости, поэтому они выполняют роль более жесткого барьера для участников внешней торговли.
В зависимости от страны происхождения товаров пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными и карательными. Специальные, антидемпинговые, компенсационные.
ВОПРОС 7. СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ТОВАРА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, МЕХАНИЗМ
ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ. КРИТЕРИИ
ДОСТАТОЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ
СОГЛАШЕНИЕ о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008
В соответствии с Правилами
страна происхождения товаров - страна,
в которой товары были полностью
произведены или подвергнуты
достаточной переработке в
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
1) полезные ископаемые,
продукция растительного
4) продукция, полученная
в данной стране от выращенных
в ней животных; в результате
охотничьего и рыболовного
Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки.Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров в соответствии с Правилами особо не оговариваются, товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по единой ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков.
Критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости
товаров, когда процентная
Правило 1. Товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в следующих случаях:
1) когда он полностью произведен в данной стране;
2) когда он произведен
в данной стране с
Товар считается подвергшимся
достаточной обработке или
1) товар подвергся обработке или переработке в развивающейся или наименее развитой стране и стоимость использованных в этом процессе товаров, происходящих из других стран, не превышает 50% стоимости данного товара;
2) товар подвергся обработке или переработке в нескольких развив. или наименее развитых странах и аналогично.
3) товар произведен
в одной из развивающихся или
наименее развитых стран и
подвергся обработке или пере-
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию ТС. Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой. Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из р или нр страны на единую тт ТС без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию третьих стран вследствие географических, и др причин, при условии, что товары в странах транзита находятся под таможенным контролем.
В удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны представляется декларация-сертификат о происхождении товара по форме "А (Приложение 1 и 2 к Правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран). Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.
В соответствии со ст. 62 главы, 7 ТК если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, в отношении таких товаров не требуется представления документа, подтверждающего страну происхождения товаров.
В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать представление сертификата о происхождении товара.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения. Статьей 63 комментируемой главы установлено, что при отсутствии документов, под-тверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязатель-ным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с тер-ритории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть вза-имные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (режим наиболее благоприятствуемой нации).
ВОПРОС 8. ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС. ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТС. СИСТЕМА ТАРИФНЫХ КВОТ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС.
Основные тарифные льготы закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;
2) ввозимых в качестве
вклада иностранного
3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.
При ввозе из третьих стран на единую тт ТС от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:
1) транспортные средства,
осуществляющие международные
2) продукция морского промысла судов государств Сторон;
3) товары, ввозимые для
официального или личного
4) валюта государств
Сторон, валюта третьих стран
(кроме используемой для
5) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий
Более специфические виды льгот были отражены в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18.
Тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны Таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы. Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию России по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран ТС. Такой льготой вправе воспользоваться компании, включенные в специальный перечень, утверждаемый на уровне КТС.
Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов.
Вводимая странами Таможенного союза аналогичная льгота очень важна для бизнес-сообщества. Ее значимость состоит в том, что она предоставляется в отношении не только технологического оборудования (ставки пошлин на которое в большинстве случаев обнулены), но и сырьевых товаров, облагаемых достаточно высокими ставками ЕТТ.