Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:59, курс лекций
Характеристика таможенного права как отрасли в правовой системе Российской Федерации.
Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны. Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ)). За счет таможенного регулирования государство обеспечивает прогрессивное развитие своей экономики, ее процветание, а следовательно, повышает уровень жизни населения, что немаловажно для экономической политики любого государства.
3. Рассмотрение жалобы на
4. При обжаловании в упрощенном порядке по желанию лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа, должностным лицом таможенного органа составляется акт о рассмотрении этой жалобы в упрощенном порядке.
В случае отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке в этом акте указываются причины такого отказа.
Форма акта определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Акт о рассмотрении жалобы на решение,
действие (бездействие) должностного лица
таможенного органа в упрощенном
порядке подписывается
Копия акта о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке вручается лицу, обратившемуся с жалобой.
5. Рассмотрение жалобы на
6. Акт о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке может быть обжалован в общем порядке в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.
акрепляя основные способы обжалования,
п. 1 ст. 46 ТК РФ предусматривает возможность
досудебного и судебного обжало
Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Во избежание принятия по одному спору двух решений законодатель предусмотрел и последствия изменения лицом выбора процедуры обжалования, отдав приоритет в принятии решения по жалобе суду, т. е. жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, будет рассматриваться только судом.
Таким образом, выбор между досудебным и судебным порядком обжалования предоставлен лицу, подающему жалобу.
До 2004 года суды в России отказывали в принятии жалобы к рассмотрению по причине несоблюдения досудебного порядка урегулирования таможенных споров. Однако такое положение весьма ограничивало возможности защиты своих прав и законных интересов участниками внешнеэкономической деятельности.
Статья 47 ТК РФ определяет порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы. Данная статья регламентирует порядок досудебного обжалования.
1. Жалоба на решение, действие
(бездействие) таможенного
2. Жалоба на решение, действие
(бездействие) должностного
3. Жалоба на решение, действие
(бездействие) начальника
4. Жалоба на решение, действие
(бездействие) Федеральной
В соответствии с пп. 3 п. 1. ст. 47 ТК РФ жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуются.
Согласно п. 2 ст. 47 ТК РФ таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или начальника которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления.
Законом предусмотрена дополнительная гарантия надлежащего рассмотрения жалобы, поступившей в таможенный орган. В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать (прежде всего имеются в виду случаи ошибочной подачи жалобы в ненадлежащий таможенный орган), он обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с положениями ст. 47 ТК РФ, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу. Указанная норма преследует цель обеспечения реагирования на обращение лица в максимально короткие сроки.
Понятие декларанта - одно из наиболее важных в понятийном аппарате таможенного законодательства. Не случайно определение декларанта содержится в ряде нормативных актов по таможенному делу. В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" декларант - это "лицо, перемещающее через таможенную границу товары и (или) заявляющее (декларирующее), представляющее и предъявляющее товары для целей таможенного оформления" (ч. 7 ст. 5). ТК приводит определение декларанта дважды (ч. 10 ст. 18; ч. 1 ст. 172), но, к сожалению, ни одно из них не содержит сущностной характеристики этого субъекта таможенных правоотношений. В ТК законодатель только отвечает на вопрос, кто может быть декларантом. По действующему законодательству декларантом может выступить:
1) лицо, перемещающее товары и транспортные средства;
2) таможенный брокер.
Понятие и правовой статус таможенного декларанта установлен в гл. 24
ТК (ст. 157-163). Под "лицами, перемещающими товары и транспортные средства", понимаются лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с российским таможенным законодательством для совершения с товарами действий, предусмотренных ТК, от собственного имени (ч. 9 ст. 18 ТК). Примером последних могут быть лица, управляющие транспортным средством: "При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком на подачу краткой декларации, таковым для таможенных целей является капитан, водитель или иное физическое лицо, управляющее транспортным средством".
Декларантом может быть
При определении правового
статуса декларанта
Современное таможенное право Российской Федерации демонстрирует примеры нового подхода к определению понятия декларанта, устанавливая начала равных взаимоотношений таможенных органов и субъектов внешнеэкономической деятельности.
Это находит свое выражение в: положениях, фиксирующих материальную ответственность таможенных органов за причинение своими действиями ущерба участникам внешнеэкономических связей;
- четко определенной процедуре
обжалования принятых решений,
действий или бездействий
- установлении обязанности
Все основные особенности института декларирования так или иначе связаны с "пограничным" характером таможенного регулирования. Это и возможность делегирования налоговых обязательств иному лицу, самостоятельно действующему по этому вопросу с таможенным органом, и обязательное обеспечение фискальных интересов государства: декларант может вступать в таможенно-тарифные отношения, только имея гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов.
В таможенно-тарифном
8. Правовой статус уполномоченного экономического оператора.
Что касается процедуры получения статуса уполномоченного экономического оператора, то она представляет собой, во-первых, серьезную подготовительную работу, во-вторых, по оценкам экспертов, реальный максимальный срок включения в реестр, не включая времени сбора и подготовки пакета документов, но с учетом сроков выездной внеплановой проверки, может составить около 9 месяцев.
В итоге, что дает юридическому лицу статус уполномоченного экономического оператора:
1. Прежде всего, речь идет
о возможности хранить и
2. Уполномоченному
3. Отсутствуют ограничения по
местам декларирования
4. Предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и(или) периодической декларации; периодическое таможенное декларирование.
5. При применении уполномоченным
экономическим оператором
Это позволит оператору быть готовым к
проведению таможенного досмотра и спланировать
сроки таможенного оформления товаров.
6. Более того, уполномоченный экономический
оператор имеет право «
7. Уполномоченный экономический
оператор может указывать один
классификационный код ТН ВЭД
в отношении товара в
8. Кроме того, предусматривается
возможность заключения между
уполномоченным экономическим
Важно отметить, что данное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия применения оператором таможенных процедур переработки товаров (на таможенной территории, вне таможенной территории и для внутреннего потребления). Таким образом, данное положение освобождает оператора от обязанности подготовки отдельного пакета документов в таможенный орган для получения разрешения на переработку.
9. Относительно таможенного транзита, уполномоченному экономическому оператору предоставлено право доставки иностранных товаров, следующих в его адрес от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа,