Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование понятия тарифная льгота, целей её применения, механизма практической реализации в рамках Таможенного союза.
Для достижения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и виды тарифной льготы в системе тарифного регулирования.
2. Определить особенности применение тарифных льгот на современном этапе.
3. Изучить состояние и перспективы развития единой системы предоставления тарифных льгот и преференций в РФ.
4. Указать пути совершенствования внешнеэкономической деятельности России.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
1) ввозимых под таможенным контролем
в рамках соответствующих
таможенных режимов,
2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
3) ввозимых в рамках международного
сотрудничества государств Сторон
в области исследования и
В ст. 6 указывается, что при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств Сторон от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:
1) транспортные средства,
осуществляющие международные
2) продукция морского
промысла судов государств
3) товары, ввозимые для
официального или личного
4) валюта государств
Сторон, валюта третьих стран
(кроме используемой для
5) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;
6) товары, кроме подакцизных
(за исключением легковых
7) товары, ввозимые в
рамках таможенных режимов,
8) товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;
9) товары, подлежащие
обращению в собственность
государств Сторон, в случаях,
предусмотренных их
Предоставление тарифных льгот является одним из условий успешного сотрудничества Таможенного союза по таможенным вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, тарифные льготы способны влиять не только на экономическую ситуацию внутри союза, но регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритетным направлением создания Таможенного союза является укрепление координации экономической политики и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства, создание общего экономического пространства и выхода государств — членов Таможенного союза на мировой рынок.
Применение тарифных льгот и преференций в любой стране жёстко связано с действующей законодательно-правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве стран, так и на международном праве. Это справедливо и по отношению к российской теории и практики в области правил, порядка и условий применения тарифных льгот и преференций.
Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» и Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12.12.2008, который вступил в силу с 1 января 2010 г., предусматривают следующие подходы к предоставлению тарифных льгот и преференций при ввозе в РФ товаров из третьих стран.
Тарифные льготы могут применяться в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины (ст. 5 Соглашения). Так в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, предусмотрено применение ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ.13
В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, предусмотрено применение нулевых ставок ввозных таможенных пошлин.
На сегодня предоставление тарифных преференций при ввозе в РФ товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, предусмотрено ПП от 13.09.1994 № 1057 «Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации», а также Приказом ФТС РФ от 25.12.2003 № 1539.
Сопоставив действующие и вновь принятые (вступившие в силу с 1 января 2010 г.) перечни указанных стран, можно отметить, что перечни развивающихся и наименее развитых стран, определённые Решением, отличаются от аналогичных перечней.
В перечень развивающихся стран дополнительно входят Босния и Герцеговина, Ботсвана, Республика Кабо-Верде, Республика Сербия, Республика Черногория (отсутствуют – Республика Ангола, Болгария, Кипр, Мальта, Румыния, Словения, Союз государств Сербии и Черногории, Хорватия).
В перечень наименее развитых стран дополнительно входят Ангола, Демократическая Республика Конго, Республика Сенегал, Демократическая Республики Восточный Тимор, Эритрея (отсутствуют – Босния и Герцеговина, Республика Ботсвана, Заир, Республика Кабо-Верде).
При этом необходимо сказать, что на данный момент вышеуказанные тарифные преференции предоставляются при одновременном соблюдении следующих правил:
– при выполнении условий
достаточной переработки
– при выполнении условий прямой отгрузки (поставки) и непосредственной закупки;
– при условии предоставления сертификата о стране происхождения товара по форме «СТ-1» (ПП № 716 от 27.11.2003 – для стран СНГ) или по форме «А» (Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций, Москва, 12 апреля 1996).
Также одной из важнейших задач в исследовании проблем таможенно-тарифных льгот и преференций является изучение понятийного аппарата, применяемого в отечественной теории и практике.
В понятийном аппарате ТК РФ определение «тарифных льгот и преференций» отсутствует (они лишь однажды косвенно упоминаются в ст. 356 Таможенного кодекса). Однако понятие тарифных льгот можно встретить в ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе». Тарифная льгота – предоставление на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. При этом законодатель использует понятия «тарифные льготы» и «тарифные преференции» как синонимичные. Однако следует отметить, что в науке таможенного права и практике таможенного регулирования эти понятия различаются.
Перед национальной экономикой
России стоит задача перехода от топливно-сырьевой
модели к инновационной и
Решение проблемы развития и расширения поставок продукции высокой степени обработки, особенно наукоемких и высокотехнологичных изделий, требует активизировать работу по реализации государственной политики поддержки экспорта.
Следует отметить, что в результате правительственных реорганизаций последнего времени выполнение функции государственной поддержки экспорта существенно ослабло.
При выработке системы
государственной поддержки
К числу критериев, определяющих приоритетность производства и экспорта конкретных видов продукции, следует отнести:
- степень наукоемкости
продукции (инновационный
- динамику спроса на продукцию на мировом рынке;
- мультипликативный эффект от наращивания производства экспортируемой продукции;
- экономическая эффективность экспорта продукции.14
Последний критерий является при этом решающим.
Сама система государственной поддержки российского экспорта должна включать разнообразные инструменты экономического воздействия, а также меры организационного и информационного содействия экспортеру. К числу таких мер можно отнести:
- государственное регулирование на макроэкономическом уровне;
- прямая, по большей
части возмездная, финансовая помощь
(но не исключается в
- участие государства
в кредитовании экспорта; меры
внешнеторговой политики (протекционистская
защита отдельных отраслей и
подотраслей и методы
- меры организационного и информационного содействия продвижения экспорта;
- участие государства
в страховании экспортных
При этом важнейшим макроэкономическим инструментом развития экспорта выступает также и валютный курс.
В число инструментов
государственной поддержки
В рамках программ гарантирования и страхования экспорта по аналогии с зарубежными странами можно страховать на 90% коммерческие риски и на 100% политические риски. Коммерческие риски могут включать в себя возможные потери экспортера, связанные с ростом цен на сырье и материалы, изменением валютного курса, риска, связанного с несвоевременной оплатой экспортной поставки. Размер страховой пошлины, уплачиваемой экспортером, зависит от политической и экономической стабильности стран-импортеров, от состояния мировых товарных и валютных рынков.
В качестве одного из компонентов
системы государственной
В регулировании
Для решения этих задач
должны быть предприняты меры в сфере
регулирования внешней
- организовано стимулирование
экспорта товаров с высокой
добавленной стоимостью, в том
числе за счет существенного
расширения практики
- дальнейшее более гибкое применение тарифных и нетарифных инструментов для селективной поддержки отечественных товаропроизводителей. Пошлины должны служить, прежде всего, этим целям, а не только выполнять фискальные функции. При этом следует провести снижение импортного тарифа на сырьевые товары, комплектующие изделия, не производимые в стране и в то же время особо важные для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей виды технологического оборудования, одновременно необходимо провести корректировку импортного тарифа на готовые изделия с учетом импортозамещения в целях в целях загрузки простаивающих отечественных производственных мощностей.
Информация о работе Механизм практической реализации в рамках Таможенного союза