Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:59, курс лекций
Характеристика таможенного права как отрасли в правовой системе Российской Федерации.
Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны. Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ)). За счет таможенного регулирования государство обеспечивает прогрессивное развитие своей экономики, ее процветание, а следовательно, повышает уровень жизни населения, что немаловажно для экономической политики любого государства.
2) ввозимые и вывозимые наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;
3) ввозимые и вывозимые денежные
инструменты (векселя,
4) драгоценные металлы: ввозимые временно, вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий);
5) драгоценные камни: ввозимые временно, вывозимые изумруды, рубины, сапфиры, александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования;
6) культурные ценности;
7) вывозимые государственные
8) животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция;
9) оружие и боеприпасы;
10) ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 3 литра;
11) наркотические средства и
психотропные вещества в виде
лекарственных средств по
12) радиоэлектронные средства и
(или) высокочастотные
13) товары для личного
14) иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза.
4. Система, задачи и правовой статус таможенных органов Российской Федерации.
Таможенный орган – это
Система таможенных органов – совокупность таможенных органов (ст. 402 Таможенного кодекса РФ). Таможенные органы могут осуществлять как исполнительную, так и распорядительную деятельность.
Исполнительная деятельность таможенных органов заключается в осуществлении ими своих непосредственных функций в компетентных рамках. Распорядительная деятельность таможенных органов может определяться в строго очерченных границах различных положений, предусмотренных в таможенном деле.
В соответствии со ст. 402 Таможенного кодекса РФ система таможенных органов РФ содержит в себе:
федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела. Иными словами, речь идет о Государственном таможенном комитете – ГТК России, который находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ;
региональные таможенные управления;
таможни;
таможенные посты.
В соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса РФ функции таможенных органов заключаются в следующем:
осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;
взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сбор, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;
обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;
осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
ведение таможенной статистики внешней торговли;
обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
проведение научно-
Принципы деятельности таможенных органов:
законности;
приоритета прав и свобод человека и гражданина;
федерализма;
сочетания единоначалия и коллегиальности;
единства и целостности
единства целей и задач
Федеральная таможенная служба Российской
Федерации (ФТС РФ) в соответствии
с содержанием Таможенного
Основными задачами РТУ РФ, закрепленными в Общем положении о РТУ РФ (утв. Приказом ГТК РФ от 10 января 1996 г. № 12 (Приложение № 1)), являются: реализация таможенной политики РФ на территории подведомственного региона; разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ; обеспечение в подведомственном регионе защиты экономических интересов РФ в пределах компетенции таможенных органов; организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела и пр.
Основными функциями РТУ РФ в соответствии с Общим положением являются: разработка и peaлизация программ развития таможенного дела на территории подведомственного региона; организация, координация и контроль начисления и взимания нижестоящими таможенными органами таможенных платежей; организация, координация и контроль производства нижестоящими таможенными органами таможенного оформления товаров и транспортных средств; организация, координация и контроль деятельности нижестоящих таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела и пр.
Основными правами РТУ РФ, предусмотренными Общим положением о РТУ РФ (ст. 4), являются:
издавать в пределах своей компетенции индивидуальные (т. е. ненормативные) правовые акты, обязательные для исполнения теми участниками таможенных отношений, которым они адресованы в подведомственном РТУ РФ регионе;
взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти РФ и субъектов РФ;
контролировать в рамках своей
компетенции экономическую
Возглавляет региональные таможенные управления начальник, который назначается председателем ГТК РФ.
Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК РФ и непосредственным руководством РТУ РФ, которому она подчинена.
Основными функциями таможни, предусмотренными Общим положением о РТУ РФ, являются:
обеспечение в подведомственном регионе правового, экономического и организационного механизмов реализации таможенной политики РФ;
обеспечение правильного применения таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
начисление таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
информирование и
Таможенные посты действуют под контролем таможен либо РТУ РФ. Они занимаются взиманием различного рода таможенных платежей, осуществляют таможенный контроль и пр.
Законные распоряжения или требования должностного лица таможенного органа Российской Федерации обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами и их должностными лицами и иными работниками, а также физическими лицами.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Российской Федерации, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на это должностное лицо обязанностей, влекут ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
Должностные лица таможенных органов Российской Федерации не несут ответственности за моральный, физический и имущественный вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим Кодексом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.
должностным лицам относятся граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в порядке, установленном настоящим Законом, присвоены специальные звания (ст. 3 Закона). Статьей 5 Закона установлен перечень специальных званий от прапорщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы Российской Федерации.
К числу работников относятся должности, перечень которых устанавливает председатель ГТК РФ, которые предусмотрены в штатном расписании таможенных органов для технического обеспечения их деятельности.
Очевидно, что достаточно неопределенный термин "должностное лицо", сформулированный в данном Законе, имеет мало общего с понятием, установленным в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, где должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Анализ двух названных определений показывает, что понятие "должностное лицо" в Законе в целом значительно шире, чем в примечании к ст. 285 УК РФ.
Безусловно, сотрудник таможенного органа только тогда является субъектом должностного преступления, то есть "должностным лицом" в уголовно - правовом значении этого термина, если он, при совершении конкретных общественно опасных деяний вопреки интересам службы в таможенных органах, подпадает под признаки, изложенные в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ.
В соответствии с Законом, служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1 Закона "О службе в таможенных органах").
Граждане РФ, работающие в таможенных органах РФ, являются государственными служащими государственного органа, поскольку ГТК РФ (и подчиненные ему подразделения) относится к числу исполнительных органов государственной власти и является правоохранительным органом.
Далее: при решении вопроса о наличии или отсутствии у конкретного таможенника статуса должностного лица необходимо установить, какие из трех видов полномочий: организационно - распорядительные, административно - хозяйственные или функции представителя власти он использовал (или не использовал) при совершении конкретных общественно опасных деяний.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указал, что:
- организационно - распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий;
- к административно - хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
1. В упрощенном порядке могут
быть обжалованы решение,
2. Упрощенный порядок