Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:59, курс лекций
Характеристика таможенного права как отрасли в правовой системе Российской Федерации.
Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны. Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ)). За счет таможенного регулирования государство обеспечивает прогрессивное развитие своей экономики, ее процветание, а следовательно, повышает уровень жизни населения, что немаловажно для экономической политики любого государства.
Работы по развитию национальных систем проводятся государствами-членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.
В этой связи эффективное решение задачи надежной интеграции информационных систем в рамках таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участни Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.
Основные требования к построению Системы:
Система не должна подменять национальные системы государств-членов;
Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;
в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы;
архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;
Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;
Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;
Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);
Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии - Методы защиты - Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).
Для нормативного обеспечения процесса создания Системы необходимо принять следующие документы:
Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза;
Таможенный кодекс таможенного союза;
Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории таможенного союза;
нормативные документы (правила) для организационного обеспечения функционирования Системы.
45. Системы электронного декларирования «ЭД1» и «ЭД2».
На современном этапе развития таможенных органов, наиболее важным является достижение баланса эффективности таможенного контроля и содействия развитию международной торговли. Достижению данной цели способствует и внедрение электронного декларирования. Переход к электронной форме декларирования существенно облегчает взаимодействие участников внешнеэкономических отношений с таможней, а использование средств телекоммуникаций сокращает необходимость личного контакта с таможенным инспектором, что исключает субъективный момент. Электронное декларирование подразумевает внедрение и реализацию электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении таможенной документации, а также реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи (ЭЦП). Электронные документы в системах электронного документооборота могут подтверждаться ЭЦП в соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". В этом случае, юридическая сила ЭЦП признается только при наличии лицензионных программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию цифровой подписи. Цели реализации электронного декларирования:
1. Внедрение безбумажной
2. Ускорение и формализация проце
3. Сведение к минимуму контакта субъекта ВЭД и инспектора;
4. Проведение таможенных
5. Ускорение процедуры уплаты таможенных платежей;
6. Снижение денежных затрат, связанных с таможенным оформлением.
Электронная форма декларирования обеспечивает
автоматическую обработку заявляемых
в декларации сведений в центральной базе
данных на уровне региональных таможенных
управлений с осуществлением автоматического анализа
рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному
Электронное таможенное декларирование
товаров и грузов разработано Всемирной
торговой организацией (ВТО). Предварительное
информирование, а также электронное декларирование
- это составляющие новых рамочных стандартов,
внедряемых для обеспечения безопасности
всех внешнеторговых операций, а также
содействия торговле в целом. Электронное
декларирование (ЭД) - это комплекс программных
и аппаратных средств, который позволяет
осуществлять таможенное оформление товаров
и транспортных средств в электронном
виде. Данная система направлена на упрощение
взаимодействия между участниками ВЭД
и таможенными органами и ускорение процесса
таможенного оформления с использованием
качественно нового подхода к вопросам
таможенного оформления на основе безбумажных
технологий. Благодаря использованию
системы электронного декларирования
участники ВЭД имеют возможность подачи
грузовой таможенной декларации из любой
точки России.
Система электронного декларирования за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет участнику ВЭД получить следующую выгоду:
Снижение объема использования бумажной документации (переход на безбумажное оформление)
Подготовка в электронном виде транспортных, коммерческих, финансовых и др. документов, необходимых для таможенного оформления
Заверение подготовленных документов электронной цифровой подписью
Формализация и ускорение
Уменьшение времени, затрачиваемого на таможенное оформление. Речь уже не идет о днях, необходимых инспектору для принятия решения о выпуске товаров, а о считанных часах. Кроме этого, анализ оформления показывает, что электронные декларации выпускаются и в пределах одного часа;
Возможность проведения документального контроля до фактического поступления товаров в таможенный орган назначения, что значительно сокращает время простоя товаров и транспортных средств;
Возможность интегрирования с информационными
системами иностранных
Заочное общение с таможенным инспектором и минимизация принятия субъективных решений.
Для таможни:
это сокращение сроков выпуска ДТ, оптимизация применения людских и материальных ресурсов. Кроме того, электронное декларирование в ФТС России рассматривают как один из важнейших инструментов решения проблем, связанных с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, коррупцией
Снижение трудоемкости работы должностных лиц таможенных органов;
Ускорение поступлений таможенных платежей в государственный бюджет; На практике процесс декларирования товаров и транспортных средств в электронной форме с участием таможенного брокера с применением комплекса программных средств "Электронное декларирование товаров и транспортных средств" осуществляется следующим образом.
Шаг 1: Клиент при перемещении товаров через границу направляет таможенному брокеру имеющиеся у него документы. Шаг 2: Таможенный брокер на основании полученных сведений формирует электронную ДТ и направляет ее таможенному инспектору. Шаг 3: Инспектор проверяет сведения, заявленные в ЭДТ и содержащиеся в пакете документов. Производит все формальности, необходимые при таможенном оформлении, вплоть до определения необходимых мер дополнительного таможенного контроля. При необходимости уточнения сведений направляет запрос таможенному брокеру. Шаг 4: После прибытия грузов в таможню назначения инспектор производит процедуру закрытия доставки товаров и выпускает ДТ.
46. Цель и задачи таможенной статистики.
Таможенная статистика внешней торговли является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу.
Таможенная статистика представляет информацию о состоянии внешней торговли Российской Федерации, ее торговом и платежном балансах. С ее помощью осуществляется контроль поступления в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфере и т.д.
Ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных органов. Она осуществляется в соответствии с ТК, Положением о ГТК, утвержденным указом Президента РФ. Первоначальный вариант Методологии СНГ был утвержден главами правительств Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года.
Настоящий вариант Методологии СНГ подготовлен в связи с выходом в 1998 году второго пересмотренного варианта публикации «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения», подготовленного Статистическим отделом Организации Объединенных Наций, с учетом положений «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года».
В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты; таможни; региональные таможенные управления; ГТК и его Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ). При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации. Методология подготовлена на базе Государственной программы с учетом соответствующих нормативных документов статистических подразделений ООН и Европейского союза. Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли.
Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации учитывает ввоз и вывоз товаров в соответствии с так называемой общей системой учета внешней торговли. Ее объектами становятся все товары (за исключением находящихся в обращении валютных ценностей), ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны.
В Методологии определяется
порог статистического